Пенсия по возрасту в беларуси изменения

Новое в законодательстве |

Пенсия по возрасту в беларуси изменения

О Договоре между Республикой Беларусь и Чешской Республикой о пенсионном обеспечении

С 1 октября 2019 г. вступил в силу Договор между Республикой Беларусь и Чешской Республикой о пенсионном обеспечении
от 14 марта 2018 г.
(далее – Договор), а также Административное соглашение о применении Договора (подписано 25 сентября 2019 г.)

Договор распространяется на граждан, проживающих в Республике Беларусь (постоянно) или Чешской Республике, имеющих стаж на территориях указанных государств.

К предмету Договора относятся вопросы назначения и выплаты пенсий: в Республике Беларусь – трудовых пенсий по возрасту, за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца; в Чешской Республике – по возрасту, по инвалидности, вдове/вдовцу, сироте.

Согласно Договору каждое государство (Республика Беларусь и Чешская Республика) будет назначать пенсию за стаж, приобретенный на его территории, и выплачивать её на территорию государства проживания гражданина.

Выплата (перевод) пенсий на территорию другого государства будет осуществляться в евро путем её зачисления компетентным учреждением государства (белорусской пенсии – Фондом социальной защиты населения Минтруда и социальной защиты, чешской пенсии — Чешским управлением социального обеспечения) непосредственно
на личные счета получателей пенсий, открытые в банках государства их проживания. Перевод пенсии будет производиться после получения подтверждения факта нахождения пенсионера в живых.

В случае переезда лица с территории Республики Беларусь на территорию Чешской Республики и наоборот за ним будет следовать назначенная ему пенсия за стаж, приобретенный на территории государства выезда.

Пенсии, назначенные до вступления в силу Договора, пересмотру по нормам Договора не подлежат. Исключение предусмотрено для пенсий, при назначении которых не был учтен стаж, приобретенный на территории одного из государств. Эти пенсии могут быть пересмотрены по заявлению пенсионера.

По вопросам пенсионного обеспечения с учетом положений Договора лицам, постоянно проживающим в Республике Беларусь, необходимо обращаться в управления по труду, занятости и социальной защите по месту жительства в Беларуси, лицам, проживающим в Чешской Республике, – в территориальные органы Чешского управления социального обеспечения по месту жительства в Чехии.

О порядке обращения за пенсией и организации работы и ведению делопроизводства по назначению пенсий

Постановлением утверждена Инструкция о порядке обращения за пенсией и организации работы и ведения делопроизводства по назначению и выплате пенсий.

Инструкцией комплексно регулируются организационно-технические правоотношения в области пенсионного обеспечения – начиная с обращения за пенсией, приема и рассмотрения органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, документов для назначения и выплаты пенсий, принятия правового решения и заканчивая прекращением выплаты пенсии, передачей пенсионного дела в архив.

Справочно: до вступления в силу Инструкции эти вопросы регулировались Положением о порядке представления и оформления документов для назначения пенсий в соответствии с Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении», утвержденным приказом Министерства социальной защиты Республики Беларусь от 23 мая 1997 г. № 44 и Инструкцией о порядке оформления и ведения дел по назначению государственных пенсий, утвержденной приказом Министерства социальной защиты Республики Беларусь от 29 сентября 1998 г. № 85.

По своей сути, Инструкция это документ, детально регламентирующий порядок организации работы по пенсионному обеспечению.

В части обращения за пенсией в Инструкции нашли отражения положения статьи 75 Закона «О пенсионном обеспечении».

Общий подход – подача заявления и документов, необходимых для назначения пенсии в управление по месту жительства гражданина: работающими гражданами – через работодателя, неработающими – непосредственно ими самими.

В отношении отдельных категорий граждан (несовершеннолетних, недееспособных), которые не могут непосредственно сами обратиться за пенсией, заявление и документы подаются их уполномоченным представителем в управление по месту жительства/ месту нахождения.

В соответствии со статьей 7 Закона обращение за назначением пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на пенсию без ограничения каким-либо сроком.

Для обеспечения гражданам возможности своевременно реализовать право на пенсионное обеспечение в Инструкции оговорено правило: при совпадении срока обращения за пенсией, обусловленного достижением определенного пенсионного возраста и возникновением права на пенсию, с выходными днями или государственными праздниками и праздничными днями, установленными и объявленными Президентом Республики Беларусь нерабочими, заявление о назначении пенсии может быть принято накануне этих дней. При этом учитывается, что условие достижения определенного возраста считается выполненным в день, соответствующий дате рождения.

В целях получения максимально возможной для пенсионного обеспечения информации от граждан на стадии обращения за пенсией актуализирована (формализована) форма заявления о назначении пенсии.

В заявлении отражаются данные о лице, обратившемся за пенсией лично либо о его представителе, указывается выбранный способ получения пенсии, сведения, которые могут повлиять на пенсионное обеспечение (о работе, получении пенсии, прохождении службы, детях и т.п.

