Отчетность аудиторских организаций в минфин

Информационное сообщение Минфина России от 07.08.2018 N ИС-аудит-24

Отчетность аудиторских организаций в минфин

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ
от 7 августа 2018 г. N ИС-аудит-24

Установлена обязанность совета директоров публичного
акционерного общества формировать комитет по аудиту

Федеральным законом от 19 июля 2018 г. N 209-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» введена обязанность совета директоров (наблюдательного совета) публичного акционерного общества (далее — ПАО) формировать комитет по аудиту (ранее — такая норма отсутствовала).

Комитет по аудиту формируется для предварительного рассмотрения вопросов, связанных с контролем финансово-хозяйственной деятельности ПАО. Одним из основных направлений деятельности такого комитета является взаимодействие с внешним аудитором общества и систематическое наблюдение за его работой.

Данная деятельность комитета по аудиту призвана обеспечить уверенность акционеров ПАО в независимости и качестве аудита отчетности общества, углубленное рассмотрение проблем и рисков деятельности общества, выявляемых внешним аудитором, неформальное, эффективное взаимодействие совета директоров (наблюдательного совета) с внешним аудитором.

———————————

О деятельности комитетов по аудиту совета директоров см. также «Комитеты по аудиту и качество аудита: тенденции и возможные области для дальнейшего рассмотрения» (www.minfin.ru раздел «Аудиторская деятельность — Общая информация — Деятельность аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов»).

Согласно Федеральному закону «Об акционерных обществах» в отношении внешнего аудитора комитет по аудиту должен в предварительном порядке рассматривать, в частности, следующие вопросы: оценка независимости внешнего аудитора и отсутствия у него конфликта интересов, оценка качества проведения внешним аудитором аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности общества. Исходя из Федеральных законов «Об акционерных обществах» и «Об аудиторской деятельности»:

независимость внешнего аудитора ПАО — отсутствие имущественной, родственной или иной зависимости внешнего аудитора от общества, его акционеров, руководителей и иных должностных лиц, а также других лиц в случаях, предусмотренных Правилами независимости аудиторов и аудиторских организаций, одобренными Советом по аудиторской деятельности 20 сентября 2012 г.;

конфликт интересов — ситуация, при которой заинтересованность внешнего аудитора может повлиять на его мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности ПАО.

Случаи возникновения у внешнего аудитора заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов установлены Кодексом профессиональной этики аудиторов, одобренным Советом по аудиторской деятельности 22 марта 2012 г.;

качественный аудит — в общем случае результативный аудит, выполняемый эффективно, своевременно и за разумную плату.

Качественный аудит обеспечивает аудиторская группа, которая: придерживается надлежащих ценностей, этических норм и подходов; достаточно квалифицирована, опытна и располагает достаточным временем для проведения аудита; применяет строгие процедуры аудита и контроля его качества, соответствующие требованиям законодательства, нормативных правовых актов и применимых стандартов; предоставляет своевременные и полезные отчеты; надлежащим образом взаимодействует с заинтересованными сторонами .

———————————

О качестве аудита см., например, документ «Концепцию качества аудита: ключевые элементы, формирующие среду для обеспечения качества аудита», изданный Международной федерацией бухгалтеров (www.minfin.ru раздел «Аудиторская деятельность — Стандарты и правила аудита — Документы МСА — Дополнительные документы»).

В соответствии с Кодексом корпоративного управления, одобренным Советом директоров Банка России 21 марта 2014 г., к основным задачам комитета по аудиту также относятся:

оценка кандидатов во внешние аудиторы общества, выработка предложений по назначению, переизбранию и отстранению внешних аудиторов общества, по оплате их услуг и условиям их привлечения;

надзор за проведением внешнего аудита;

обеспечение эффективного взаимодействия между подразделением внутреннего аудита и внешним аудитором общества;

разработка и контроль исполнения политики общества, определяющей принципы оказания и совмещения внешним аудитором общества услуг аудиторского и неаудиторского характера обществу.

