Федеральный закон 187 о континентальном шельфе

ФЗ-187 «О континентальном шельфе Российской Федерации»

Федеральный закон 187 о континентальном шельфе

Статус континентального шельфа Российской Федерации регулируется Федеральным законом 187 ФЗ.

Он предписывает суверенные права государства на данную территорию в соответствии с положениями Конституции, нормами международного права и договорами, заключенными Россией.

ФЗ 187 регламентирует основные аспекты, связанные с континентальным шельфом, отдельные нормы в данной сфере учитываются общим законодательством РФ.

Общие положения Федерального закона 187

Федеральный закон «О континентальном шельфе Российской Федерации» был принят Государственной Думой 25 октября 1995, стал действующим в день официального опубликования. С момента утверждения в Закон о континентальном шельфе были внесены определенные изменения. Поправки коснулись редакции ряда положений и направлены на устранение неточностей в формулировке.

Отдельные изменения были произведены в связи с доработкой документа и приведения его в актуальное состояние, как с внутренним законодательством страны, так и с международными договорами. Последние коррективы в документ были введены 3 июля 2016.

По своей структуре Закон о континентальном шельфе подразделяется на следующие главы:

  • общие положения документа;
  • изучение континентального шельфа и разработка его ресурсов;
  • рыболовство на заданных территориях;
  • проведение строительных работ по созданию искусственных островов и иных объектов, прокладка труб и кабелей;
  • проведение научных исследований;
  • охрана морской среды и защита от последствий хозяйственной деятельности людей;
  • предписания по экономическим отношениям в сфере использования континентального шельфа;
  • обеспечение выполнения предписаний данного закона.

Общие положения документа регламентируют определение и границы континентального шельфа РФ, определяется его делимитация, координаты и карты. Указываются основные понятия, используемые законом, права России на использование соответствующих территорий, а также компетенция федеральных органов.

Разведка территорий учитывает проведение исследований и предоставление участков для пользователей недр. Определяются особенности добычи минеральных ресурсов и проведения буровых работ.

Законом о континентальном шельфе предписывается возможность рыболовства в соответствующих водах. Определяются следующие виды данной деятельности:

  • промышленное рыболовство;
  • научно-исследовательское или контрольное;
  • учебное или культурно-просветительное;
  • товарное.

Учитывается также рыбная ловля в целях восполнения и акклиматизации водных биологических ресурсов. Подробнее рассматриваются особенности промышленного и научно-исследовательского рыболовства, а также права и обязанности лиц, осуществляющих подобную деятельность.

Создание и эксплуатация объектов на континентальном шельфе определяется следующими положениями:

  • планирование, сооружение и эксплуатация искусственных островов;
  • использование искусственных островов, установок и иных сооружений в геологических исследованиях, разведке и добыче минеральных ресурсов;
  • порядок представления запроса на сооружение объектов, процедура рассмотрения заявок;
  • права и обязанности заявителей, основания для отказа в разрешении;
  • приостановление сооружения объектов;
  • прокладка труб и кабелей, выемка грунта при строительных работах.

Организация морских научных исследований по Закону о континентальном шельфе основывается на принципе мирного изучения, не создающего угрозу безопасности страны. Они могут инициироваться федеральными органами власти, иностранными государствами, а также международными организациями, имеющими соответствующую компетенцию.

Ознакомьтесь  8-ФЗ «О погребении и похоронном деле с последними изменениями»

Глава 5 ФЗ 187 также определяет порядок предоставления и рассмотрения заявок на научные экспедиции. Предписываются основания для отказа, а также особенности получения разрешения соответствующими международными организациями. Предусматривается передача и опубликование результатов исследований, возможность изменения запланированной программы или ее приостановления.

Защита морской среды и территории континентального шельфа от последствий хозяйственной деятельности определяется следующими предписаниями:

  • организация экологической экспертизы и осуществление надзора и мониторинга со стороны государства;
  • процедура захоронения отходов и иных материалов на указанных территориях;
  • порядок представления запроса на разрешение для захоронения отходов;
  • причины для отклонения заявки;
  • права и обязанности лиц, получивших разрешение;
  • причины прекращения захоронения отходов или приостановление таких работ;
  • морские аварии и устранение их последствий.

Экономические отношения в эксплуатации ресурсов континентального шельфа подразумевают платежи за эксплуатацию. Предписывается, что лица, осуществляющие деятельность на указанных территориях, уплачивают налоги, сборы и иные взносы в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

Выполнение предписаний Закона о континентальном шельфе осуществляется посредством соответствующих органов охраны. Определяются права должностных лиц данных учреждений, экономическое стимулирование их деятельности и возможность содействия. Закон определяет государственный контроль над исполнением предписаний, ответственность за нарушения и порядок разрешения споров.

Изменения в Законе о континентальном шельфе

Последние изменения в Законе о континентальном шельфе следует рассматривать в двух направлениях. Поправки, вступившие в силу, последний раз вводились 2 мая 2015. По ним утратил силу пункт 3 статьи 6, а также упразднена статья 6.1 ФЗ 187. Данные изменения вводились в контексте поправок нескольких документов и нацелены на их оптимизацию.

