Адлер компенсация и сверхкомпенсация

Комплекс неполноценности и «эффект сверхкомпенсации» по Альфреду Адлеру

Адлер компенсация и сверхкомпенсация

Викентьев И.Л.

Одно из самых известных достижений Альфреда Адлера – введение им понятия «комплекс неполноценности».

«Эти представления Адлера во многом сложились под впечатлением концепции фикционализма, разработанной немецким философом-позитивистом Гансом Файхингером (1852-1933).

В опубликованной в 1911 году работе «Философия «как если бы» Файхингер выдвинул положение о том, что поведение огромного числа людей определяется некими социальными «фикциями» (такими, например, как «все люди равны в своих возможностях» или «чтобы добиться успеха в жизни, главное — желание»), которые совершенно не соответствуют действительности.

В погоне за этими фикциями люди понапрасну расточают свои силы и энергию, так ничего реального и не добиваясь. Аналогичным образом, согласно Адлеру, протекает жизнь невротика, который, стремясь компенсировать чувство собственной неполноценности, преследует цель достижения фиктивного превосходства.

Хотя компенсация и сверхкомпенсация чувства неполноценности через стремление к превосходству может приносить свои неожиданные плоды (именно сверхкомпенсацией чувства неполноценности, вызванного, в частности, физическими недостатками, Адлер объясняет, например, творчество Бетховена и Шиллера, ораторское искусство Демосфена), чаще всего, однако, это стремление остаётся неудовлетворённым, порождая всё новые проблемы и резко ограничивая круг интересов личности.

Поэтому, считает Адлер, в жизни человека должны быть иные ориентиры, другой источник душевной энергии. И таким источником, на его взгляд, является присущая каждому человеку, врождённая потребность ощущать себя частицей мироздания, человечества в целом — чувство общности.

В отличие от Фрейда, Адлер рассматривает человека прежде всего в контексте общественных связей, считая его изначально социальным существом, не способным без ущерба для себя жить обособленно от других людей, на что обрекает его желание возвыситься над остальными. В этом смысле чувство общности выступает антитезой стремления к власти, одновременно являясь мерой душевного здоровья и социальной адаптации личности».

Боковиков А.М., К Читателю / Альфред Адлер, Практика и теория индивидуальной психологии, М., «За экономическую грамотность», 1995 г., с. 12. 

А вот как резюмирует свои рассуждения сам Альфред Адлер:

«1. В понятии «жизнь» уже содержится органический и душевный модус, который повсюду предстает перед нами в качестве «внутренней потребности к установке цели». Поскольку жизнь требует от нас действия, то тем самым душевная жизнь принимает характер, соответствующий конечной цели.

2. Постоянное стремление к достижению цели обусловлено у человека его чувством неполноценности. То, что мы называем влечениями, уже представляет собой ориентированный на цель путь; желания же, несмотря на свои внешние противоречия, накапливаются, чтобы проникнуться этой единой целью.

3.

Так же как неполноценный орган создаёт невыносимую ситуацию, следствием которой являются многочисленные компенсаторные попытки, пока организм вновь не почувствует себя способным справляться с требованиями своего окружения, — так и душа ребёнка вследствие его неуверенности в себе пытается найти тот запас дополнительной энергии, которая должна создать надстройку над его чувством неполноценности.

4. Изучение душевной жизни в первую очередь должно считаться с этими пробными попытками и напряжением сил, проистекающими из конституционально данных реалий и пробных, а затем в конечном счёте испытанных действий, в которых человек использует среду в своих целях.

5. Поэтому любой душевный феномен следует понимать лишь как частное проявление единого жизненного плана. Все попытки проникнуть в сущность детской душевной жизни через анализ явления, а не его контекста можно объявить неудачными. Ибо «факты» детской жизни никогда нельзя рассматривать как готовые — они представляют собой подготовительные по отношению к цели действия.

6. В соответствии с этим, ничего, однако, не делается просто так. Как наиболее важные мы хотим выделить следующие руководящие линии.

Реальная деятельность:

а) развитие способностей, направленных на достижение превосходства;б) сравнение себя со своим окружением;в) накопление знаний и навыков;г) ощущение враждебности внешнего мира;

д) использование для достижения превосходства любви и послушания, ненависти и упрямства, чувства общности и стремления к власти.

Воображение:

е) формирование «как если бы» (фантазии, символические успехи);ж) использование слабости;

з) откладывание решений, поиск «укрытия».

7. Непременным условием этих направляющих линий является исключительно высоко поставленная цель, всемогущество и богоподобие, которая, чтобы быть действенной, должна оставаться в бессознательном.

Как только смысл и значение этой цели и её противоречие с истиной становятся совершенно очевидными, понятными, человек больше ей не подчиняется, он может устранить её механизирующее, схематизирующее влияние путем осмысленного сближения с объективными требованиями общества.

В соответствии с конституцией человека и его опытом эта цель облачается в самую разную одежду и в этой форме, в том числе форме психоза, может быть осознана.