Исходя из пункта 3 статьи 64 и подпункта 9.1 пункта 1 статьи 65 Федерального закона «Об акционерных обществах» (в редакции Федерального закона от 19 июля 2018 г.

N 209-ФЗ) компетенция и порядок деятельности комитета по аудиту определяются внутренним документом общества. Такой документ утверждается советом директоров (наблюдательным советом) ПАО.

Совет директоров (наблюдательный совет) ПАО также определяет количественный состав комитета по аудиту, назначает его председателя и членов, а также прекращает их полномочия.

Кодексом корпоративного управления рекомендовано формировать комитет по аудиту только из независимых директоров, причем по крайней мере один из независимых директоров — членов данного комитета должен обладать опытом и знаниями в области подготовки, анализа, оценки и аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности. Последнее целесообразно публично раскрывать.

В качестве лучшей практики деятельности комитета по аудиту в Кодексе корпоративного управления отмечено публичное раскрытие информации о подготовленной этим комитетом оценке аудиторских заключений, представленных внешними аудиторами.

Норма Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 209-ФЗ о формировании комитетов по аудиту советов директоров (наблюдательных советов) ПАО вступает в силу с 1 июля 2020 г.

В контексте Международных стандартов аудита, обязательных к применению на территории Российской Федерации, комитет по аудиту относится к лицам, отвечающим за корпоративное управление в обществе. Стандарты аудиторской деятельности возлагают на аудитора ряд обязанностей по активному взаимодействию с комитетом по аудиту.

Уточнены требования по соблюдению аудитором
конфиденциальности банковской информации

Федеральным законом от 29 августа 2018 г.

N 263-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты» внесено изменение в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности», которым уточнено требование обеспечения аудиторскими организациями конфиденциальности сведений, составляющих банковскую тайну и полученных ими в процессе деятельности. В частности, установлено, что аудиторские организации не вправе раскрывать третьим лицам сведения об операциях, о счетах и вкладах кредитных организаций, их клиентов и корреспондентов:

полученные аудиторскими организациями при оказании аудиторских услуг (ранее — полученные в ходе проводимых проверок);

предоставленные аудиторским организациям Банком России в соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» (ранее — такая норма отсутствовала).

Одновременно случаи, в которых аудиторская организация вправе раскрыть третьим лицам сведения, составляющие банковскую тайну, дополнены случаем, когда такие сведения получены от Банка России, и аудиторская организация имеет предварительное согласие в письменной форме Банка России и лица, которому оказывались аудиторские услуги, на указанное раскрытие (ранее — указывалось лишь, что исключения составляют случаи, предусмотренные федеральными законами).

Аудиторские организации несут ответственность за неправомерное разглашение сведений, составляющих банковскую тайну. Разглашение банковской тайны может повлечь уголовную ответственность (например, статья 183 Уголовного кодекса Российской Федерации) или административную ответственность (например, статья 13.14 Кодекса Российской Федерации об административной ответственности).

Норма Федерального закона от 29 августа 2018 г. N 263-ФЗ о соблюдении аудитором конфиденциальности банковской информации вступила в силу с 30 июля 2018 г.

Департамент регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности

Минфина России

Источник: https://rulaws.ru/acts/Informatsionnoe-soobschenie-Minfina-Rossii-ot-07.08.2018-N-IS-audit-24/

Аудиторская деятельность: мы ждем перемен | Экономическая газета

Отчетность аудиторских организаций в минфин

Проект содержит ряд при­нципиальных новшеств.

Их принятие в значительной мере вызвано необходимостью введения на территории Беларуси международных стандартов аудиторской деятельности, принимаемых Международной федерацией бухгалтеров (далее – МСА), что, в свою очередь, призвано обеспечить «встраиваемость» национальной системы аудита в международную систему аудита отчетности, составляемой в соответствии с Международными стандартами финансовой от­четности (МСФО).