), подробный перечень обстоятельств, о наступлении которых заявитель обязан уведомить орган, осуществляющий пенсионное обеспечение.

Документы, необходимые для назначения пенсий, объединены в отдельный, упрощенный перечень, не предусматривающий повторов (дублирования) одних и тех же документов применительно к разным видам пенсий.

В Инструкции последовательно и пошагово прописан алгоритм действий работника органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, как на этапе приема документов, так и при их рассмотрении.

Также Инструкцией регламентированы вопросы, касающиеся ведения делопроизводства, хранения действующих пенсионных дел (в т.ч. при выезде пенсионера на жительство за пределы Республики Беларусь, при перемене пенсионером места жительства в пределах республики), хранения архивных и отказных пенсионных дел, журналов регистрации, порядка отбора документов к уничтожению и другие.

Таблица повышения пенсионного возраста.

Источник: https://ktzszmoik.gov.by/pensionnoe-obespechenie/novoe-v-zakonodatelstve

«Женщины живут на пенсии 23 года, мужчины — только 7». В Беларуси будет новое повышение пенсионного возраста?

Пенсия по возрасту в беларуси изменения

Пенсионеров все больше, пенсии все выше. Потянет ли экономика?

В конце 2018 года в Беларуси проживал 2 млн 561 тысяч пенсионеров (это 27% населения). Практически все — пенсионеры по возрасту, их 2 млн 102 тысяч человек. При этом в стране каждый четвертый пенсионер продолжал работать, а в Минске, по последним данным — и вовсе каждый третий (35%). С принятием пенсионной реформы в 2016 году число пенсионеров стало закономерно и понемногу уменьшаться.

— С принятием решения о повышении пенсионного возраста пошло снижение [количества пенсионеров]. Реформа, бесспорно, оказала свое влияние, — сказала в январе этого года министр труда и соцзащиты Ирина Костевич, передает БелТА. Министр добавила, что главный критерий изменения пенсионного возраста — демографическая ситуация в стране.

Продолжительность жизни повышается во всем мире — и это, без сомнения, хорошие новости. Но есть и обратная сторона медали: люди на пенсии живут дольше, а значит, бюджет тратит на пенсии все больше.

Это беспокоит не только наших, но и международных специалистов. Так, эксперты МВФ советуют Беларуси повысить пенсионный возраст до 65 лет мужчинам и женщинам и больше привлекать к работе после 55 лет, ведь они совсем не старики.

Иначе стране грозит финансовая нестабильность и снижение уровня жизни.

«Белорусские женщины живут на пенсии около 23 лет, мужчины — только 7»

Некоторые эксперты считают, что еще одно повышение пенсионного возраста неизбежно. Например, по совету МВФ станут ориентироваться на среднюю продолжительность жизни при определении возраста выхода на пенсию или увеличат этот возраст до 65 лет для обоих полов. Но это приведет к тому, что мужчины будут едва доживать до заслуженного отдыха:

— У меня нет оснований не доверять советам МВФ, — говорит HR-эксперт и редактор журнала «Отдел кадров» Валерий Кичкаев. — Рост числа белорусских пенсионеров происходит за счет женщин.

Мы среди лидеров по сроку жизни женщин на пенсии (в среднем 23 года!) не только потому, что у них довольно высокая средняя продолжительность жизни, они раньше выходят на пенсию по сравнению с другими странами. Намного хуже дело обстоит с мужчинами — они живут на пенсии около семи лет.

После повышения пенсионного возраста в Беларуси эти цифры уменьшатся и для мужчин станут критичными.

Мой сценарий развития событий такой: это не последнее повышение возраста выхода на пенсию, и скорее всего, мы остановимся на цифре 65 лет для мужчин и для женщин, хотя для мужчин это будет значить то, что жизнь на пенсии им фактически не светит, но чем-то надо же компенсировать пенсии женщинам.

Есть ли альтернативы? Фактически нет. Хотя главную проблему я вижу в другом. Мир роботизируется, и в нем сложнее будет найти работу не только пожилым, но и молодым. Это действительно глобальная проблема! Что делать? Многие страны видят выход в безусловном базовом доходе.

Это определенная сумма (что-то вроде прожиточного минимума), которая выплачивается жителю страны независимо от того, работает он или нет. Речь идет о разных суммах и зависит от страны. Эксперименты проводились как в богатых странах и регионах (например, в Силиконовой долине), так и бедных, например Кении.

Кто-то скажет: если человеку давать деньги, то он перестанет работать, а если это безработный — то не станет искать работу.

На самом деле эксперименты показывают, что подавляющее большинство людей рационально относятся к БД, например, вкладывают его в собственное развитие или более тщательно ищут работу, не хватаясь за все подряд, кто-то начинает мелкий бизнес и в конце концов бросает нелюбимую работу. Откуда взять деньги? Деньги есть, они тратятся на различные программы социальной помощи и льготы и на целый штат людей, которые в этом задействованы. БД существенно упрощает всю эту громоздкую систему.