Бессознательность этой цели достижения власти продиктована её непреодолимым противоречием с реальным чувством общности.

Из-за недостатка осмысленного проникновения в неё и вследствие всецелой одержимости человека потребностью к власти едва ли можно ожидать, что она будет понята без посторонней, компетентной помощи.

8.

Внешнее облачение стремления к власти чаще всего создается по схеме «мужчина — женщина», «низ — верх», «всё или ничего», иногда оно принимает внешне противоречивый вид и указывает на то количество власти, которым хочет обладать ребёнок. С тем, что в этой схеме понимается как противоположность власти, обычно со слабостью, борются как с враждебным элементом, как с тем, что должно быть побеждено.

9. Все эти явления принимают у невротика острую форму, поскольку пациент вследствие своего состояния борьбы и своей своеобразной апперцепционной схемы уклоняется от какой бы то ни было серьёзной ревизии своих ошибочных детских суждений. В чём ему очень помогает его подкреплённая этим солипсистическая точка зрения.

10. Таким образом, нет ничего удивительного в том, что любой невротик ведёт себя так, как будто ему всё время надо доказывать своё превосходство, к тому же почти всегда своё превосходство над женщиной».

Альфред Адлер, Практика и теория индивидуальной психологии, М., «За экономическую грамотность», 1995 г., с. 118-120.

За несколько столетий до Альфреда Адлера об этом эффекте писал Фрэнсис Бэкон.

Источник: https://vikent.ru/enc/1258/

Теория личности Адлера

Адлер компенсация и сверхкомпенсация

Другой последователь Фрейда А. Адлер стал основателем нового, социально-психологического подхода к исследованию психики человека, получившего название индивидуальной психологии. Именно в развитии этих новых идей своей концепции он и разошелся с Фрейдом.

Его теория, нашедшая свое отражение в работах «О нервном характере» (1912), «Теория и практика индивидуальной психологии» (1920), «Человекознание» (1927), «Смысл жизни» (1933), представляет собой совершенно новое направление, очень мало связанное с классическим психоанализом и являющееся целостной системой развития личности.

Теория личности Адлера отрицает положения Фрейда и Юнга о доминировании бессознательных влечений в личности и поведении человека, влечений, которые противопоставляют и отделяют человека от общества.

Не врожденные влечения или архетипы, но чувство общности с другими людьми, стимулирующее социальные контакты и ориентацию на других людей, — вот та главная сила, которая определяет поведение и жизнь человека, считал Адлер.

Однако есть и нечто общее, объединяющее концепции этих трех психологов: все они предполагают, что человек имеет некоторую внутреннюю, присущую ему одному природу, которая оказывает влияние на формирование личности. При этом Фрейд придавал решающее значение сексуальным факторам, Юнг — первичным типам мышления, а Адлер подчеркивал роль общественных интересов.

В то же время Адлер был единственным, кто считал важнейшей тенденцией в развитии личности человека стремление сохранить в целостности свою индивидуальность, осознавать и развивать ее.

Фрейд в принципе отвергал идею об уникальности каждой человеческой личности, исследуя скорее то общее, что присуще бессознательному. Юнг хотя и пришел к идее о целостности и «самости» личности, но значительно позже, в 1950—1960-х гг.

Мысль о целостности и уникальности личности является неоценимым вкладом Адлера.

Не менее важна и провозглашенная им идея о творческом Я.

В отличие от фрейдовского Эго, служащего целям врожденных влечений и потому определяющего полностью путь развития личности в заданном направлении, Я Адлера представляет собой субъективную и индивидуализированную систему, которая может менять направление развития личности, интерпретируя жизненный опыт человека и придавая ему различный смысл. Более того, это Я само предпринимает поиски такого опыта, который может облегчить данному человеку осуществление его собственного, уникального стиля жизни.

Теория личности Адлера является хорошо структурированной системой и покоится на нескольких основных положениях, объясняющих многочисленные варианты и пути развития личности. Эти основные положения таковы:

  1. фиктивный финализм,
  2. стремление к превосходству,
  3. чувство неполноценности,
  4. общественный интерес,
  5. стиль жизни,
  6. творческое Я.

Идея фиктивного финализма была заимствована Адлером у известного немецкого философа Г. Файгингера, который писал, что все люди ориентируются в жизни посредством конструкции или фикций, которые организуют и систематизируют реальность, детерминируя наше поведение.

У Файгингера Адлер также почерпнул идею о том, что мотивы человеческих поступков определяются в большей степени надеждами на будущее, а не опытом прошлого.

Эта конечная цель может быть фикцией, идеалом, который нельзя реализовать, но, тем не менее, оказывается вполне реальным стимулом, определяющим устремления человека.

Адлер также подчеркивал, что здоровый человек в принципе может освободиться от влияния фиктивных надежд и увидеть жизнь и будущее такими, какие они есть на самом деле. Для невротиков же это оказывается невыполнимым, и разрыв между реальностью и фикцией еще больше усиливает их напряжение.