Регулирование аудита

Изменения планируется внести в ст. 5 Закона, регламентирующую государственное регулирование аудиторской деятельности. В частности, пред­полагается расширить полномочия Совмина за счет определения:

– дополнительных требований к организации и проведению процедур госзакупок аудиторских услуг, а также закупок аудиторских услуг за счет собственных средств;

– порядка введения в действие на территории РБ в качестве технических нормативных правовых актов (ТНПА) Кодекса этики профессиональных бух­галтеров и МСА (совместно с Нацбанком).

С первым из этих нововведений аудиторское сообщество связывает особые надежды. В связи с увеличением с 2015 года объема выручки, являющегося критерием для проведения обязательного аудита, до 5 млн.

EUR, «выведением из-под обязательного аудита» организаций с иностранными инвестициями и уменьшением по этим причинам объемов обязательного аудита и аудита в целом сложились устойчивые тенденции демпинга стоимости аудиторских услуг, что не может не сказываться на их качестве (подробнее см. «Демпинг в аудите»).

Если Совмин в отношении процедур закупки аудиторских услуг установит определенные особенности, учитывающие, что в аудите стоимость оказания услуг не является определяющим фактором, ситуацию в части демпинга можно будет существенным образом поправить.

Уточняются в Проекте и функции Минфина. В связи с необходимостью аккумуляции сведений об аудиторских ор­ганизациях, аудиторах – ин­дивидуальных предпринимателях (ИП) и аудиторах в Государственном реестре (далее – Реестр), что предусмотрено вводимой в Закон ст. 51, функции по ведению Реестра планируется возложить на Минфин.

Определенные надежды внушает и изменение, согласно которому в функции Минфина вменяется обязанность совместно с МНС осуществлять учет организаций, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность (далее – годовая отчетность) которых подлежит обязательному аудиту.

Введение такого учета позволит выявить тех, кто намеренно уклоняется от его проведения. Как показывает практика, таких «уклонистов» достаточно много, что, на наш взгляд, объясняется незначительностью санк­ций за непроведение обязательного аудита (согласно ст. 12.

31 КоАП уклонение от него влечет наложение штрафа в размере от 5 до 30 базовых величин (БВ), сегодня это от 122,5 до 735 BYN).

Аудиторский реестр

Значимость введения Реес­тра достаточно высока, по­скольку осуществление аудиторской деятельности без включения в него запрещается. Аудиторские организации, аудиторы – ИП будут обязаны уведомлять Минфин обо всех изменениях в сведениях, содержащихся в Реестре, в течение 3 рабочих дней со дня, следующего за днем их возникновения.

Коммерческая организация, сведения о которой не будут внесены в Реестр в течение 3 месяцев с даты госрегистрации в ЕГР либо в случае исключения сведений о ней из Реестра, будет не вправе использовать в своем наименовании слово «аудиторская», а также производные от слова «аудит».

Юридические лица, ИП в течение 60 рабочих дней со дня, следующего за днем исключения сведений о них из Реестра, должны будут завершить оказание аудиторских услуг по заключенным договорам, имеющимся на день такого исключения, и прекратить осуществление аудиторской деятельности.

При этом аудиторские организации получат право проводить обязательный аудит годовой отчетности с даты включения в Реестр соответствующих сведений.

Права и обязанности

В ст. 6 Закона планируется внести следующие дополнения:

– аудитор – ИП имеет право осуществлять аудиторскую деятельность с даты включения сведений о нем в Реестр;

– обязательным требованием к аудитору – ИП, проводящему обязательный ау­дит годовой отчетности, является его членство в Аудиторской ассоциации (далее – Ассоциация).

Принципиальный характер имеют некоторые изменения, которые предполагается вне­сти в ст. 7 «Аудиторская организация».

Так, аудиторским организациям дается право привлекать специалистов, не состоящих в их штате, для оказания профуслуг, перечень которых приведен в ст. 16 Закона.

При этом и сам этот перечень планируется расширить за счет судебной экономической экспертизы и судебной экспертизы по вопросам оценки стоимости объектов гражданских прав.