«Есть логика в том, чтобы повышать пенсионный возраст»

Альтернативное решение — менять распределительную пенсионную систему на накопительную. Правда, это очень долгий и дорогой процесс.

— У нас ситуация со старением населения соответствует среднеевропейскому уровню: доля людей старше пенсионного возраста — около 25% населения, — объясняет социолог Елена Артеменко. — И ситуация будет усугубляться: по прогнозу ООН, в Европе к 2050 году эта доля достигнет 35% (в Беларуси — примерно так же).

Это происходит не только за счет снижения рождаемости, но и за счет увеличения продолжительности жизни. Поэтому логика в том, чтобы повышать пенсионный возраст, есть, главное, чтобы люди не только жили дольше, но и дольше сохраняли здоровье и трудоспособность.

Но наша распределительная пенсионная система с такой высокой долей пожилых людей в перспективе не справится, даже если повысить пенсионный возраст (это только отсрочка, но не решение). Выход в том, чтобы диверсифицировать источники финансирования.

Например, базовая минимальная часть — государство, что-то отчисляет работодатель, а что-то — сами работники. И второй момент — если эти накопления заставить работать, инвестировать их (например, создать систему коммерческих пенсионных фондов), они смогут в виде процентов приносить дополнительные средства к пенсии.

Но такая реформа — сложная и дорогостоящая, в России ее начинали делать, но пришлось пока свернуть, т. к. для этого нужна благоприятная экономическая ситуация.

ОСОБОЕ МНЕНИЕ

Не верю, что дедушек можно переучить

Президент портала «Суперджоб» Алексей Захаров считает:

— Проблема в том, что люди за 3-5 лет до выхода на пенсию, а иногда и раньше, останавливаются в профессиональном росте, деградируют и не могут составить конкуренцию более молодым сотрудникам. И потом им все кругом виноваты. То, что такие люди в какой-то момент оказываются без работы, печально, но это объективная тенденция.

На производстве обновляют оборудование, и пожилой токарь не может работать на станке с программным управлением, не в состоянии научиться — что же прикажете делать администрации? Ситуация тяжелая, но это жизнь. Если человек с 40 до 60 лет ничему не учился, то никакие попытки переучить его успехом не увенчаются.

Способность к постижению новых знаний атрофируется, это мозговая химия. Он не может и не хочет учиться — это его беда. Наверное, дешевле и справедливей поддержать таких людей, выделять им социальные пенсии, если получение трудовой пенсии отодвинулось.

Я не верю в эффективность курсов в центрах занятости для старшего поколения, а ведь на них придется тратить большие государственные средства.

А КАК У НИХ?

Польша снизила пенсионный возраст, а остальные наши соседки — повысили

Украина

Повышение пенсионного возраста у наших южных соседей началось в 2011 году. Пенсионный возраст для женщин решили поэтапно поднимать до мужского — 60 лет. А в прошлом году начался второй этап реформы: теперь возраст выхода на пенсию будет зависеть от стажа, который будет постепенно повышаться.

Россия

Пенсионная реформа началась здесь в 2019 году и продлится до 2028-го. К этому времени возраст вырастет на 5 лет для обоих полов: 65 лет для мужчин, 60 — для женщин.

Польша

В 2012 году поляки решили повысить пенсионный возраст до 67 лет для обоих полов. Мужчины должны были начать выходить на пенсию в этом возрасте уже в 2020 году, а женщины — в 2040-м. Но с октября 2017-го его снизили: мужчины могут выходить на заслуженный отдых в 65, женщины — в 60.

Литва

Пенсионный возраст начинается в 62 лет и 9 месяцев, но к окончанию 2025 года его планируют увеличить до 65 лет. При этом с 1 января 2019-го всех граждан младше 40 лет автоматически включили в накопительную пенсионную систему. Теперь им помимо государственной пенсии можно будет получать еще и дополнительную.

Латвия

Возраст выхода на пенсию для мужчин и женщин был одинаковым — 62 года. В соответствии с пенсионной реформой 2014 года пенсионный возраст ежегодно увеличивают на 3 месяца. И к 2025 году он будет уже 65 лет. Страховой стаж для выплаты пенсии к 2025 году увеличат с 15 до 20 лет.

Источник: https://www.kp.by/daily/27015/4078064/

Перерасчёты пенсий в 2019 году |

Пенсия по возрасту в беларуси изменения

С 1 ноября 2019 г.

— минимальных трудовых пенсий, надбавок и повышений к ним, доплат пенсионерам в возрасте старше 75 лет, социальных пенсий, в связи с увеличением бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.