Адлер считал, что большое значение в формировании структуры личности человека играет его семья, люди, которые его окружают в первые годы жизни.

Значение социального окружения особенно подчеркивалось Адлером (одним из первых в психоанализе), так как он исходил из мысли, что ребенок рождается не с готовыми структурами личности, но лишь с их прообразами, которые формируются в процессе жизни. Наиболее важной структурой он считал стиль жизни.

Развивая идею о стиле жизни, определяющем поведение человека, Адлер исходил из того, что это та детерминанта, которая определяет и систематизирует опыт человека. Стиль жизни тесно связан с чувством общности, одним из трех врожденных бессознательных чувств, составляющих структуру Я.

Чувство общности или общественный интерес — это своеобразный стержень, который держит всю конструкцию стиля жизни, определяет ее содержание и направление. Чувство общности хотя и является врожденным, но может остаться неразвитым.

Эта неразвитость чувства общности — основа асоциального стиля жизни, причина неврозов и конфликтов, возникающих у человека. Развитие чувства общности связано с близкими взрослыми, окружающими ребенка с детства, прежде всего с матерью.

У отверженных детей, растущих с холодными, отгороженными от них матерями, чувство общности не развивается. Не развивается оно и у избалованных детей, так как чувство общности с матерью не переносится на других людей, остающихся для ребенка чужими.

Уровень развития чувства общности определяет и систему представлений о себе и о мире, которая создается каждым человеком. Неадекватность этой системы создает препятствия для личностного роста, провоцирует развитие неврозов.

Формируя свой жизненный стиль, человек фактически сам является творцом своей личности, которую он создает из сырого материала наследственности и опыта.

Творческое Я, о котором пишет Адлер, является своеобразным ферментом, который воздействует на факты окружающей действительности и трансформирует эти факты в личность человека, «личность субъективную, динамичную, единую, индивидуальную и обладающую уникальным стилем».

Творческое Я, с точки зрения Адлера, сообщает жизни человека смысл, оно творит как саму цель жизни, так и средства для ее достижения.

Таким образом, для Адлера процессы формирования жизненной цели, стиля жизни являются, по сути, актами творчества, которые придают человеческой личности уникальность, сознательность и возможность управления своей судьбой. В противовес Фрейду он подчеркивал, что люди — это не пешки в руках внешних сил, но сознательные целостности, самостоятельно и творчески создающие свою жизнь.

Если чувство общности определяет направление жизни, его стиль, то два других врожденных и бессознательных чувства — неполноценности и стремления к превосходству — являются источниками энергии личности, необходимой для ее развития.

Оба эти чувства являются позитивными, это стимулы для личностного роста, самосовершенствования.

Если чувство неполноценности воздействует на человека, вызывая в нем желание преодолеть свой недостаток, то стремление к превосходству вызывает желание быть лучше всех, не только преодолеть недостаток, но и стать самым умелым и знающим.

Эти чувства, с точки зрения Адлера, стимулируют не только индивидуальное развитие, но и развитие общества в целом благодаря самосовершенствованию и открытиям, сделанным отдельными людьми. Существует и специальный механизм, помогающий развитию этих чувств, компенсация.

Теория личности Адлера выделяет четыре основных вида компенсации:

  • неполная компенсация,
  • полная компенсация,
  • сверхкомпенсация,
  • мнимая компенсация, или уход в болезнь.

Соединение определенных видов компенсации с жизненным стилем и уровнем развития чувства общности дало ему возможность создать одну из первых типологий развития личности.

В теории личности Адлера существует положение о том, что развитое чувство общности, определяя социальный стиль жизни, дает возможность человеку создать достаточно адекватную схему окружающего.

При этом люди с неполной компенсацией меньше чувствуют свою ущербность, так как они могут компенсироваться при помощи других, при помощи сверстников, от которых они не чувствуют отгороженности.

Это особенно важно при физических дефектах, которые часто не дают возможности полной их компенсации и тем самым могут послужить причиной изоляции ребенка от сверстников, остановить его личностный рост и совершенствование.

В случае сверхкомпенсации такие люди стараются обратить свои знания и умения на пользу людям, их стремление к превосходству не превращается в агрессию против людей. Примерами такой сверхкомпенсации превосходства при социальном жизненном стиле для Адлера служили Демосфен, преодолевший свое заикание, Ф. Рузвельт, преодолевший свою физическую слабость, и многие другие замечательные люди.

В то же время при неразвитом чувстве общности у ребенка начинают уже в раннем детстве формироваться различные невротические комплексы, которые приводят к отклонениям в развитии их личности.

Так, неполная компенсация приводит к возникновению комплекса неполноценности, который приводит к развитию неадекватной схемы апперцепции, изменяет жизненный стиль, привнося тревожность, чувство неуверенности в себе, чувство зависти, конформность и напряженность в жизнь ребенка.

Невозможность преодолеть свои дефекты, в особенности физические, часто приводит и к мнимой компенсации, при которой ребенок, так же как позднее уже взрослый человек, начинает спекулировать своим недостатком, стараясь извлечь привилегии из внимания и сочувствия, которым его окружают.