Кроме того, ст. 7 Закона пред­полагается дополнить следующими обязательными требованиями к аудиторской организации, проводящей обязательный аудит годовой отчетности:

– членство в Ассоциации (сейчас такого требования нет);

– наличие на сайте аудиторской организации информации о ее деятельности, в т.ч. о ее финансовых результатах, со­гласно требованиям к такой информации, установленным Минфином (в настоящее время такое требование классифицируется как дополнительное).

Статью 10, в которой установлены обязанности аудиторских организаций и аудиторов – ИП, предполагается дополнить обязанностью оказывать аудиторские услуги только после заключения договора страхования гражданской ответственности за причинение вреда в связи с осуществлением профессиональной деятельности. Сейчас заключение такого договора аудиторской организацией, аудитором – ИП является делом добровольным.

В случае оказания услуг по проведению обязательного аудита годовой отчетности не позднее 1 июля года, следующего за отчетным, на аудиторскую организацию, аудитора – ИП будет возложена обязанность представлять в Минфин перечень аудируемых лиц, которым была оказана эта услуга.

Согласно предлагаемым из­менениям в ст. 13 Закона до заключения договора оказания аудиторских услуг аудируемые лица – заказчики услуг будут обязаны предоставлять аудиторской организации, аудитору – ИП информацию, необходимую для оценки возможности соблюдения принципа независимости.

Аудиторская ассоциация

Статья 8 «Аудиторские объединения» получила в Проекте название «Аудиторская ассоциация», и в ней регламентируется порядок создания, функции и обязанности Ассоциации и его членов.

Согласно Проекту Ассоциация, учредителями которой дол­жны быть сами аудиторские организации и аудиторы – ИП, является органом их самоуправления. Кроме них ее членами могут быть и иные юридические и физические лица.

Она является некоммерческой ор­ганизацией и не вправе осуществлять предпринимательскую деятельность (за исключением деятельности по реализации некоторых видов образовательных программ), выступать посредником (комиссионером, агентом) при оказании своими членами услуг, если иное не предусмотрено законодательными актами.

Одна из определяющих функ­ций Ассоциации – внешний контроль качества работы ау­диторских организаций, аудиторов – ИП в соответствии с уставом Ассоциации и внутренними правилами аудиторской деятельности по такому конт­ролю качества.

Сейчас количество аудиторских объединений, которые могут быть созданы аудиторскими организациями и (или) аудиторами – ИП, не ограничено. В результате в стране действует несколько общественных аудиторских объединений, член­ство в которых является добровольным, а охват ими субъектов аудиторской деятельности незначителен. Поэтому говорить об эффективности их деятельности проблематично.

В результате обсуждения это­го вопроса был сделан вывод, что такое объединение в Беларуси должна быть одно. Это позволит сконцентрировать ресурсы для его содержания, выработать единые подходы к вопросам контроля качества аудиторских услуг, пред­ставлять интересы ее членов в государственных, общественных и международных организациях, устранить ненужную конкуренцию в данной сфере.

Изначальный избыток саморегулируемых аудиторских объединений в других странах, в частности, в РФ, показал свою неэффективность, в связи с чем в настоящее время их число резко сократилось.

Так, в Рос­сии с введением новых количественных критериев (в составе таких организаций в качестве членов должно быть не менее 10 тыс. физических лиц или не менее 2 тыс.

коммерческих организаций) количество СРО уменьшилось с 5 до 3.

Обязательный аудит

Значительные изменения пла­нируется внести в ст. 17 «Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности». Во-первых, в перечень субъектов, подлежащих обязательному аудиту, включаются специальные финансовые организации.

Во-вторых, меняется критерий для проведения обязательного аудита: если сейчас под такой аудит подпадают организации с годовым объемом выручки от реализации, превышающим в эквиваленте 5 млн. EUR, то согласно Проекту таких критериев будет два:

1) объем выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предыдущий отчетный год превышает 500 тыс. БВ (эквивалентно примерно 5,1 млн. EUR);

2) сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предыдущего отчетного года превышает 300 тыс. БВ (эквивалентно примерно 3 млн. EUR).