В соответствии с постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь № 50 от 23 октября 2019 г. бюджет прожиточного минимума в среднем на душу населения в расчете на месяц на период с 1 ноября 2019 г.  по 31 января 2020 г. установлен в размере  – 231,83 руб.

— минимальный размер пенсии по возрасту – 57,96 руб. (25 процентов бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения (статья 23 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении»);

— доплата к минимальным размерам пенсий 185,15 руб. (20 процентов средней заработной платы, применяемой для корректировки фактического заработка пенсионера при назначении и перерасчёте трудовых пенсий – 925,77 руб. (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22.12.1999 №  976).

Минимальный размер пенсии по возрасту с учетом доплаты составляет — 243,11 руб.

С 1 августа 2019 г.

— трудовых пенсий исходя из средней заработной платы работников в республике 925,77 руб. (Указ Президента Республики Беларусь от 25 июля 2019 г. № 277 «О повышении пенсий»);

— минимальных трудовых пенсий, надбавок и повышений к ним, доплат пенсионерам в возрасте старше 75 лет, социальных пенсий, в связи с увеличением бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.

В соответствии с постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь № 37 от 19 июля 2019 г. бюджет прожиточного минимума в среднем на душу населения в ценах июня 2019 г. в расчете на месяц на период с 1 августа 2019 г. по 31 октября 2019 г. установлен в размере  – 230,91 руб.

— минимальный размер пенсии по возрасту – 57,73 руб. (25 процентов бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения (статья 23 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении»);

— доплата к минимальным размерам пенсий 185,15 руб. (20 процентов средней заработной платы, применяемой для корректировки фактического заработка пенсионера при назначении и перерасчёте трудовых пенсий – 925,77 руб. (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22.12.1999 № 976).

Минимальный размер пенсии по возрасту с учетом доплаты составляет — 242,88 руб.

С 1 мая 2019 г.

— трудовых пенсий исходя из средней заработной платы работников в республике 865,21 руб. (Указ Президента Республики Беларусь от 23 апреля 2019 г. № 156 «О повышении пенсий»);

— минимальных трудовых пенсий, надбавок и повышений к ним, доплат пенсионерам в возрасте старше 75 лет, социальных пенсий, в связи с увеличением бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.

Бюджет прожиточного минимума в среднем на душу населения в ценах марта 2019 года в расчете на месяц на период с 1 мая 2019 г. по 31 июля 2019 г. установлен в размере – 224,02 руб.

— минимальный размер пенсии по возрасту – 56,01 руб. (25 процентов бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения (статья 23 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении»);

— доплата к минимальным размерам пенсий 173,04 руб. (20 процентов средней заработной платы, применяемой для корректировки фактического заработка пенсионера при назначении и перерасчёте трудовых пенсий – 865,21 руб. (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22.12.1999 №  976).

Минимальный размер пенсии по возрасту с учетом доплаты составляет — 229,05 руб.

С 1 февраля 2019 г.

— минимальных трудовых пенсий, надбавок и повышений к ним, доплат пенсионерам в возрасте старше 75 лет, социальных пенсий, в связи с увеличением бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.

В соответствии с постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь № 4 от 23 января 2019 г.  бюджет прожиточного минимума в среднем на душу населения в ценах декабря 2018 года в расчете на месяц на период с 1 февраля 2019 г. по 30 апреля 2019 г. установлен в размере  – 216,90 руб.

минимальный размер пенсии по возрасту – 54,23 руб. (25 процентов бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения   (статья 23 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении»);

-доплата к минимальным размерам пенсий 162,48 руб. (20 процентов средней заработной платы, применяемой для корректировки фактического заработка пенсионера при назначении и перерасчёте трудовых пенсий – 812,40 руб. (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22.12.1999 №  976).

Минимальный размер пенсии по возрасту с учетом доплаты составляет — 216,71 руб.

Источник: https://ktzszmoik.gov.by/pensionnoe-obespechenie/pereraschyoty-pensij-v-2016-godu

Министерство труда и социальной защитыРеспублики Беларусь

Пенсия по возрасту в беларуси изменения

Важнейшей составляющей системы социальной защиты является пенсионное обеспечение. В настоящее время в органах по труду, занятости и социальной защите различные виды пенсий получают более 2,5 млн. человек.

Гарантированное Конституцией Республики Беларусь право на пенсионное обеспечение реализуется через Закон Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» (далее – Закон), другие законодательные акты.

Законом закреплены условия предоставления трудовых пенсий по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, за особые заслуги перед республикой.

Законодательством предусматривается возможность назначения отдельным категориям граждан досрочных пенсий по условиям труда или социальным основаниям.