Однако такой вид компенсации несовершенен, так как он останавливает личностный рост, формируя также неадекватную, завистливую, эгоистическую личность.

В случае сверхкомпенсации у людей с неразвитым чувством общности стремление к самосовершенствованию трансформируется в невротический комплекс власти, доминирования и господства. Такие люди используют свои знания для приобретения власти над людьми, для порабощения их, думая не о пользе общества, но о своих выгодах.

При этом также формируется неадекватная схема окружающего, изменяющая стиль жизни человека. Такие люди становятся все большими тиранами и агрессорами, подозревающими окружающих в желании отнять у них власть. Потому они становятся подозрительными, жестокими, мстительными, не щадя даже своих близких.

Для Адлера примерами такого стиля жизни были Нерон, Наполеон, Гитлер и другие авторитарные правители и тираны, не обязательно в масштабах страны, но и в рамках своей семьи, близких.

При этом, с точки зрения Адлера, наиболее авторитарными и жестокими становятся дети избалованные, в то время как отверженным детям в большей степени присущ комплекс вины и неполноценности.

Одно из главных качеств личности, которое помогает ей устоять в жизненных невзгодах, преодолеть трудности и достичь совершенства, является умение кооперировать, сотрудничать с другими.

Только в сотрудничестве человек может преодолеть свое чувство неполноценности, привнести ценный вклад в развитие всего человечества.

Адлер писал, что, если человек умеет сотрудничать с другими, он никогда не станет невротиком, в то время как недостаток кооперации является корнем всех невротических и плохо приспособленных стилей жизни.

Хотя не все положения в теории личности Адлера нашли свое подтверждение в дальнейших экспериментальных исследованиях, сама идея о роли чувства общности и индивидуального стиля жизни в формировании личности, особенно мысль о компенсации как основном механизме психического развития и коррекции поведения, стала неоценимым вкладом в психологическую науку.

Необходимо отметить и вклад Адлера в психотерапию, так как он одним из первых исследовал роль игры в преодолении неврозов и закомплексованности.

Он считал, что именно игра дает возможность детям преодолеть их комплекс неполноценности, который они испытывают в мире окружающих их взрослых. При этом спонтанная игра детей уже является хорошим психотерапевтическим средством.

В том же случае, когда требуется преодоление более серьезных комплексов и решение специальных проблем, развитие игры должно осуществляться и направляться взрослым.

Теория личноти Адлера явилась своеобразной антитезой фрейдовской концепции человека. Она оказала огромное влияние на гуманистическую психологию, психотерапию и психологию личности.

Источник: https://psyera.ru/5025/teoriya-lichnosti-adlera

Psycheya > Библиотека

Адлер компенсация и сверхкомпенсация

План:

  • Принципы индивидуальной психологии.
  • Социальная обусловленность индивидуальной психологии.
  • Психологический рост.

Литература:

  1. Бодлер Г. Личность и личностный рост. М.; ВЦП, 1985» С» 104 127.
  2. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. М.: изд-во МГУ, 1982..С. 14-18.
  3. Ярошевский М.Г. История психологии. М.: Мысль, 1985.

«Индивидуальная психология твердо стоит на точке зрения эволюции и с этой точки зрения рассматривает все человеческие стремления как борьбу за совершенствование»

А.Адлер.

А.Адлер /1870-1937/ был основателем холистической системы индивидуальной психологии, рассматривающей индивидуума как интег­рированную целостность в рамках социальной системы. Основные принципы индивидуальной психологии:

•  холизм /целостность/;

•  единство индивидуального стиля;

•  направленность поведения к цели /актуальные цели, а не прошлый опыт личности определяют поведение/;

•  социальный интерес как проявление социальных влияние на индивидуальную психику.

Структура личности, по мнению Адлера, целостна и едина. /Рис. 78/. Формирование личности определяет чувство неполноценности — врожденное чувство, возникающее из органического несовершенства и слабости человека.

Чувство неполноценности вызывает стремление к превосходству. Оно проявляется в виде «цели победы» и «цели превосходства», ко­торые создают определенные «стили жизни»:

1 Успешная компенсация чувства неполноценности — результат совпадения стремления к превосходству с социальными интересами личности.

2. Сверхкомпенсация — одностороннее приспособление к жизни, сущность которого в том, что болезненное состояние неполноценнос­ти вызывает столь энергичные защитные реакции, которые способны парализовать не только непосредственную опасность, но и то, что может возникнуть в будущем.

Так психические явления человека стремятся из прошлого в бу­дущее.

3. Уход в болезнь — неудавшийся способ компенсации, при кото­ром человек «вырабатывает» симптомы болезни, чтобы оправдать свою неудачу.

компенсация

Стремление к превосходству

 

Рис. 78 Индивидуальная психология А. Адлера

Таким образом, успешная компенсация — самый оптимальный с точки зрения психической энергии стиль жизнедеятельности, побуж­даемый развитым социальным чувством.