Возможно, введение второго критерия несколько увеличит количество субъектов, подлежащих обязательному аудиту, но, как представляется, не очень существенно.

Для сравнения: в России в отношении обязательного ау­дита применяются те же два критерия. Вместе с тем соотношение этих показателей со­ставляет там 6 к 1, в то время как в Беларуси предлагаемое соотношение равняется лишь 1,7 к 1. Если ориентироваться на Рос­сию, то сумма активов баланса с учетом установленного критерия выручки должна быть в Беларуси менее 0,9 млн. EUR.

Следует отметить, что сейчас от обязательного аудита освобождены юридические лица, акции (доли в уставных фондах) которых принадлежат РБ и (или) ее административно-­территориальным единицам либо которые относятся к организациям потребкооперации, если за отчетный период была проведена проверка их финансово-хозяйственной деятельности в рамках ведомственного контроля. В Проекте такое освобождение аннулируется, и данные субъекты должны будут проходить аудит отчетности на общих основаниях.

В настоящее время от обязательного аудита индивидуальной и консолидированной от­четности, составленной в соответствии с национальным законодательством, освобождаются, в частности, организации, в отношении которых был проведен обязательный аудит отчетности, составленной в соответствии с МСФО.

Такая норма, с нашей точки зрения, изначально являлась сомнительной, поскольку аудит от­четности, сформированной в результате трансформации национальной отчетности в фор­мат МСФО, не означает, что она сформирована с соблюдением национального законодательства по бухучету. Отрадно, что в Проекте это противоречие устранено: проведение обязательного аудита отчетности по МСФО не освобождает от обязательного аудита индивидуальной бухгалтерской отчетности, составленной в соответствии с национальным законодательством.

МСФО плюс МСА

Закон планируется дополнить ст. 171 «Международные стандарты аудиторской деятельности». В соответствии с ней МСА вводятся в действие на территории Беларуси в качестве ТНПА и являются обязательными для применения при проведении аудита годовой бухгалтерской отчетности, составленной в соответствии с МСФО.

Надеемся, что перечисленные изменения будут способствовать повышению эффективности аудиторской деятельности в Беларуси.

Источник: https://neg.by/novosti/otkrytj/auditorskaya-deyatelnost-my-zhdem-peremen

Аттестация и лицензирование на право осуществления аудиторской деятельности в области банковского аудита

Отчетность аудиторских организаций в минфин

Министерство финансов Российской Федерации организует в установленном порядке систему аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в Российской Федерации.

Аттестация, обучение и повышение квалификации аудиторов проводятся в учебно-методических центрах.

Учебно-методические центры действуют в структуре образовательного учреждения или с участием образовательного учреждения и аккредитованного профессионального аудиторского объединения.

Аттестация проводится с целью проверки квалификации физических лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью, в форме квалификационного экзамена на получение аттестата аудитора. По итогам экзамена выдаются квалификационные аттестаты аудиторов следующих типов: а) в области общего аудита;

  • б) области аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов;
  • в) области аудита страховых организаций и обществ взаимного страхования (аудита страховщиков);
  • г) области аудита кредитных организаций, банковских групп и банковских холдингов (банковского аудита).

В настоящее время в связи с переходом на Международные стандарты финансовой отчетности вводится пятый вид квалификационного аттестата — аттестат аудитора по подтверждению финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с МСФО; порядок подготовки аудиторов на право получения данного аттестата пока окончательно не определен. Согласно Методическим рекомендациям Банка России «О порядке составления и представления кредитными организациями финансовой отчетности» от 25.12.2003 № 181-Т, согласованным с Министерством финансов Российской Федерации, кредитным организациям при отборе аудиторской организации для проведения аудита финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с МСФО, рекомендуется руководствоваться общепринятой международной практикой проведения аудита финансовой отчетности.