Право на трудовую пенсию по возрасту на общих основаниях имеют мужчины при общем стаже работы не менее 25 лет, женщины при общем стаже работы не менее 20 лет при достижении общеустановленного пенсионного возраста:

в 2016 году: мужчины — 60 лет, женщины — 55 лет;

в 2017 году: мужчины — 60 лет 6 месяцев, женщины — 55 лет 6 месяцев;

в 2018 году: мужчины — 61 года, женщины — 56 лет;

в 2019 году: мужчины — 61 года 6 месяцев, женщины — 56 лет 6 месяцев;

в 2020 году: мужчины — 62 лет, женщины — 57 лет;

в 2021 году: мужчины — 62 лет 6 месяцев, женщины — 57 лет 6 месяцев;

в 2022 году и последующие годы: мужчины — 63 лет, женщины — 58 лет.

Обязательным условием для реализации права на трудовую пенсию по возрасту и трудовую пенсию за выслугу лет (статьи 11-13,15,24,47-49-2 Закона) является наличие стажа работы (иной деятельности) с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее – страховой стаж). Для назначения трудовой пенсии по возрасту и за выслугу лет требуется наличие страхового стажа:

в 2016 году – 15 лет 6 месяцев;

в 2017 году – 16 лет;

в 2018 году – 16 лет 6 месяцев;

в 2019 году – 17 лет;

в 2020 году – 17 лет 6 месяцев;

в 2021 году – 18 лет;

в 2022 году – 18 лет 6 месяцев;

в 2023 году – 19 лет;

в 2024 году – 19 лет 6 месяцев;

в 2025 году и последующие годы — 20 лет.

Для назначения досрочных пенсий по возрасту родителям детей — инвалидов (инвалидов с детства); многодетным матерям, родившим пять и более детей; инвалидам с детства; инвалидам войны; матерям военнослужащих, смерть которых связана с исполнением обязанностей военной службы, лилипутам и карликам (статьи 17-22 Закона) требуется 5 лет страхового стажа (при выполнении других условий, предусмотренных законодательством).

С 1 августа 2017 г. Указом Президента Республики Беларусь от 29 июня 2017 г.

№ 233 «О пенсионном обеспечении отдельных категорий граждан» предоставлено право на трудовую пенсию по возрасту при 10 годах страхового стажа лицам, которые длительное время осуществляли социально-значимые виды деятельности и по этой причине не смогли сформировать требуемый стаж.

В частности, пенсия по возрасту при наличии страхового стажа не менее 10 лет (но менее требуемых для назначения пенсии по возрасту на общих основаниях) назначается гражданам, имеющим общий стаж работы не менее 40 лет у мужчин и 35 лет у женщин.

При такой же продолжительности страхового стажа – 10 лет – пенсия по возрасту назначается гражданам, которые длительное время (не менее 10 календарных лет, без учета времени нахождения в социальном отпуске по уходу за детьми) проходили военную службу (службу в военизированных организациях), но не приобрели права на пенсию по нормам Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований», и имеют общий стаж работы не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин.

В общий стаж, кроме периодов работы (иной деятельности) с уплатой обязательных страховых взносов включаются также периоды, предусмотренные частью второй статьи 51 Закона (в частности, служба в Вооруженных Силах СССР, Республики Беларусь, время ухода за детьми в возрасте до 3-х лет (но не более 9 лет в общей сложности), период ухода за инвалидом 1 группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста, нуждающимся в постоянном уходе, период получения в дневной форме получения образования профессионально-технического, среднего специального, высшего и послевузовского образования, получения пособия по безработице, но не более 6 месяцев в общей сложности и др.). Продолжительность общего стажа влияет также на размер пенсии. Максимально учитываемая продолжительность общего стажа составляет 45 лет для мужчин и 40 лет для женщин.

Для реализации права на трудовую пенсию по инвалидности или по случаю потери кормильца установлены льготные требования по стажу работы инвалида или кормильца (в том числе по страховому стажу).

При назначении трудовой пенсии в 2018 году она исчисляется из заработка за последние 24 года подряд стажа работы, но не более чем за фактически имеющийся стаж работы.

При этом в периодах работы, предпринимательской деятельности учитывается фактический заработок (доход), а за периоды иной деятельности (иные периоды), которые включены в стаж (часть вторая статьи 51 Закона) в качестве фактического заработка в расчет принимается 40 процентов средней заработной платы работников в республике за соответствующие месяцы.

Ежегодно период для исчисления заработка увеличивается на 1 год, до фактически имеющегося у лица, обратившегося за пенсией, стажа работы. То есть в 2019 году он будет составлять 25 лет, в 2020 году – 26 лет и т.д.

Заработок ограничивается четырехкратной средней заработной платой в республике (ИКЗ=4), а с 2016 года – пятикратной средней заработной платой в республике (ИКЗ=5) для лиц со стажем 36 лет и более у мужчин и 31 год и более у женщин.

Минимальные гарантии

Минимальный размер трудовой пенсии по возрасту установлен в размере 25 процентов наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, утвержденного Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь за два последних квартала (статья 23 Закона).

