Федеральный закон о питьевой воде и питьевом водоснабжении

Статья 21. Временное прекращение или ограничение водоснабжения, водоотведения, транспортировки воды и (или) сточных вод, отказ от исполнения обязательств по договору водоснабжения и (или) водоотведения

Федеральный закон о питьевой воде и питьевом водоснабжении

Статья 21. Временное прекращение или ограничение водоснабжения, водоотведения, транспортировки воды и (или) сточных вод, отказ от исполнения обязательств по договору водоснабжения и (или) водоотведения

1. Организация, осуществляющая горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, вправе временно прекратить или ограничить водоснабжение и (или) водоотведение, а также транспортировку воды и (или) сточных вод в следующих случаях:

1) из-за возникновения аварии и (или) устранения последствий аварии на централизованных системах водоснабжения и (или) водоотведения;

2) из-за существенного ухудшения качества воды, в том числе в источниках питьевого водоснабжения. Критерии существенного ухудшения качества питьевой воды, горячей воды устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор;

3) при необходимости увеличения подачи воды к местам возникновения пожаров;

4) при сбросе в централизованную систему водоотведения веществ, материалов, отходов и (или) сточных вод, запрещенных к сбросу;

5) из-за воспрепятствования абонентом допуску (недопуск) представителей организации, осуществляющей водоотведение, или по ее указанию представителей иной организации к контрольным канализационным колодцам для отбора проб сточных вод.

2.

В случае временного прекращения или ограничения горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, транспортировки воды и (или) сточных вод по основаниям, указанным в части 1 настоящей статьи, организация, осуществляющая горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в течение одного дня со дня такого прекращения или ограничения уведомляет абонентов, орган местного самоуправления, а также:

1) территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в случае прекращения или ограничения холодного водоснабжения и (или) водоотведения;

2) структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, в случае прекращения или ограничения холодного водоснабжения;

3) организации, с которыми заключены договоры по транспортировке воды, договоры по транспортировке сточных вод, в случае прекращения или ограничения транспортировки воды и (или) сточных вод.

3.

Организация, осуществляющая горячее водоснабжение, вправе прекратить или ограничить горячее водоснабжение, предварительно уведомив не менее чем за одни сутки до планируемого прекращения или ограничения абонента и органы местного самоуправления, а организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, вправе прекратить или ограничить водоснабжение и (или) водоотведение, транспортировку воды и (или) сточных вод, предварительно уведомив в указанный срок абонента, органы местного самоуправления, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, в следующих случаях:

1) получения предписания или соответствующего решения территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также органов исполнительной власти, уполномоченных осуществлять государственный экологический надзор, о выполнении мероприятий, направленных на обеспечение соответствия качества питьевой воды, горячей воды, состава и свойств сточных вод требованиям законодательства Российской Федерации;

2) самовольного подключения (технологического присоединения) лицом объекта капитального строительства к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения;

3) превышения абонентом два и более раза в течение двенадцати месяцев со дня первого превышения в три и более раза нормативов состава сточных вод (далее — неоднократное грубое превышение нормативов состава сточных вод) или превышения абонентом два и более раза в течение двенадцати месяцев со дня первого превышения показателей требований к составу и свойствам сточных вод, являющегося в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, грубым превышением (далее — неоднократное грубое превышение требований к составу и свойствам сточных вод);

4) отсутствия у абонента плана снижения сбросов, предусмотренного частью 4 статьи 30.

1 настоящего Федерального закона, или неисполнения абонентом плана снижения сбросов либо отсутствия у абонента плана по обеспечению соблюдения требований к составу и свойствам сточных вод или неисполнения абонентом указанного плана в случаях, установленных правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации;

5) аварийного состояния водопроводных и (или) канализационных сетей абонента или организации, осуществляющей эксплуатацию водопроводных и (или) канализационных сетей;

7) проведения планово-предупредительного ремонта;

8) наличия у абонента задолженности по оплате по договору водоснабжения, договору водоотведения за два расчетных периода, установленных этим договором, и более;

9) воспрепятствования абонентом допуску (недопуск) представителей организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, или по ее указанию представителей иной организации к узлам учета абонента для осмотра, контроля, снятия показаний средств измерений.

4. В случаях, указанных в частях 1 и 3 настоящей статьи, прекращение или ограничение водоснабжения и (или) водоотведения, а также транспортировки воды и (или) сточных вод осуществляется до устранения обстоятельств, явившихся причиной такого прекращения или ограничения.

5. В случаях, предусмотренных пунктом 5 части 1, пунктами 2-4, 8 и 9 части 3 настоящей статьи, прекращение или ограничение водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется в отношении конкретного абонента, действия (бездействие) которого являются причиной такого прекращения или ограничения.

6.

В случае, если в течение 60 дней со дня прекращения или ограничения водоснабжения и (или) водоотведения по причинам, предусмотренным пунктом 5 части 1, пунктами 4, 8 и 9 части 3 настоящей статьи, абонент не устранил указанных причин, организация, осуществляющая горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, вправе отказаться от исполнения договора водоснабжения и (или) водоотведения в одностороннем порядке.