Общепринятая международная практика рекомендует организациям, проводящим аудит финансовой отчетности, привлекать не менее четырех специалистов, обладающих дипломами международно признанных бухгалтерских и аудиторских ассоциаций и организаций.

Рассмотрим далее порядок аттестации аудиторов на право подтверждения отчетности по российским стандартам. К аттестации допускаются лица, имеющие:

высшее экономическое и (или) юридическое образование, полученное в российских учреждениях высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, либо документ о высшем экономическом и (или) юридическом образовании, полученном в образовательном учреждении иностранного государства, и свидетельство об эквивалентности указанного документа российскому документу государственного образца о высшем экономическом и (или) юридическом образовании;

стаж работы по экономической или юридической специальности не менее трех лет из последних пяти.

Министерство финансов Российской Федерации утверждает Программы проведения квалификационных экзаменов на получение квалификационного аттестата аудитора. Квалификационные экзамены проводятся в течение трех дней и состоят из тестирования и выполнения письменно-устной работы по экзаменационным билетам.

За проведение аттестации взимается плата в соответствии с действующими нормативными актами Российской Федерации. При неудовлетворительных итогах аттестации плата за ее проведение не возвращается.

Лицам, успешно сдавшим квалификационный экзамен, выдается квалификационный аттестат аудитора соответствующего типа без ограничения срока действия.

Каждый аудитор, имеющий квалификационный аттестат, обязан в течение каждого календарного года начиная с года, следующего за годом получения аттестата (продления на неограниченный срок либо обмена), проходить обучение по Программам повышения квалификации аудиторов, утверждаемым Министерством финансов Российской Федерации.

Повышение квалификации для аудиторов, имеющих квалификационный аттестат одного типа, осуществляется в объеме не менее 40 академических часов в год.

Повышение квалификации для аудиторов, имеющих квалификационные аттестаты двух и более типов, осуществляется в объеме не менее 10 академических часов в год по каждохму направлению аудита, которому соответствует тип квалификационного аттестата, но не менее 40 академических часов в общем объеме.

По итогам проведения курсов повышения квалификации учебно-методические центры выдают аудиторам документы о прохождении курсов повышения квалификации. Министерство финансов Российской Федерации организует регулярные проверки проведения повышения квалификации аудиторов.

Министерство финансов Российской Федерации один раз в три года подтверждает повышение квалификации аудитора. На оборотной стороне бланка квалификационного аттестата производится соответствующая отметка о прохождении повышения квалификации.

При отсутствии данного подтверждения при сроке действия квалификационного аттестата аудитора более четырех лет квалификационный аттестат аудитора аннулируется.

Квалификационный аттестат аудитора также аннулируется в случаях если:

  • 1) установлен факт получения квалификационного аттестата аудитора с использование*м подложных документов;
  • 2) вступил в законную силу приговор суда, предусматривающий наказание в виде лишения права заниматься аудиторской деятельностью в течение определенного срока;
  • 3) установлен факт несоблюдения аудитором обязанности хранения тайны об операциях аудируемых кредитных организаций и требований относительно возможности участия аудитора в проверке кредитной организации, о чем будет сказано ниже;
  • 4) установлен факт систематического нарушения аудитором при проведении аудита требований, установленных законодательством Российской Федерации или федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности;
  • 5) установлен факт подписания аудитором аудиторского заключения без проведения аудиторской проверки;
  • 6) установлен факт, что в течение двух календарных лет подряд аудитор не осуществляет аудиторскую деятельность;
  • 7) аудитор нарушает требование о ежегодном прохождении обучения по программам повышения квалификации.

Решение об аннулировании квалификационного аттестата аудитора принимается уполномоченным федеральным органом. Лицо, квалификационный аттестат которого аннулирован, вправе обжаловать решение уполномоченного федерального органа об аннулировании аттестата аудитора в суд в течение трех месяцев со дня получения решения об аннулировании квалификационного аттестата аудитора.