Изменения в законе 187 ФЗ от 3 июля 2016 вступят в силу с 1 января 2019 года. Они касаются статьи 14.1 о видах рыболовства. В части первой «промышленное рыболовство,» дополнится словами «прибрежное рыболовство,». Части 2 и 3 ст 14.1 утратят силу.

Текст Закона РФ «О континентальном шельфе РФ»

Скачать Федеральный закон 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» можно по ссылке. Текст документа содержит изменения, актуальные на август 2017. Представленная редакция будет востребована должностными лицами, правозащитниками, а также теми, чья деятельность связана с работой на регламентируемых территориях.

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста

Задать свой вопрос можно в форме ниже, в окошке онлайн-консультанта справа, внизу экрана или позвонив по номерам (круглосуточно и без выходных):

Источник: https://210fz.ru/fz-187-o-kontinentalnom-shelfe/

Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. № 187-ФЗ

Федеральный закон 187 о континентальном шельфе

«Статья 22.2. Особенности эксплуатации, использования искусственных островов, установок, сооружений, подводных трубопроводов, проведения буровых работ при региональном геологическом изучении, геологическом изучении, разведке и добыче углеводородного сырья, а также при транспортировке и хранении нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе

Эксплуатация, использование искусственных островов, установок, сооружений, подводных трубопроводов, проведение буровых работ при региональном геологическом изучении, геологическом изучении, разведке и добыче углеводородного сырья, а также при транспортировке и хранении нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе допускаются только при наличии плана, который утвержден в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, и в соответствии с которым планируются и осуществляются мероприятия по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в морской среде (далее — план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов).

План предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов утверждается организацией, осуществляющей эксплуатацию, использование искусственных островов, установок, сооружений, подводных трубопроводов, проведение буровых работ при региональном геологическом изучении, геологическом изучении, разведке и добыче углеводородного сырья, а также при транспортировке и хранении нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе (далее — эксплуатирующая организация), при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов с последующим уведомлением в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, определяемых соответственно Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации.

В случае, если план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов является составной частью проектной документации, которая предусмотрена законодательством Российской Федерации о недрах, законодательством о градостроительной деятельности и положительное заключение государственной экологической экспертизы которой имеется, наличие отдельного положительного заключения государственной экологической экспертизы указанного плана не требуется.Утверждение вносимых изменений в план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов осуществляется эксплуатирующей организацией в порядке, установленном настоящим Федеральным законом для утверждения плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.Требования плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом требований законодательства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В случае, если разлив нефти и нефтепродуктов произошел в объеме, не позволяющем обеспечить его устранение на основе плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, федеральные органы исполнительной власти, определяемые соответственно Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, на основании обращения эксплуатирующей организации привлекают в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, дополнительные силы и средства единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее — дополнительные силы и средства) для осуществления мероприятий по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. Расходы на привлечение дополнительных сил и средств для осуществления мероприятий по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов возмещаются эксплуатирующей организацией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Эксплуатирующая организация при осуществлении мероприятий по предупреждению разливов нефти и нефтепродуктов обязана:1) выполнять план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;2) создать систему наблюдений за состоянием морской среды в районе осуществления своей деятельности (в том числе систему обнаружения разливов нефти и нефтепродуктов), систему связи и оповещения о разливах нефти и нефтепродуктов, соответствующие требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и обеспечить функционирование таких систем;3) иметь финансовое обеспечение осуществления мероприятий, предусмотренных планом предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, включая возмещение в полном объеме вреда, причиненного окружающей среде, в том числе водным биоресурсам, жизни, здоровью и имуществу граждан, имуществу юридических лиц в результате разливов нефти и нефтепродуктов и определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации, к моменту начала эксплуатации, использования искусственных островов, установок, сооружений, подводных трубопроводов, проведения буровых работ при региональном геологическом изучении, геологическом изучении, разведке и добыче углеводородного сырья, а также при транспортировке и хранении нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе. При этом эксплуатирующая организация обязана уведомить федеральные органы исполнительной власти, определяемые соответственно Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, о наличии финансового обеспечения осуществления мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, включая возмещение в полном объеме вреда, причиненного окружающей среде, в том числе водным биоресурсам, жизни, здоровью и имуществу граждан, имуществу юридических лиц в результате разливов нефти и нефтепродуктов, а также о составе такого финансового обеспечения;

4) иметь в наличии собственные аварийно-спасательные службы и (или) аварийно-спасательные формирования, силы и средства постоянной готовности, предназначенные для предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, и (или) привлекать на договорной основе указанные аварийно-спасательные службы и (или) указанные аварийно-спасательные формирования. Требования к составу сил и средств постоянной готовности, предназначенных для предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, определяемыми соответственно Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации.