Социальное чувство иди социальный интерес проявляются в чув­стве общности с людьми /способность к любви и кооперации/ и в глу­боком стремлении к общественному благу.

Итак, индивидуальная психология отрицает фатальную связь пси­хического развития личности с биологическим субстратом, психичес­кое развитие человека подчинено логике общественных отношений.

Остановимся подробнее на анализе целостной системы индивиду­альной психологии.

Основные представления индивидуальной психологии А. Адлера

Чувство неполноценности

Все дети глубоко испытывают чувство неполноценности, явля­ющееся неизбежным следствием их физических размеров, недостатка сил и возможностей.

Умеренное чувство неполноценности может побудить индивидуума к конструктивным усилиям и достижениям.

Чувства неполноценности — причина всех улучшений в положении человечества«

Борьба за превосходство

Ранний Адлер утверждал, что агрессивные тенденции и борьба за власть были решающими в индивидуальном и родовом выживании.

Позже Адлер рассматривал агрессию и волю к власти как прояв­ление побуждения улучшать себя, развивать свои способности, свою потенциальность.

Рис. 79 Жизненная цель как сосредоточение стремлений и достижений, направляет жизнь индивида

Итак, именно позитивная цель превосходства адекватна стремлению человека к совершенствованию, составляющему часть его жиз­ни, стремлению, без которого жизнь немыслима.

Формирование жизненных целей начинается в детстве как компен­сация чувства неполноценности, небезопасности, неуверенности и беспомощности в мире взрослых» Жизненные цели обеспечивают направ­ление на задачи деятельности, позволяют со стороны интерпретиро­вать поведение человека.

Стили жизни

Жизненный стиль — это уникальный способ, выбранный каждым индивидуумом для следования своей жизненной цели.

В общий стиль жизни включаются, на первый взгляд, изолирован­ные привычки, черты поведения, эмоциональные отклики личности и ДР.

Как часть своего жизненного стиля, каждый человек создает се­бе представление о себе и о мире.

Апперцепция — психологическое понятие, означающее восприятие, включая субъективную интерпретацию воспринятого.

Индивидуум — и картина, и художник одновременно.

Чувство общественного

Общественное чувство — «чувство человеческой солидарности, связи человека с человеком…, расширенное ощущение товарищества в человеческом обществе».

Чувство общности — не просто интерес к ближайшему человечес­кому окружению, это ощущение родства, связанности со всем целым.

Кооперация

Только посредством сотрудничества с другими, внесения ценного вклада в общественную деятельность, мы можем преодолеть действи­тельную неполноценность или наше чувство неполноценности.

Таким образом, развитие кооперативного поведения — есть об­щественное чувство в действии.

Работа, дружба, любовь — триединая задача, аспекты одной и той же проблемы — необходимости для людей поддерживать и развивать жизнь в той среде, в которой находится человек.

Жить — значит развиваться. Психическое развитие отражает врожденное стремление человека к совершенствованию, к совершенствова­нию отношений с окружающими, на пути к которому личность преодоле­вает серьезные препятствия.

Адлеровская теория личности оказала воздействие на гуманисти­ческую психологию, психотерапию и теорию личности. Усиление соци­ального интереса стало стержневым направлением психотерапии.

«Я говорю пациентам: «Вы можете вылечиться за две недели, если будете следовать предписанию: попытайтесь каждый день думать как вы можете сделать кому-нибудь приятное.»

Рис. 82 Психологический рост и препятствие к росту.

Вопросы:

  1. Каковы основные принципы индивидуальной психологии А.Ад­лера?
  2. Как соотносятся представления о детерминантах поведения у неофрейдистов и в теории Адлера?
  3. Дайте общую характеристику развитию индивида в обществе?
  4. Каковы общие и специфические характеристики жизненных це­лей?
  5. Дайте социально-психологическую характеристику, «чувства общности» и его влияния на жизненный стиль индивида.
  6. Какова динамика психологического роста индивида?

Назад | | Вперед

Источник: http://psycheya.ru/lib/ob_psi/9.htm

21. Проблема компенсации и сверхкомпенсации по Адлеру

Адлер компенсация и сверхкомпенсация

Чувствонеполноценности и компенсация

Всамом начале своей карьеры, когда онеще сотрудничал с Фрейдом, Адлеропубликовал монографию, озаглавленную»Исследование неполноценности органаи ее психической компенсации» (Adler,1907/1917b).

В этой работе он развил теориюо том, почему одно заболевание беспокоитчеловека больше, чем другое, и почемуодни участки тела болезнь поражаетскорее, чем другие. Он предположил, чтоу каждого индивидуума какие-то органыслабее других, и это делает его болеевосприимчивым к болезням и поражениямименно данных органов.

Более того, Адлерсчитал, что у каждого человека происходитзаболевание именно того органа, которыйбыл менее развит, менее успешнофункционировал и, в целом, был»неполноценным» от рождения. Так,например, некоторые люди рождаются стяжелой аллергией, что может привестик повреждению, скажем, легких.