Минимальный размер трудовой пенсии по инвалидности I и II групп установлен в размере 100 процентов, по III группе — 50 процентов, матерям-героиням (независимо от группы инвалидности) — 100 процентов минимального размера пенсии по возрасту (статья 31 Закона).

Минимальный размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца установлен в размере 100 процентов минимального размера пенсии по возрасту, детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот (при условии неполучения в связи со смертью родителя ежемесячной страховой выплаты) – 200 процентов минимального размера пенсии по возрасту (статья 38 Закона).

Минимальный размер трудовой пенсии за выслугу лет установлен в размере 100 процентов минимальной пенсии по возрасту (статья 50 Закона).

К трудовым пенсиям, исчисленным в минимальном размере, лицам, постоянно проживающим в Республике Беларусь, установлена доплата в размере 20 процентов средней заработной платы работников в республике, применяемой для корректировки фактического заработка пенсионера при назначении и перерасчете пенсий в связи с ростом средней заработной платы (Постановлением Совета Министров Республики от 22 декабря 1999 г. №1976 в редакции от 06.04.2017 № 257).

К пенсиям отдельных категорий пенсионеров устанавливается надбавка на уход (статьи 25, 33, 41-1, 50-1 Закона) и (или) повышение пенсий (статья 68 Закона).

Согласно Указу Президента Республики Беларусь от 16 января 2012 г. №35 «О повышении пенсий» к пенсиям постоянно проживающих в Республике Беларусь неработающих пенсионеров, достигших возраста 75 лет и получающих пенсию в органах по труду, занятости и социальной защите, установлены доплаты.

Нетрудоспособным гражданам, не получающим трудовую пенсию и (или) пенсию из других государств в соответствии с международными договорами Республики Беларусь в области социального (пенсионного) обеспечения, назначается социальная пенсия. Она назначается мужчинам по достижении возраста 65 лет, женщинам – 60 лет. Данное условие не применяется в отношении детей-инвалидов, инвалидов, в том числе инвалидов с детства, детей, потерявших кормильца.

Социальные пенсии исчисляются из наибольшей величины утвержденного Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения за два последних квартала в следующих размерах:

инвалидам I группы, в том числе инвалидам с детства, – 110 процентов; инвалидам с детства II группы – 95 процентов; инвалидам II группы (кроме инвалидов с детства), детям в случае потери кормильца (пункт «а» части третьей и часть четвертая статьи 35) на каждого ребенка – 85 процентов; инвалидам III группы, в том числе инвалидам с детства –75 процентов; лицам, достигшим возраста: мужчины – 65 лет, женщины – 60лет, – 50 процентов; детям-инвалидам в возрасте до 18 лет при степени утраты здоровья: первой – 80 процентов, второй – 85 процентов, третьей – 95 процентов, четвертой – 110 процентов.

В целях поддержания уровня пенсионного обеспечения периодически производятся перерасчеты пенсий.

Перерасчет пенсий осуществляется:

(1) в связи с ростом средней заработной платы на основании указов Президента Республики Беларусь не реже одного раза в год в пределах средств государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь. Одновременно с таким повышением перерасчитывается размер доплаты к минимальным трудовым пенсиям;

(2) в связи с изменением бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения (минимальных трудовых пенсий, социальных пенсий, надбавок и повышений к ним, доплаты пенсионерам в возрасте старше 75 лет).

Источник: http://mintrud.gov.by/ru/infa1

В беларуси будет новое повышение пенсионного возраста?

Пенсия по возрасту в беларуси изменения

Возраст выхода на пенсию могут поднять до 65 лет для обоих полов.

В конце 2018 года в Беларуси проживал 2 млн 561 тысяч пенсионеров (это 27% населения). Практически все — пенсионеры по возрасту, их 2 млн 102 тысяч человек.

При этом в стране каждый четвертый пенсионер продолжал работать, а в Минске, по последним данным — и вовсе каждый третий (35%). С принятием пенсионной реформы в 2016 году число пенсионеров стало закономерно и понемногу уменьшаться, пишет kp.

by.

— С принятием решения о повышении пенсионного возраста пошло снижение [количества пенсионеров]. Реформа, бесспорно, оказала свое влияние, — сказала в январе этого года министр труда и соцзащиты Ирина Костевич, передает БелТА. Министр добавила, что главный критерий изменения пенсионного возраста — демографическая ситуация в стране.

Продолжительность жизни повышается во всем мире — и это, без сомнения, хорошие новости. Но есть и обратная сторона медали: люди на пенсии живут дольше, а значит, бюджет тратит на пенсии все больше.

Это беспокоит не только наших, но и международных специалистов. Так, эксперты МВФ советуют Беларуси повысить пенсионный возраст до 65 лет мужчинам и женщинам и больше привлекать к работе после 55 лет, ведь они совсем не старики.