Подтверждением финансового обеспечения осуществления мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов является наличие у эксплуатирующей организации одного из следующих документов:1) банковская гарантия уплаты денежных сумм, необходимых для осуществления мероприятий, предусмотренных планом предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, включая возмещение в полном объеме вреда, причиненного окружающей среде, в том числе водным биоресурсам, жизни, здоровью и имуществу граждан, имуществу юридических лиц в результате разливов нефти и нефтепродуктов;2) договор страхования, обеспечивающий финансирование мероприятий, предусмотренных планом предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, включая возмещение в полном объеме вреда, причиненного окружающей среде, в том числе водным биоресурсам, жизни, здоровью и имуществу граждан, имуществу юридических лиц в результате разливов нефти и нефтепродуктов;3) документ, подтверждающий создание эксплуатирующей организацией резервного фонда, содержащего денежные средства в объеме, необходимом для осуществления мероприятий, предусмотренных планом предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, включая возмещение в полном объеме вреда, причиненного окружающей среде, в том числе водным биоресурсам, жизни, здоровью и имуществу граждан, имуществу юридических лиц в результате разливов нефти и нефтепродуктов.

Методика расчета финансового обеспечения осуществления мероприятий, предусмотренных планом предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, включая возмещение в полном объеме вреда, причиненного окружающей среде, в том числе водным биоресурсам, жизни, здоровью и имуществу граждан, имуществу юридических лиц в результате разливов нефти и нефтепродуктов, разрабатывается и утверждается федеральным органом исполнительной власти, определяемым Правительством Российской Федерации.

Эксплуатирующая организация при возникновении разливов нефти и нефтепродуктов обязана:1) обеспечить в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, оповещение федеральных органов исполнительной власти, определяемых соответственно Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, а также органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления на территориях, которые примыкают к участку разлива нефти и нефтепродуктов, о факте разлива нефти и нефтепродуктов;2) обеспечить организацию и проведение работ по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в соответствии с планом предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;3) принимать меры по защите жизни и сохранению здоровья работников эксплуатирующей организации и иных людей, находящихся непосредственно в районе разлива нефти и нефтепродуктов, а также при необходимости проводить их эвакуацию;4) принимать меры по защите и сохранению морской среды, водных биоресурсов;5) обратиться в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в федеральные органы исполнительной власти, определяемые соответственно Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, для привлечения дополнительных сил и средств в целях осуществления мероприятий по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в случае, если разлив нефти и нефтепродуктов произошел в объеме, не позволяющем обеспечить его устранение на основе плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;

6) возместить в полном объеме вред, причиненный окружающей среде, в том числе водным биоресурсам, жизни, здоровью и имуществу граждан, имуществу юридических лиц в результате разливов нефти и нефтепродуктов, а также расходы на привлечение дополнительных сил и средств для осуществления мероприятий по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.

Федеральные органы исполнительной власти, определяемые соответственно Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации:1) осуществляют в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, проверку соблюдения эксплуатирующей организацией обязательных требований по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, установленных международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;2) координируют действия других федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций при обнаружении фактов разливов нефти и нефтепродуктов, при получении уведомлений эксплуатирующей организации о фактах таких разливов, а также при ликвидации таких разливов;3) координируют и контролируют действия эксплуатирующей организации по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, а также других юридических лиц и граждан, привлекаемых эксплуатирующей организацией для проведения работ по ликвидации таких разливов;

4) на основании обращения эксплуатирующей организации привлекают в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, дополнительные силы и средства для осуществления мероприятий по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в случае, если разлив нефти и нефтепродуктов произошел в объеме, не позволяющем обеспечить его устранение на основе плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.

В случае, если эксплуатирующая организация привлекается для проведения работ, связанных с эксплуатацией, использованием искусственных островов, установок, сооружений, подводных трубопроводов, для проведения буровых работ, владелец лицензии на пользование недрами несет субсидиарную ответственность за возмещение вреда, причиненного окружающей среде, в том числе водным биоресурсам, жизни, здоровью и имуществу граждан, имуществу юридических лиц в результате разливов нефти и нефтепродуктов.»

Данный Федеральный закон постановляет, что эксплуатация установок, сооружений, подводных трубопроводов, проведение буровых работ при геологическом изучении, разведке и добыче углеводородного сырья, а также при транспортировке и хранении нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе, допускаются только при наличии плана мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. Составлять такой план должны компетентные аварийно-спасательные службы, имеющие необходимый опыт в сфере ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов.

Более того, как следует из статьи 22.

2, эксплуатирующая организация при осуществлении мероприятий по предупреждению разливов нефти и нефтепродуктов обязана иметь в наличии собственные аварийно-спасательные службы и (или) аварийно-спасательные формирования, силы и средства постоянной готовности, предназначенные для предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, и (или) привлекать на договорной основе указанные аварийно-спасательные службы и (или) указанные аварийно-спасательные формирования.

Источник: https://www.ecospas.ru/normativnye-akty/federalnyy-zakon-ot-30-noyabrya-1995-g-no-187-fz

ЖурналЗаконов
Добавить комментарий