Эти людимогут страдать частыми бронхитами илиинфекционными заболеваниями верхнихдыхательных путей.

Адлер впоследствиинаблюдал, что люди с выраженнойорганической слабостью или дефектомчасто стараются компенсироватьэтидефекты путем тренировки и упражнений,что нередко приводит к развитиювыдающегося мастерства или силы: «Почтиу всех выдающихся людей мы находимдефект какого-либо органа; складываетсявпечатление, что они очень страдали вначале жизни, но боролись и преодолелисвои трудности» (Adler, 1931, р. 248).

Историяи литература предоставляют многопримеров исключительных достижений,являющихся результатом усилий,предпринятых для преодолениянедостаточности органа. Демосфен,заикавшийся с детства, стал одним изсамых выдающихся в мире ораторов.

ВильмаРудольф, страдавшая в детстве физическимнедугом, трижды завоевывала золотыеолимпийские медали в легкой атлетике.Теодор Рузвельт, слабый и болезненныйв детстве, приобрел физическую форму,образцовую как для взрослого человекавообще, так и для президента СоединенныхШтатов в частности.

Такимобразом, неполноценностьоргана,то есть его врожденная слабость илинедостаточное функционирование, можетприводить к впечатляющим достижениямв жизни человека.

Но она же может повлечьза собой и чрезмерно выраженное чувствособственной неполноценности, еслиусилия, направленные на компенсациюдефекта, не приводят к желаемомурезультату.

Конечно,в идее о том, что организм пытаетсякомпенсировать свою слабость, не былоничего нового. Врачам давно было известно,что если, например, одна почка плохофункционирует, другая берет на себя еефункции и несет двойную нагрузку.

НоАдлер указал на то, что этот процесскомпенсации имеет место в психической сфере:люди часто стремятся не толькокомпенсировать недостаточность органа,но у них также появляется субъективноечувство неполноценности,которое развивается из ощущениясобственного психологического илисоциального бессилия.

Комплекснеполноценности и его истоки. Адлерполагал, что чувство неполноценностиберет свое начало в детстве. Он объяснялэто следующим образом: ребенок переживаеточень длительный период зависимости,когда он совершенно беспомощен и, чтобывыжить, должен опираться на родителей.

Этот опыт вызывает у ребенка глубокиепереживания неполноценности по сравнениюс другими людьми в семейном окружении,более сильными и могущественными.Появление этого раннего ощущениянеполноценности обозначает началодлительной борьбы за достижениепревосходства над окружением, а такжестремление к совершенству и безупречности.

Адлер утверждал, что стремление кпревосходству является основноймотивационной силой в жизни человека.

Такимобразом, согласно Адлеру, фактическивсе, что делают люди, имеет цельюпреодоление ощущения своей неполноценностии упрочение чувства превосходства.Однако ощущение неполноценности поразным причинам может у некоторых людейстать чрезмерным.

В результате появляетсякомплекс неполноценности – преувеличенноечувство собственной слабости инесостоятельности.

Адлер различал тривида страданий, испытываемых в детстве,которые способствуют развитию комплексанеполноценности: неполноценностьорганов, чрезмерная опека и отвержениесо стороны родителей.

Во-первых,у детей с какой-либо врожденной физическойнеполноценностью может развитьсячувство психологической неполноценности.

С другой стороны, дети, родители которыхчрезмерно их балуют, потворствуют имво всем, вырастают недостаточно увереннымив своих способностях, потому что за нихвсегда все делали другие.

Их беспокоитглубоко укоренившееся чувствонеполноценности, так как они убеждены,что сами не способны преодолеватьжизненные препятствия.

Наконец,родительское пренебрежение детьми,отвержение может стать причиной появленияу них комплекса неполноценности по тойпричине, что отвергаемые дети в основномчувствуют себя нежеланными. Они идутпо жизни без достаточной уверенностив своей способности быть полезными,любимыми и оцененными по достоинствудругими людьми. Как мы увидим далее,каждый из этих трех видов страданий вдетстве может сыграть решающую роль ввозникновении неврозов в зрелые годы.

Однако,независимо от обстоятельств, играющихроль почвы для появления чувстванеполноценности, у индивидуума можетв ответ на них появиться гиперкомпенсацияи, таким образом, развивается то, чтоАдлер назвал комплексомпревосходства.

Этот комплекс выражается в тенденциипреувеличивать свои физические,интеллектуальные или социальныеспособности. Например, человек можетбыть убежден в том, что он умнее других,но при этом он не считает нужнымдемонстрировать свой интеллект,перечисляя, скажем, все, что ему известноо кинозвездах.

Другой полагает, что ондолжен показать все, что он знает окинозвездах, и делает это при каждомудобном случае, выкладывая свои сведениякаждому, кто будет его слушать. Он можетдаже отвергать все остальные темы, лишьбы доказать, что он знает о кинозвездахбольше всех.

В любом случаеприемгиперкомпенсации представляетсобой преувеличение здорового стремленияпреодолевать постоянное чувствонеполноценности. Соответственно,человек, обладающий комплексомпревосходства, выглядит обычно хвастливым,высокомерным, эгоцентричным и саркастичным.