7. Организация, осуществляющая водоотведение, вправе отказаться от исполнения договора водоотведения в одностороннем порядке в случае неоднократного грубого превышения нормативов состава сточных вод или неоднократного грубого превышения требований к составу и свойствам сточных вод.

8.

Особенности прекращения или ограничения водоснабжения и (или) водоотведения собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах, собственников и пользователей жилых домов, отказа от исполнения договоров водоснабжения и (или) водоотведения, заключенных с собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах, жилых домов, устанавливаются в соответствии с жилищным законодательством.

9.

Порядок прекращения, ограничения водоснабжения и (или) водоотведения, транспортировки воды и (или) сточных вод, отказа от исполнения договоров водоснабжения и (или) водоотведения, порядок уведомления абонентов, органов местного самоуправления, территориальных органов федерального органа исполнительной власти о прекращении, об ограничении или отказе от исполнения соответствующих договоров, а также категории абонентов, в отношении которых прекращение и ограничение водоснабжения и (или) водоотведения запрещены, устанавливаются правилами холодного водоснабжения и водоотведения, правилами горячего водоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Источник: http://base.garant.ru/70103066/b5dae26bebf2908c0e8dd3b8a66868fe/

Статья 43 Водного кодекса. Использование водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения

Федеральный закон о питьевой воде и питьевом водоснабжении

1. Для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.

2. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

3. Порядок использования подземных водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливается законодательством о недрах.

4. На территориях, на которых отсутствуют поверхностные водные объекты, но имеются достаточные ресурсы подземных вод, пригодных для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, в соответствии с законодательством о недрах допускается в исключительных случаях использование подземных вод для целей, не связанных с питьевым и хозяйственно-бытовым водоснабжением.

Использование водных объектов для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения является приоритетным, основанным на требованиях части первой ст. 7, части второй ст. 41 и статьи 42 Конституции РФ.

Пригодность поверхностных и подземных водных объектов для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения определяется федеральным органом исполнительной власти в области санитарно-эпидемиологического надзора.

Отнесение водного объекта к источникам питьевого водоснабжения должно осуществляться с учетом его надежности и возможности организации зон и округов санитарной охраны в порядке, предусмотренном Правительством РФ. В этом должны участвовать МПР России, Федеральное агентство водных ресурсов, Федеральное агентство по недропользованию и др.

Удельные нормы водоснабжения колеблются в странах мира от 5 до 700 л в сутки на человека. Водопотребление в странах Европы и Азии доходит до 25 процентов к стоку. В России за 50 лет коммунально-бытовое водопотребление увеличилось в пять раз, промышленное — в три раза, сельскохозяйственное — в полтора раза .

———————————

См.: Реймерс Н.Ф. Природопользование.

Питьевое водоснабжение является важнейшим элементом жизнеобеспечения городов, системы водообеспечения и водоотведения и, как правило, включает водоисточники, системы водоподготовки природной воды до норм, обеспечивающих возможность ее использования для питьевых нужд, системы транспортирования использованных (сточных) вод на городские очистные сооружения, очистные сооружения городских сточных вод, водохозяйственные системы промышленных и агропромышленных предприятий.

Использование единой разводящей сети для удовлетворения нужд населения и промышленности делает необходимым поставлять воду высокого качества, что в свою очередь ведет к перерасходу реагентов, электроэнергии, трудовых и финансовых ресурсов.

Зоны и округа санитарной охраны водных объектов перечислены в статье 64 ВК РФ.

В справочнике «Стандартные термины в водном хозяйстве» (под ред. Н.Н. Михеева) даны определения следующих понятий:

— водоснабжение — 1) подача воды потребителям; 2) совокупность мероприятий и сооружений, обеспечивающих забор, подготовку, аккумулирование, подачу и распределение воды для нужд населения и промышленности;

— источник — естественный сосредоточенный выход подземных вод непосредственно на поверхность земли или под водой;

— питьевая вода — вода, качество которой пригодно для питья;

— подземное питание — приток подземных вод в водотоки и водоемы;

— резервное водохранилище — водохранилище, являющееся резервным источником водоснабжения в случае перебоев подачи воды из источников регулярного водоснабжения.

Организации питьевого водоснабжения и органы, осуществляющие надзор над соответствием качества питьевой воды установленным нормативным требованиям, призваны систематически информировать потребителей питьевой воды о соответствии ее нормативам качества.

В случаях выявления несоответствия и угрозы состоянию здоровья людей собственники систем питьевого водоснабжения и организации водоснабжения должны немедленно информировать об этом потребителей с указанием сроков устранения выявленного несоответствия, а также о мерах предосторожности (способах дополнительной обработки воды либо о месте и времени отпуска надлежащей питьевой воды).

Информация о качестве питьевой воды предоставляется бесплатно средствами массовой информации.

Информация о возможных перебоях в поставках питьевой воды доводится до сведения граждан организациями питьевого водоснабжения и органами жилищно-коммунального хозяйства.

Организация и контроль обеспечения своевременной информацией и извещение потребителей о качестве и о перебоях подачи воды возлагаются на органы местного самоуправления.

Питьевое и хозяйственно-бытовое водоснабжение бывает централизованным и нецентрализованным.