«Белорусские женщины живут на пенсии около 23 лет, мужчины — только 7»

Некоторые эксперты считают, что еще одно повышение пенсионного возраста неизбежно.

Например, по совету МВФ станут ориентироваться на среднюю продолжительность жизни при определении возраста выхода на пенсию или увеличат этот возраст до 65 лет для обоих полов.

Но это приведет к тому, что мужчины будут едва доживать до заслуженного отдыха.

Как говорит HR-эксперт и редактор журнала «Отдел кадров» Валерий Кичкаев:

— Рост числа белорусских пенсионеров происходит за счет женщин. Мы среди лидеров по сроку жизни женщин на пенсии (в среднем 23 года!) не только потому, что у них довольно высокая средняя продолжительность жизни, они раньше выходят на пенсию по сравнению с другими странами. Намного хуже дело обстоит с мужчинами — они живут на пенсии около семи лет. После повышения пенсионного возраста в Беларуси эти цифры уменьшатся и для мужчин станут критичными.Мой сценарий развития событий такой: это не последнее повышение возраста выхода на пенсию, и скорее всего, мы остановимся на цифре 65 лет для мужчин и для женщин, хотя для мужчин это будет значить то, что жизнь на пенсии им фактически не светит, но чем-то надо же компенсировать пенсии женщинам.Есть ли альтернативы? Фактически нет. Хотя главную проблему я вижу в другом. Мир роботизируется, и в нем сложнее будет найти работу не только пожилым, но и молодым. Это действительно глобальная проблема! Что делать? Многие страны видят выход в безусловном базовом доходе. Это определенная сумма (что-то вроде прожиточного минимума), которая выплачивается жителю страны независимо от того, работает он или нет. Речь идет о разных суммах и зависит от страны. Эксперименты проводились как в богатых странах и регионах (например, в Силиконовой долине), так и бедных, например Кении. Кто-то скажет: если человеку давать деньги, то он перестанет работать, а если это безработный — то не станет искать работу. На самом деле эксперименты показывают, что подавляющее большинство людей рационально относятся к БД, например, вкладывают его в собственное развитие или более тщательно ищут работу, не хватаясь за все подряд, кто-то начинает мелкий бизнес и в конце концов бросает нелюбимую работу. Откуда взять деньги? Деньги есть, они тратятся на различные программы социальной помощи и льготы и на целый штат людей, которые в этом задействованы. БД существенно упрощает всю эту громоздкую систему.

«Есть логика в том, чтобы повышать пенсионный возраст»

Альтернативное решение — менять распределительную пенсионную систему на накопительную. Правда, это очень долгий и дорогой процесс.

— У нас ситуация со старением населения соответствует среднеевропейскому уровню: доля людей старше пенсионного возраста — около 25% населения, — объясняет социолог Елена Артеменко.

И ситуация будет усугубляться: по прогнозу ООН, в Европе к 2050 году эта доля достигнет 35% (в Беларуси — примерно так же). Это происходит не только за счет снижения рождаемости, но и за счет увеличения продолжительности жизни.

Поэтому логика в том, чтобы повышать пенсионный возраст, есть, главное, чтобы люди не только жили дольше, но и дольше сохраняли здоровье и трудоспособность. Но наша распределительная пенсионная система с такой высокой долей пожилых людей в перспективе не справится, даже если повысить пенсионный возраст (это только отсрочка, но не решение).

Выход в том, чтобы диверсифицировать источники финансирования. Например, базовая минимальная часть — государство, что-то отчисляет работодатель, а что-то — сами работники.

И второй момент — если эти накопления заставить работать, инвестировать их (например, создать систему коммерческих пенсионных фондов), они смогут в виде процентов приносить дополнительные средства к пенсии. Но такая реформа — сложная и дорогостоящая, в России ее начинали делать, но пришлось пока свернуть, т. к. для этого нужна благоприятная экономическая ситуация.

Источник: https://udf.by/news/main_news/197505-v-belarusi-budet-novoe-povyshenie-pensionnogo-vozrasta.html

Когда подавать документы для назначения пенсии, и войдет ли отпуск по уходу за ребенком в страховой стаж

Пенсия по возрасту в беларуси изменения

На актуальные вопросы жителей столицы, касающиеся выплаты пенсий, ответила начальник управления пенсий и пособий комитета по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома Елена Живица. Подробности — в материале корреспондента «Минск-Новости».

— Выхожу на заслуженный отдых в ноябре 2019 года. За какой период будет учтена моя заработная плата для назначения пенсии и можно ли включить в него наиболее выгодный мне?

— В 2019 году заработок для исчисления пенсии будет определяться за последние 25 лет подряд стажа работы. Напомню, сейчас в Беларуси указанный период ежегодно увеличивается на один год. К примеру, в 2018-м пенсия исчислялась за последние 24 года работы, в 2020-м это будет уже 26 лет.