Создается впечатление, что данныйчеловек не в состоянии принять себя (тоесть у него низкое мнение о себе); чтоон может чувствовать свою значимостьтолько тогда, когда «сажает в калошу»других.

Источник: https://studfiles.net/preview/4031864/page:14/

Понятие компенсации. Виды компенсации (внутрисистемная, межсистемная)

Адлер компенсация и сверхкомпенсация

Теория компенсации психических функций Л. С. Выготского.

Проблема компенсации с позиции индивидуальной психологии А.Адлера.

Понятие компенсации. Виды компенсации (внутрисистемная, межсистемная).

Тема 3. Проблема компенсации нарушенной слуховой функции.

3. Полная и не­полная компенсация, сверхкомпенсация и мнимая компенсация.

5. Параметры, определяющие тип нарушения психичес­кого развития (дизонтогенез) по В. В.Ле­бединскому

Компенсация психических функций — это возмещение недораз­витыхили нарушенных психических функций путем использова­ния сохранных или перестройки частично нарушенных функций (Психологический словарь — М., 1990).

При компенсации психи­ческих функций возможно вовлечение в ее реализацию новых струк­тур, которые раньше не участвовали в осуществлении данных функ­ций или выполняли при этом другую роль. Выделяют два типа компенсации. Первый — внутрисистемная компенсация, кото­рая осуществляется за счет привлечения сохранных нервных эле­ментов пострадавших структур.

При потере слуха это развитие ос­таточного слухового восприятия. Второй тип — межсистемная компенсация, которая осуществляется путем перестройки функ­циональных систем и включения в работу новых элементов из других структур, выполнения ими несвойственных ранее функций.

Компенсация функций слухового анализатора у родившегося глу­хим ребенка происходит за счет развития зрительного восприятия, кинестетической и тактильно-вибрационной чувствительности. При нарушениях слуха наблюдаются оба типа компенсации функций.

Вопрос обучения словесной речи детей с нарушениями слуха становится, по мнению Л. С. Выготского, центральным вопросом сурдопедагогики. Необходимо как можно раньше так организовать жизнь ребенка с нарушенным слухом, чтобы речь была ему нуж­на и интересна. «Надо создавать потребность в общечеловеческой речи — тогда появится и речь» (Л.С.Выготский).

Высшие формы компенсации выражаются в создании условий для полноценного развития личности, которые для детей с нару­шениями слуха предполагают наличие возможностей для овладе­ния знаниями основ наук, трудовыми навыками, основами про­изводства, формирования способности к систематическому труду, возможности выбора профессии, формирования мировоззрения и нравственных качеств личности.

Проблема компенсации нарушений продолжает оставаться цен­тральной для специальной педагогики вообще и сурдопедагогики в частности, поскольку основной смысл специально организован­ного обучения и воспитания детей с нарушенным психическим раз­витием заключается в том, чтобы найти наиболее эффективные пути компенсации нарушенных функций. Специальное обучение и вос­питание имеют выраженную компенсирующую направленность.

На разных этапах развития специальной педагогики изменя­лись взгляды ученых на решение проблемы компенсации наруше­ний.

Эти изменения происходили в связи с изменениями в систе­мах специального обучения и воспитания, с углублением понима­ния причин и сущности нарушений психического развития, с из­менениями отношений к людям с отклонениями в развитии в раз­ных социальных системах. В трактовке компенсации глухоты выде­ляются различные подходы.

Долгое время существовало непони­мание зависимости немоты от нарушений слуха. Открытие этой зависимости в XVI в. Д. Кардано получило признание далеко не сразу. В этих условиях объяснения попыток и результатов успеш­ной компенсации носили мистический характер.

В конце XIX — начале XX в.

основным движущим принципом психического развития считалось саморазвитие изначально зало­женных способностей, поэтому в процессах компенсации внеш­нее воздействие рассматривалось лишь как толчок к их спонтанно­му развитию, к пробуждению души.

Часто роль такого толчка от­водилась слову, которому приписывалась возможность мистичес­кого воздействия на психику человека. Слово как бы пробуждает человеческую душу; в последующем процесс психического разви­тия совершается сам собой.

2. Проблема компенсации с позиции индивидуальной психологии А.Адлера.Своеобразное решение проблемы компенсации дается в рамках индивидуальной психологии А.Адлера — одного из направлений психоанализа. А.

Адлер исходит из того, что структура личности ребенка формируется в детстве, в возрасте до пяти лет, в виде осо­бого «стиля жизни», который предопределяет все последующее психическое развитие.

С его точки зрения, человек — самое биоло­гически неприспособленное существо, поэтому у него изначально возникает ощущение малоценности, которое усиливается при на­личии какого-либо сенсорного или физического дефекта. Само ощущение своей малоценности является постоянным стимулом к развитию психики человека, т.е.