При централизованном питьевом и хозяйственно-бытовом водоснабжении населения забор воды из водных объектов осуществляется организациями, предметом и целями деятельности которых является питьевое и хозяйственно-бытовое водоснабжение и которые имеют лицензию на водопользование.

При нецентрализованном питьевом и хозяйственно-бытовом водоснабжении населения граждане и юридические лица вправе осуществлять забор воды непосредственно из поверхностных и подземных водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом.

Централизованные системы водоснабжения являются основными в осуществлении бесперебойного обеспечения граждан и юридических лиц питьевой водой и относятся к особо важным объектам жизнеобеспечения. Организации питьевого водоснабжения, осуществляющие эксплуатацию централизованных систем, обязаны:

— осуществлять производственный контроль качества подаваемой потребителям питьевой воды;

— обеспечивать режим бесперебойной подачи питьевой воды в первую очередь для удовлетворения питьевых и бытовых нужд населения и предприятий пищевой промышленности;

— не допускать, когда это влечет нарушение режима бесперебойного обеспечения питьевой водой населения, подачу питьевой воды для производственных нужд предприятий, технологические процессы которых не требуют использования питьевой воды.

Пользователи централизованных систем питьевого водоснабжения заключают договоры с организациями питьевого водоснабжения, где предусматриваются: режим подачи питьевой воды (бесперебойный либо почасовой, по графику); количество подаваемой воды (в соответствии с нормами водообеспечения либо лимитированное); гарантии качества питьевой воды (постоянное соответствие установленным нормативным требованиям); осуществление пользователем инструментального и документального учета расхода питьевой воды; своевременность оплаты в соответствии с установленным тарифом; условия предъявления взаимных претензий и ответственность сторон.

Собственники нецентрализованных и автономных систем питьевого водоснабжения либо лица, эксплуатирующие их, самостоятельно решают вопросы обеспечения исправности систем и контроля над качеством воды. Системы питьевого водоснабжения на транспортных средствах являются неотъемлемой частью этих средств.

Реформа жилищно-коммунального хозяйства актуализирует проблемы регулирования указанного водоснабжения и ответственность сторон за соблюдение принятых на себя обязательств.

Тарифы на питьевое водоснабжение должны устанавливаться исходя из принципа компенсации затрат на:

— оплату за пользование водными объектами — источниками питьевого водоснабжения;

— получение питьевой воды и подачу ее до пользователей, потребителей;

— выполнение необходимого комплекса работ, обеспечивающих бесперебойность функционирования, защиту и санитарную охрану систем;

— возмещение расходов, связанных с развитием и реконструкцией систем питьевого водоснабжения, обеспечением их рентабельности.

Права потребителей питьевой воды должны гарантироваться государством, настоящим Кодексом, Федеральным законом «О защите прав потребителей», законами субъектов Федерации.

Согласно статье 19 Закона о недрах собственники, владельцы земельных участков имеют право осуществлять строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до 5 м, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти Российской Федерации.

В связи с рыночными реформами, повышением тарифов и оплаты соответствующих услуг, повышенным расходом воды для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также срывами подачи воды из централизованных источников в ряде регионов России, иными проблемами в организации жилищно-коммунального хозяйства проводится установка в домах счетчиков потребления воды, ведется работа по устранению монополизма в обслуживании населения и обеспечению его питьевой водой, развитию конкуренции .

———————————

См.: Левакова И. Вода на разных уровнях; Нарозников Н., Решетников В. Вода — как деньги // Закон. 2001. N 5. С. 77 — 78, 99 — 104.

Источник: https://zknrf.ru/Vodnyy-kodeks/Glava-5/Statya-43/

Федеральный закон о питьевой воде и питьевом водоснабжении статус

Федеральный закон о питьевой воде и питьевом водоснабжении

Физическое лицо, являющееся собственником централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, обязано заключить договор с организацией, на основании которого организация будет осуществлять эксплуатацию указанных систем.

3.

Организация, заключившая договор аренды сроком более чем на один год или концессионное соглашение, объектами которых являются централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, обязана в течение трех месяцев со дня заключения указанных договора или соглашения получить лицензии на осуществление видов деятельности, связанных с осуществлением горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

4.

7.

Статья 20.

Требования к системам питьевого водоснабжения на транспортных средствах

1.

Питьевое водоснабжение на транспортных средствах (в железнодорожных поездах, на морских, речных и воздушных судах, в автобусах дальнего следования и на иных транспортных средствах), находящихся в пути следования более трех часов, осуществляется посредством организации систем питьевого водоснабжения, являющихся неотъемлемой частью транспортных средств.

2.

Питьевая вода, подаваемая через системы питьевого водоснабжения на транспортных средствах, должна соответствовать нормативам качества питьевой воды, установленным в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону.

3.

Лица, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, обязаны обеспечивать надлежащую эксплуатацию систем питьевого водоснабжения на транспортных средствах и производственный контроль соответствия качества питьевой воды установленным нормативам.

4.
Перечень контролируемых показателей и периодичность отбора проб устанавливается органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора для конкретных видов транспортных средств.

Статья 21. Требования к системам автономного питьевого водоснабжения

1.

Внимание

Питьевая вода и емкости для ее расфасовки должны быть обеззаражены путем применения технологических методов, согласованных с органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

Для обеззараживания питьевой воды, предназначенной для расфасовки, могут применяться озонирование и физические методы обработки, в частности, ультрафиолетовое излучение.