Если вы имеете длительный стаж работы без перерывов и продолжите работать до обращения за пенсией, то заработок для исчисления вашей пенсии будет учитываться с 1994 года. Более ранний период может быть засчитан, только если имелись перерывы в работе и иной деятельности, учитываемой в стаж работы (с учетом их продолжительности). Право выбора более выгодного периода не предоставляется.

— С 2018 года получаю досрочную пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда, являюсь почетным донором. При этом за донорство к пенсии ничего не платят. Правильно ли это?

— Правильно. Повышение пенсии донорам, награжденным знаком «Почетный донор Республики Беларусь», «Почетный донор СССР», «Почетный донор Общества Красного Креста БССР», устанавливается только по достижении ими общеустановленного пенсионного возраста. Повышение составляет 40 % от минимального размера пенсии по возрасту (в настоящий момент — 23 рубля 9 копеек).

— С 1992 по 1995 год находилась в отпуске по уходу за ребенком. Будет ли это время включено в мой страховой стаж при назначении пенсии по возрасту?

— Нет, поскольку в этот период граждане не подлежат государственному социальному страхованию и за них не производится уплата обязательных страховых взносов.

Вместе с тем данный период будет засчитан в общий стаж работы и учтен при определении размера пенсии.

— Через месяц мне будут назначать пенсию по возрасту. Я гражданка Республики Беларусь, но с 2003 по 2006 год работала в Российской Федерации. Стажа работы в нашей стране у меня только 15 лет. Знаю, что для назначения пенсии в этом году требуется страховой стаж не менее 17 лет. Будет ли учтен период моей работы в России?

— Да, его учтут в той продолжительности, которая будет подтверждена компетентными органами Пенсионного фонда Российской Федерации. Соответствующий документ будет истребован из данного фонда органами социальной защиты нашей республики.

— 15 сентября моей маме исполняется 80 лет. Слышала, что к пенсии должна быть установлена надбавка на уход. Останется ли в этом случае доплата за возраст, которую она получала, как достигшая 75 лет?

— С 1 октября вашей маме, как достигшей 80-летнего возраста, будет выплачиваться надбавка на уход в размере 50 % минимального размера пенсии по возрасту. Выплата, как достигшей 75 лет, продолжится в увеличенном размере: было 75 % минимального размера пенсии по возрасту, станет 100 % (в настоящий момент это 57 рублей 73 копейки).

— Сыну 19 лет. Он студент вуза и получает пенсию по случаю потери кормильца. Не уменьшат ли выплату, если он начнет подрабатывать?

— Если обучающийся на дневной форме студент в свободное от учебы время работает, пенсия по случаю потери кормильца будет выплачиваться в полном размере, то есть без ограничений, установленных для работающих пенсионеров.

— Я индивидуальный предприниматель, через два месяца стану пенсионером, так как мне исполнится 61,5 года. Работать продолжу. Каким в моем случае будет порядок выплаты пенсии?

— Пенсия индивидуальным предпринимателям выплачивается так же, как и работающим пенсионерам, независимо от уровня получаемого ими дохода.

Так, пенсионеры, имеющие индивидуальный коэффициент заработка ниже 1,3, в период работы (а также регистрации в качестве индивидуального предпринимателя) получают пенсию в полном размере.

При наличии коэффициента, размер которого выше 1,3 (например, 1,7), пенсия в этот период исчисляется с учетом параметра 1,3 (а не 1,7).

Если человек продолжает предпринимательскую деятельность и после достижения 75 лет, ему не будут выплачивать соответствующие доплаты за возраст. Напомню, неработающие пенсионеры, достигшие 75 лет, на сегодняшний день имеют ежемесячную доплату к пенсии в размере 43 рубля 30 копеек, с 80 лет — 57 рублей 73 копейки.

— Я не работаю, 12 октября достигну общеустановленного пенсионного возраста. Слышала, что подавать документы для назначения пенсии можно за месяц до возникновения такого права. Так ли это?

— До 4 августа 2019 года подать заявление о назначении пенсии можно было за месяц. С указанной даты в законодательство внесены изменения.

Теперь обращение за назначением пенсии должно осуществляться только после достижения пенсионного возраста и возникновения права на пенсию.

Таким образом, с соответствующим заявлением в орган по труду, занятости и социальной защите вы можете обратиться не ранее 12 октября 2019 года. В случае обращения позже 12-го числа пенсия будет назначена с даты обращения.

Следует отметить, что при совпадении срока обращения за пенсией с выходными днями или государственными праздниками и праздничными днями, установленными и объявленными Президентом Республики Беларусь нерабочими, заявление о назначении пенсии может быть подано накануне этих дней.

Источник: https://minsknews.by/kogda-podavat-dokumenty-dlya-naznacheniya-pensii-i-vojdet-li-otpusk-po-uhodu-za-rebenkom-v-strahovoj-stazh/

ЖурналЗаконов
Добавить комментарий