дефект, неприспособленность, малоценность оказываются не только минусом, но и плюсом — источником силы, стимулом к компенсации и сверхкомпенсации. В попытках преодолеть чувство малоценности, вплоть до неполно­ценности из-за неразвитости своих телесных органов, складыва­ются жизненные цели ребенка, он самоутверждается. Если эти цели реалистичны, личность развивается нормально, если фиктивны — становится асоциальной и невротичной.

В раннем возрасте возникает конфликт между прирожденным чувством общности и чувством неполноценности. Этот конфликт приводит в действие механизмы компенсации. Стиль жизни — та детерминанта, которая определяет и систематизирует опыт чело­века. Он тесно связан с чувством общности — своеобразным стерж­нем, на котором держится вся конструкция стиля, который опре­деляет ее содержание.

Развитие чувства общности связано с близкими взрослыми, ок­ружающими ребенка с детства, прежде всего с матерью. У детей, растущих рядом с холодными, отстраненными матерями, или у чрезмерно избалованных детей чувство общности не развивается.

Уровень развития чувства общности определяет систему пред­ставлений о себе и о мире, которая создается каждым человеком. Если чувство общности определяет стиль жизни, то два других врожденных чувства — неполноценности и стремления к превос­ходству — являются своеобразными носителями энергии, необхо­димой для развития личности.

Если чувство неполноценности, воздействуя на человека, вызывает в нем стремление преодолеть свои недостатки, то стремление к превосходству пробуждает же­лание быть лучше других, быть умелым и знающим. А.

Адлер выде­лял четыре вида компенсации любого нарушения — полная и не­полная компенсация, сверхкомпенсация и мнимая компенсация (или уход в болезнь).

При неразвитом чувстве общности у детей формируются не­вротические комплексы, что приводит к отклонениям в развитии личности. Неполная компенсация обусловливает возникновение комплекса неполноценности, изменяет жизненный стиль ребен­ка, делая его тревожным, неуверенным в себе, завистливым, кон­формным и напряженным.

Невозможность преодолеть свои дефек­ты, особенно физические, часто ведет к мнимой компенсации, при которой ребенок (а позднее — взрослый человек) начинает спекулировать своими недостатками, пытаясь вызвать сочувствие к себе и извлечь из этого привилегии.

Такой вид компенсации по­рочен: он останавливает личностный рост, формирует неадекват­ную, завистливую, эгоистичную личность.

3. Полная и не­полная компенсация, сверхкомпенсация и мнимая компенсация.

В случае сверхкомпенсации у детей с неразвитым чувством общ­ности стремление к самосовершенствованию трансформируется в невротический комплекс власти, доминирования и господства. Такие личности используют свои знания для приобретения власти над людьми, их порабощения, думая лишь о своих выгодах, что приводит к отклонению от социально ценных норм поведения.

При развитом чувстве общности дети с неполной компенсаци­ей меньше чувствуют свою ущербность, так как для них оказыва­ется возможным компенсироваться за счет других людей, в основ­ном сверстников, от которых они не чувствуют отгороженности.

Это особенно важно при физических дефектах, которые часто не дают возможности полной компенсации и тем самым служат причи­ной изоляции ребенка, останавливают его личностный рост.

В случае сверхкомпенсации человек с развитым чувством общности ста­рается обратить свои знания и умения на пользу людям, его стрем­ление к превосходству не превращается в агрессию, слабость обо­рачивается силой.

Стремясь преодолеть чувство неполноценности и самоутвердить­ся, человек актуализирует свои творческие возможности. По мне­нию Л. С. Выготского, А. Адлер вывел психологический закон пре­вращения органической неполноценности через субъективное чув­ство малоценности, которое является оценкой своей социальной позиции, в стремление к компенсации и сверхкомпенсации.

Идея сверхкомпенсации ценна тем, что «оценивает положи­тельно не страдание само по себе, а его преодоление; не смирение перед дефектом, а бунт против него; не слабость самое по себе, а заключенные в ней импульсы и источники силы» (Выготский Л. С. Основные проблемы дефектологии // Собр. соч.: В 6 т. — М., 1983. — Т. 5. — С. 42).

Сверхкомпенсация — это только крайняя точка одного из двух возможных исходов процесса компенсации, один из полюсов осложненного дефектом развития. Другой полюс — неудача компенсации, бегство в болезнь, невроз, полная асо-циальность психологической позиции.

Между этими двумя по­люсами расположены все возможные степени компенсации — от min до max.

Проанализировав существовавшие взгляды на проблему ком­пенсации психических функций, Л. С. Выготский обосновал пони­мание компенсации как синтеза биологического и социального фак­торов.

Такое понимание имело большое значение для развития всех отраслей специальной педагогики, так как позволило более эффективно построить процессы обучения и воспитания детей с различными типами нарушений психического развития, в том числе детей с недостатками слуха.

Источник: https://studopedia.su/14_103891_ponyatie-kompensatsii-vidi-kompensatsii-vnutrisistemnaya-mezhsistemnaya.html

ЖурналЗаконов
Добавить комментарий