Не разрешается применение препаратов хлора для обеззараживания питьевой воды, предназначенной для расфасовки.

3.

В качестве консервантов бутылированной питьевой воды применяются реагенты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону.

4.

Расфасовка и укупорка бутылированной питьевой воды должны производиться только в емкости, на которые получено санитарно-эпидемиологическое заключение.

5.

Нецентрализованное питьевое водоснабжение осуществляется в целях обеспечения питьевой водой в случае отсутствия централизованных систем питьевого водоснабжения, нарушения режима их функционирования, а также в чрезвычайных ситуациях в области питьевого водоснабжения.

2. Лица, эксплуатирующие нецентрализованные системы питьевого водоснабжения, обязаны содержать их в надежном состоянии, а также осуществлять контроль соответствия качества питьевой воды установленным нормативам и своевременно информировать потребителей о результатах контроля.

3.

Для утепления водозаборных сооружений допускается использовать различные утепляемые материалы, применяемые в строительстве, которые не должны попадать в колодец (каптаж).

Федерального закона, договоры холодного водоснабжения и (или) водоотведения заключаются с организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, к водопроводным и (или) канализационным сетям которой подключены объекты капитального строительства абонента.

8.

Организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в течение шести месяцев с даты наделения ее в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона статусом гарантирующей организации обязана направить абонентам, объекты капитального строительства которых подключены к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения и которые не имеют соответствующего договора с этой организацией, предложения о заключении договоров холодного водоснабжения, договоров водоотведения (единых договоров холодного водоснабжения и водоотведения).

Важно

По данным Госкомстата России (по состоянию на 01.01.2005 г.) в Российской Федерации средняя стоимость услуги по водоснабжению составляет 48,16 рубля на человека в месяц (при среднем потреблении воды в объеме 6,98 кубических метра на человека в месяц, и среднем экономически обоснованном тарифе 6,9 рубля за кубический метр).

При осуществлении намечаемых мероприятий, связанных с введением в действие Федерального закона — специального технического регламента «О питьевой воде и питьевом водоснабжении», средняя стоимость оплаты услуги по водоснабжению возрастет в 2005 году на 1,47 рубля или на 3,1 процента по сравнению с приведенным показателем Госкомстата России.

В 2006-2007 годах указанный показатель практически останется без изменений, в 2008-2010 годах произойдет некоторое уменьшение себестоимости оплаты услуги по водоснабжению.

Деятельность организаций по питьевому водоснабжению регламентируется в настоящее время более 200 нормативными и методическими документами: ГОСТ, СанПиН, СНиП, техническими условиями, правилами и т.д. Многие из них носят противоречивый характер, не соответствуют требованиям изменившихся условий, нормативам Европейского Союза, не имеют единой аналитической базы.

Все они не имеют статуса законодательного акта и поэтому могут не выполняться.

В то же время эти документы не предусматривают требований гигиенической и технической безопасности при водоснабжении населения домовыми распределительными системами, автономными и нецентрализованными системами водоснабжения.
Полностью отсутствует информирование населения о качестве потребляемой им питьевой воды, ее соответствии требованиям безопасности.

На территории третьего пояса зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водозаборов, использующих поверхностные источники питьевого водоснабжения, допускаются только рубки ухода за лесом и санитарные рубки леса.

12. Каналы и водохранилища, используемые в качестве источников питьевого водоснабжения, должны подвергаться периодической очистке от донных отложений и водной растительности.

Использование химических методов борьбы с зарастанием каналов и водохранилищ допускается при условии применения препаратов, разрешенных органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

Статья 13. Режим зоны санитарной охраны подземных источников водоснабжения и централизованных систем питьевого водоснабжения, использующих подземные источники питьевого водоснабжения

1.

Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований настоящего Федерального закона возлагается на федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

7. Организация производственного контроля за соблюдением требований настоящего Федерального закона возлагается на лица, эксплуатирующие системы питьевого водоснабжения осуществляется в порядке, установленном главой 5-настоящего Федерального закона.

Статья 4.

Общие требования к материалам, реагентам, оборудованию и технологиям, используемым в сфере питьевого водоснабжения

1.

3.

Предметом проверки является соблюдение организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и органами регулирования тарифов требований, установленных настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации, к установлению и (или) применению тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, в том числе в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при регулировании тарифов, экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемых видов деятельности, правильности применения регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, а также требований к соблюдению стандартов раскрытия информации.

4.

Регулированию подлежат следующие тарифы в сфере водоотведения:

1) тариф на водоотведение; 2) тариф на транспортировку сточных вод; 3) тариф на подключение к централизованной системе водоотведения.

9. Регулированию подлежит плата за подключение объектов капитального строительства к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, устанавливаемая в индивидуальном порядке.

Порядок расчета такой платы определяется основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

10. Перечень подлежащих регулированию тарифов и платы в сфере водоснабжения и водоотведения, указанных в частях 2, 5, 6, 8 и 9 настоящей статьи, является исчерпывающим.

Цены на иные виды товаров, работ и услуг в этой сфере определяются по соглашению сторон и регулированию не подлежат.

11.