В настоящее время, по данным Министерства финансов Российской Федерации, аттестовано по четырем перечисленным выше типам аудита около 29 тыс. чел., из них по банковскому аудиту — более 3 тыс. аудиторов.

Аудиторские организации могут проводить аудит кредитных организаций только после получения лицензии Министерства финансов Российской Федерации (лицензирующего органа).

Аудиторская организация может быть создана в любой организационноправовой форме, за исключением открытого акционерного общества.

Не менее 50% кадрового состава аудиторской организации должны составлять граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, а в случае если руководителем аудиторской организации является иностранный гражданин, — не менее 75%.

Лицензия на осуществление аудиторской деятельности выдается на срок пять лет, который по заявлению лицензиата может продлеваться на пять лет неограниченное количество раз. Лицензия является единой без разделения на различные типы аудита.

Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении аудиторской деятельности являются:

наличие у аудиторов аудиторской организации соответствующих профилю аудиторской проверки типов квалификационных аттестатов аудитора;

наличие в штате аудиторской организации не менее пяти аудиторов, имеющих квалификационные аттестаты аудитора;

осуществление предпринимательской деятельности только в виде проведения аудита и оказания сопутствующих аудиту услуг в соответствии с нормативными актами Российской Федерации, в том числе федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, и органов, регулирующих деятельность аудируемых кредитных организаций;

соблюдение правил внутреннего контроля качества проводимых лицензиатами аудиторских проверок и обеспечение возможности проведения внешних проверок качества их деятельности с предоставлением всей необходимой для этого документации и информации;

обеспечение сохранности сведений, составляющих аудиторскую тайну;

предоставление аудируемым кредитным организациям информации об обстоятельствах, исключающих возможность проведения их аудиторской проверки;

участие в обязательном аудите кредитных организаций, банковских групп и банковских холдингов не менее двух аудиторов, имеющих квалификационные аттестаты аудитора на право осуществления аудита кредитных организаций;

наличие у аудиторской организации при проведении обязательного аудита кредитных организаций стажа аудиторской деятельности не менее двух лет;

наличие у аудиторской организации при проведении обязательного аудита банковских групп и банковских холдингов стажа аудиторской деятельности по проверкам кредитных организаций не менее двух лет.

Министерство финансов Российской Федерации принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии в срок, не превышающий 60 дней со дня подачи лицензиатом заявления и всех необходимых документов, а также ведет реестр выданных лицензий. В настоящее время, по данным Минфина России, выданы лицензии 6300 аудиторским компаниям и 1400 индивидуальным аудиторам.

Лицензирующий орган с целью контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий проводит проверки их деятельности. Основанием для проведения проверок являются:

  • а) распоряжение уполномоченного должностного лица лицензирующего органа;
  • б) план проверок, утвержденный лицензирующим органом;
  • в) нарушения лицензиатом законодательства, регулирующего аудиторскую деятельность в Российской Федерации;
  • г) обращения и жалобы заказчиков аудиторских услуг, правоохранительных органов на допущенные лицензиатом при осуществлении аудиторской деятельности нарушения законодательства, регулирующего аудиторскую деятельность в Российской Федерации.

При проведении проверки лицензиат обязан предоставлять документы, необходимые для проведения проверки, в том числе аудиторские заключения и рабочую документацию, составление которой предусмотрено федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности. Срок проведения проверки, как правило, не должен превышать 45 календарных дней.

Лицензирующий орган не вправе проводить в течение одного календарного года более одной проверки аудиторской организации по одним и тем же вопросам, за исключением случаев, когда проверка проводится в связи с обращениями и жалобами заказчиков аудиторских услуг и (или) правоохранительных органов.

По результатам проверки составляется акт, один экземпляр которого передается лицензиату.

Источник: https://ozlib.com/806758/ekonomika/attestatsiya_litsenzirovanie_pravo_osuschestvleniya_auditorskoy_deyatelnosti_oblasti_bankovskogo_audita

ЖурналЗаконов
Добавить комментарий