Обязательное подтверждение соответствия проводится с целью установления

соответствия питьевой воды нормативам качества, установленным Приложением 1 к настоящему Федеральному закону;

7. Схема декларирования соответствия включает формирование комплекта документации и принятие декларации о соответствии качества питьевой воды требованиям, установленным настоящим Федеральным законом.

8.

Декларация о соответствии должна содержать следующие данные:

— наименование и местонахождение заявителя;

— данные о качестве питьевой воды;

— наименование технического регламента, на соответствие требованиям которого составляется декларация;

— заявление о соответствии питьевой воды требованиям технических регламентов.

9.

В случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, влияющих на состояние водных объектов, являющихся источниками питьевого водоснабжения, государственные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления обязаны:

— незамедлительно предпринять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по устранению указанных чрезвычайных ситуаций;

— информировать население о принятых мерах и дать соответствующие рекомендации в целях предотвращения причинения вреда здоровью населения в результате потребления питьевой воды, не отвечающей установленным нормативам качества питьевой воды.

Статья 28. Информация о питьевой воде и питьевом водоснабжении

1.

При строительстве систем питьевого водоснабжения должны использоваться материалы, разрешенные органами санитарно-эпидемиологического надзора.

2. Сооружения и оборудование систем питьевого водоснабжения должны быть испытаны на прочность и герметичность в соответствии с проектной документацией.

3.

Результаты испытаний сооружений и коммуникаций оформляются актом установленной формы, подписываемым представителями организации, выполнявшей строительно-монтажные работы, заказчика и эксплуатирующей организации.

4. Перед приемкой в эксплуатацию системы питьевого водоснабжения подлежат промывке (очистке) и дезинфекции разрешенными реагентами в соответствии с технологическими регламентами, разработка которых предусмотрена пунктом 4 статьи 14.

Статья 17

Статья 16. Договор по транспортировке горячей или холодной воды

1.

По договору по транспортировке горячей или холодной воды (далее — договор по транспортировке воды) организация, эксплуатирующая водопроводные сети, обязуется осуществлять организационно и технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание водопроводных сетей и сооружений на них в состоянии, соответствующем установленным законодательством Российской Федерации требованиям, и обеспечивать транспортировку воды с учетом допустимых изменений качества воды от точки приема до точки подачи, расположенных на границе эксплуатационной ответственности такой организации, а гарантирующая организация (иная организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение) обязуется оплачивать указанные услуги, а также обеспечивать подачу определенного объема воды установленного качества.

2.

Источник: https://fashionboom.ru/federalnyj-zakon-o-pitevoj-vode-i-pitevom-vodosnabzhenii-status

Вопрос обеспечения якутян чистой питьевой водой был рассмотрен на комитете по земельным отношениям, природным ресурсам и экологии Ил Тумэна | Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)

Федеральный закон о питьевой воде и питьевом водоснабжении

25 марта 2014 года состоялось заседание профильного комитета парламентапод председательством Владимира Прокопьева по проблеме обеспечения жителей республики чистой питьевой водой.

В  заседании постоянного комитета приняли участие народные депутаты республики  Анатолий Добрянцев, Иннокентий Васильев, Елена Голомарева, Петр Аммосов, Юрий Николаев, Виктор Федоров, первый заместитель министра охраны природы республики Семен Яковлев, заместитель председателя Госкомитета по геологии и недропользовании Якутии Николай Кириллин, первый заместитель министра жилищно-коммунального хозяйства и энергетики республики Гаврил Левин, руководитель управления Роспотребнадзора по республике Маргарита Игнатьева, руководитель департамента по водным отношениям Республики Саха (Якутия) Гаврил Слободчиков, заместитель руководителя Ленского бассейнового водного управления Сергей Александров, главный инженер ОАО “Водоканал” Георгий Варфоломеев, старший помощник прокурора республики Егор Неустроев и другие.

 

Владимир Прокопьев открывая заседание комитета, отметил: “Сегодняшнее заседание примечательно тем, что дата его проведения почти совпала со Всемирным Днем воды, который ежегодно отмечается 22 марта. Вопрос обеспечения населения чистой питьевой водой остро стоит во всем мире, в том числе и в нашей республике.

Надо отметить, что Якутия обладает колоссальными источниками пресной воды, ежегодно проводится работа по улучшению качества воды, водоснабжению, но при этом проблема обеспечения чистой питьевой водой населенных пунктов республики все еще не решена. Доля населения, обеспеченного доброкачественной или условно доброкачественной водой, составляет 80%.

С 2008 года партия «Единая Россия» запустила партийный проект «Чистая вода», в связи с чем, в июне 2008 года в Государственном Собрании (Ил Тумэн) состоялись парламентские слушания, посвященные данной проблеме.

В результате была принята подпрограмма «Чистая вода», вошедшая в государственную программу «Обеспечение качественными жилищно-коммунальными услугами и развитие электроэнергетики на 2012 -2016 годы». Сегодня комитет вновь приступает к рассмотрению данного вопроса”.

Участники заседания заслушали доклады первого заместителя министра жилищно-коммунального хозяйства и энергетики республики Гаврила Левина и руководителя управления Роспотребнадзора по республике Маргариты Игнатьевой.

 

В своем докладе Гаврил Левин сообщил, что централизованным водоснабжением охвачено лишь 12,5 процентов населенных пунктов, привозное водоснабжение организовано лишь в 36 процентах поселений, водоснабжение за счет ресурсов подземных вод осуществляется в 16 районах республики, а в 5 районах: Анабарском, Жиганском, Момском, Среднеколымском, Эвено-Бытантайском вынуждены самостоятельно решать проблему обеспечения водой. На территории Республики Саха (Якутия) водоснабжение населенных пунктов за счет ресурсов подземных вод осуществляется в 16 районах. Среднегодовой объем добычи подземных вод для обеспечения водой населенных пунктов составляет 35,1 млн. куб.м., среднесуточный отбор подземных вод составляет 100,0 тыс. куб.м./сут. По состоянию на 01.01.2009 года зарегистрировано 130 объектов по добыче подземных вод для целей хозяйственно-питьевого водоснабжения населенных пунктов.

Докладчик подчеркнул, что по Госпрограмме “Обеспечение качественными жилищно-коммунальными услугами и развитие электроэнергетики на 2012 – 2016 г.г.”, в составе которой находится подпрограмма “Чистая вода”, велись и ведутся работы по расширению и реконструкции водозабора города Якутска.

 Приобретено 19 единиц спецтехники для 13 поселений, завершено строительство скважинного водозабора сел Бердигестях и Чурапча, субсидирована реконструкция водозабора в селе Дэбдиргэ Таттинского улуса. Всего за 2012-2013 год на подпрограмму «Чистая вода» направлено 309 036 тыс. рублей.

С 2014 по 2016 год планируется направить всего 203 190 тыс. руб.

Наиболее актуальным и капиталоемким мероприятием является строительство водозаборных и водоочистных сооружений города Якутска. Источником водоснабжения в Якутске является водозабор на реке Лена, построенный в 1972 году, который совершенно не отвечает современным требованиям.

С 2004 года ведется реализация проектов «Расширение и реконструкция водозабора г. Якутска» и «Строительство водоочистных сооружений г. Якутска» производительностью 100 тыс.куб.м/сутки. Требуются инвестиции в размере 3,1 млрд.руб. для продолжения реализации и завершения проектов.

 

По информации Маргариты Игнатьевой Управление Роспотребнадзора по Республике Саха (Якутия) в рамках полномочий осуществляет лабораторный мониторинг за качеством и безопасностью питьевой воды в республике, ежегодно исследуется порядка 30 тысяч проб воды.

Качество водопроводной воды за период 2011 — 2013 годы продолжает ухудшаться, доля населения обеспеченного доброкачественной и условно доброкачественной питьевой водой составляет 80% (2011г. — 76%, 2012 — 82%). Удельный вес нестандартных проб воды из распределительной сети по микробиологическим показателям увеличился с 6,4% в 2011г.

до 9,6% в 2013г., по санитарно-химическим показателям — с 31% в 2011г. до 32,6% в 2013г.

В сравнении с Дальневосточным федеральным округом и среднероссийским показателем качество питьевой воды в республике ниже в 1,5-2 раза: процент нестандартных проб воды по органолептическим показателям ДФО — 20,6%, РФ — 16,9%, РС(Я) — 32,6%, по микробиологическим показателям — ДФО — 6,1%, РФ — 4,6%, РС(Я) — 9,6%.

Наибольший удельный вес проб воды, не соответствующих по критериям безопасности, отмечается в Олекминском — 41%, Оймяконском районе — 40%, Нижнеколымском — 32,7%, Таттинском — 31%, Усть-Алданском — 24,2%, Кобяйском — 21,8%, Верхневилюйском -18,3%.

В Якутске в августе 2013 года цветность воды достигала до 90 градусов (4 ПДК) при норме 20 град., что связано с ухудшением условий водозабора, наносом песка в районе водозабора города Якутска, не соблюдением требований зоны санитарной охраны водозабора, судовым ходом речных судов в границах первого пояса строгого режима, отстоем судов в районе Речпорта.

Результатами лабораторных исследований подтверждено негативное влияние на качество воды в районе водосборной акватории водозабора. По состоянию на 14.03.2014г. качество воды в Якутске улучшилось, цветность воды составляет 6,5 град, при норме не более 20 град., мутность 0,2 мг/л при норме не более 1,5 г/л, содержание железа — 0,1 мг/л при норме — 0,3 мг/л.

Одним из эффективных профилактических мероприятий по улучшению качества питьевой воды является промывка и дезинфекция водопроводных сетей и резервуаров, которая должна проводиться ежегодно в обязательном порядке. В июле – августе 2013г.

мероприятия по промывке и дезинфекции проведены только в 23 районах и городе Якутске, промыто и продезинфицировано 70 % водопроводных сетей.

Не проводилась дезинфекция резервуаров и водопроводных сетей холодного водоснабжения, дезинфекция «открытых» систем отопления в Булунском, Нижнеколымском, Среднеколымском, Верхнеколымском, Кобяйском, Мегино-Кангаласском, Чурапчинском, Таттинском, Оймяконском, Анабарском районах.

В городе Якутске не проведена промывка и дезинфекция бесхозяйных сетей холодного и горячего водоснабжения протяженностью 61,5 тысяч п.м., переданных на обслуживание МУП «Жилкомсервис» распоряжением ОА г. Якутска от 04.04.2013 г. №486р.

Низким качеством проведенных работ по промывке и дезинфекции емкостей и сетей водоснабжения обусловлено неудовлетворительное качество воды, поставляемое населению в Булунском, Нижнеколымском, Среднеколымском, Верхнеколымском, Кобяйском районах.

В обсуждениях и прениях приняли участие первый заместитель спикера парламента Анатолий Добрянцев, Владимир Прокопьев, Виктор Федоров, Елена Голомарева, Иннокентий Васильев, заместитель председателя Госкомитета по геологии РС (Я) Николай Кириллин и другие.

 

 Анатолий Добрянцев отметил, что в бытность его работы в Министерстве охраны природы была разработана  программа по обеспечению населения качественной питьевой водой до 2020 года на 36 млрд.

рублей с учетом всех 500 населенных пунктов, однако, из-за отсутствия финансирования программа не была принята.

Как заявил парламентарий, из-за нехватки бюджетных средств решение данной проблемы усугубляется, водоочистные коммуникации устаревают, нечистоты сливаются в реки, назрел вопрос изучения опыта юго-восточных регионов России и других стран мира по удешевлению строительства водозаборов.

Также парламентарий поинтересовался, принимает ли участие алмазная компания в развитии систем водоснабжения, канализационно-очистных работах в Ленском, Мирнинском районах и в установке в населенных пунктах по реке Мархе Нюрбинского улуса небольших водоочистных сооружений. Оказалось, что компанией АЛРОСА в данное время ведутся работы по развитию систем водоснабжения и в населенных пунктах по реке Марха установлены водозаборные станции, но все еще не налажено энергоснабжение, поэтому данные станции не введены в строй.

 

Виктор Федоров подверг критике хозяйственную деятельность ОАО “Водоканал” и предложил Правительству республики провести анализ хозяйственной деятельности данного общества, разработать план мероприятий по обеспечению города качественной водой необходимых объемов,  рассмотреть вопрос передачи ОАО “Водоканал” в собственность города Якутска.

Елена Голомарева подняла вопрос открытия во всех арктических улусах подразделений Роспотребнадзора, так как отсутствие санитарно-эпидемиологического надзора на местах негативно сказывается в целом на санитарно-эпидемиологическую обстановку в арктических улусах: “Пусть это будет хоть один специалист,  занимающийся этими вопросами».         

Владимир Прокопьев отметил, что в будущем нужно обратить внимание на поиск подземных источников воды.

Он предложил определенную часть средств, предусмотренных в республиканском бюджете на геологоразведочные работы, направить на увеличение финансирования мероприятий по поиску и оценке подземных источников воды, а также на необходимость поиска иных источников финансирования для обеспечения населения чистой питьевой водой.

«По обеспечению питьевой водой у нас предусмотрены очень капиталоемкие сооружения, нужно пересмотреть их с учетом новых технологий с целью уменьшения стоимости”, — подытожил Владимир Михайлович.

 

Также народные депутаты республики подняли вопрос об участии республики в Федеральной целевой программе «Чистая вода».

 В ответе представителей министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики республики прозвучало, что заявки подаются ежегодно, но ни одна из них не проходит отбор.

Таким образом, финансирование мероприятий по обеспечению населения чистой питьевой водой находится на очень низком уровне. Участники заседания высказали опасение, что и данную подпрограмму ждет участь предыдущих программ.

Решением заседания комитета  принят ряд рекомендаций в адрес Правительства республики и  соответствующих министерств и ведомств: увеличение финансирования мероприятий для проведения поиско-оценочных работ на подземные воды; проведение мероприятий по вовлечению подземных источников питьевого водоснабжения для обеспечения населения Республики Саха (Якутия) чистой питьевой водой и выполнение работ по реконструкции водопроводных сетей в населенных пунктах Республики Саха (Якутия) в подпрограмме «Чистая вода»; увеличение финансирования подпрограммы «Чистая вода»;  начало строительства водоочистных сооружений на водозаборе города Якутска; разработка Порядка рассмотрения и утверждения проектов зон санитарной охраны водозаборов хозяйственно-питьевого водоснабжения; проведение мероприятий по промывке и дезинфекции водопроводных сетей хозяйственно-питьевого назначения и «открытых» систем отопления; обеспечения контроля за устранением нарушений на объектах водоснабжения и канализации, эксплуатируемых АФ ОАО «Теплоэнергосервис» в поселке Нижний Куранах Алданского района; обеспечение финансирования дноуглубительных и русловыпрямительных работ в районе водозабора города Якутска в летний период 2014г.; проведение мероприятий по сбору и вывозу металлолома на участке отстоя речных судов в районе речного порта в целях устранения загрязнения водосборной акватории водозабора города Якутска.

 

Также дополнительно внесены предложения по открытию во всех арктических улусах подразделений Роспотребнадзора, проведению анализа хозяйственной деятельности ОАО «Водоканал», разработке плана мероприятий по обеспечению качественной водой необходимых объемов города и передаче ОАО “Водоканал” в собственность города Якутска.

«Постоянный комитет по земельным отношениям, природным ресурсам и экологии на этом рассмотрение вопроса не завершает, следующий этап — это проведение  специальных парламентских слушаний по данной теме» — резюмировал Владимир Прокопьев.

Члены постоянного комитета парламента республики также поддержали проекты федеральных законов: «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации по вопросам использования лесных участков для осуществления аквакультуры (рыбоводства)», “О внесении изменения в статью 10 федерального закона “Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” (в части предоставления добросовестным пользователям преимущественного права на заключение договора пользования рыбоводным участком на новый срок), «О внесении изменения в статью 45 Лесного кодекса Российской Федерации» (в части совершенствования правового регулирования отношений в области использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации), «О внесении изменения в статью 6 Федерального закона «Об охране окружающей среды» (в части дополнения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды).

Пресс-служба Ил Тумэна

Источник: http://iltumen.ru/node/11800

Закон о питьевом водоснабжении и качестве питьевой воды

Федеральный закон о питьевой воде и питьевом водоснабжении

Правительство РФ в соответствии с поручением Заместителя Председателя Правительства РФ Д. Н. Козака от 09.07.2016 № ДК-П9-4078 подготовило проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон „О водоснабжении и водоотведении“ и в Кодекс РФ об административных правонарушениях».

По информации Минприроды России, лишь 13 % сточных вод подвергаются нормативной очистке, остальное поступает напрямую в водоемы. В результате их загрязнение длительное время остается стабильно высоким. Правительство решило ужесточить ответственность за качество воды с помощью закона о питьевом водоснабжении.

Неудовлетворительное состояние систем водоснабжения приводит к снижению качества поставляемой гражданам воды. Чтобы предотвратить отравления питьевой водой ненадлежащего качества органы исполнительной власти субъектов РФ совместно с органами местного самоуправления с 1 января по 1 ноября 2015 г.

провели 22 428 проверок 8972 организаций, оказывающих услуги в сфере водоснабжения и водоотведения (далее — организации ВКХ). Выяснилось, что планы мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями утвердили 6897 организаций ВКХ.

Однако на их реализацию денег у большинства компаний не хватило.

  • Неучтенные расходы и потери воды: методика определения и борьбы

Территориальные органы Роспотребнадзора за тот же период проверили 33 385 объектов водоснабжения, находящихся в ведении 7750 хозяйствующих субъектов, и 3024 объекта водоотведения, которые находятся в ведении 1787 хозяйствующих субъектов. Инспекторы выявили нарушения санитарного законодательства в области качества питьевой воды на 63 % обследованных объектов водоснабжения и 59 % объектов водоотведения.

В 2016 г. в нескольких российских городах были зафиксированы вспышки кишечных инфекций. Причиной заражения граждан стала некачественная водопроводная вода. На Всероссийском селекторном совещании 22 июля 2016 г. Д. Н.

Козак поручил Минстрою России проверить, как организации ВКХ и регулирующие органы исполняют полномочия, предусмотренные Федеральным законом о питьевом водоснабжении от 07.12.

2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в части обеспечения качества воды и очистки сточных вод.

По информации Минприроды России, лишь 13% сточных вод подвергаются нормативной очистке, остальное поступает напрямую в водоемы. В результате их загрязнение длительное время остается стабильно высоким. А ведь от состояния водных объектов зависит качество питьевой воды, а значит, и здоровье людей.

Таким образом, установленные в настоящее время меры ответственности недостаточно эффективны. Правительство РФ в целях снижения количества соответствующих нарушений и улучшения качества питьевого водоснабжения населения предлагает внести изменения в Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» и в КоАП РФ.

Минстрой России является уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Предлагается предоставить ему право утверждать порядок проведения мониторинга наличия согласованных планов мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями.

  • Очистка сточных вод от нефтепродуктов

К сведению

По данным Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения, 37% систем водоснабжения страны не соответствуют санитарным нормам. Неудовлетворительное качество питьевой воды становится причиной 14 тыс. смертей и более 3 млн случаев заболеваний в год.

Кроме того, у субъектов РФ должны появиться полномочия осуществлять мониторинг наличия и исполнения организациями ВКХ указанных планов.

Также организации ВКХ будут обязаны представлять уполномоченному в сфере водоснабжения и водоотведения органу субъекта РФ информацию о разработанных и согласованных планах качества.

Законопроект о питьевом водоснабжении ужесточает ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований, предъявляемых к качеству питьевой воды, неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства по разработке и согласованию плана качества, неисполнение самого плана качества, а также неучет мероприятий плана качества питьевой воды в техническом задании на разработку или корректировку инвестиционной программы организации ВКХ.

Законопроект с целью повышения качества питьевой воды проходит согласительные процедуры в Правительстве РФ и в ближайшее время будет направлен на рассмотрение в Государственную Думу.

  • Удаление растворенных газов при обработке подземных вод

К сведению

Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения считает, что более действенной мерой по улучшению качества питьевого водоснабжения могло бы стать возложение на органы власти обязанности по содержанию источников питьевого водоснабжения — тех источников, из которых организации ВКХ берут исходную воду для водоподготовки. Сейчас за ее качество не отвечает никто.

Источник: https://www.gkh.ru/article/102007-zakon-o-pitevom-vodosnabjenii

ЖурналЗаконов
Добавить комментарий