Подоходный налог зарубежных странах

Оценка подоходного налогообложения в России и в зарубежных странах

Подоходный налог зарубежных странах

В данной статье затронуты вопросы развития подоходного налогообложения в России и в зарубежных странах. Рассматриваются основные элементы подоходного налогообложения.

Осуществляется сравнение ставок прогрессивного налогообложения.

Проводится анализ таких показатели, как изменение численности населения различных регионов планеты, распределение уровня доходов, уровень средней заработной платы и пособий по безработице.

На сегодняшний день все чаще возникают споры о необходимости введения прогрессивной шкалы подходного налогообложения в России. Особенно актуальным данный вопрос стал в последнее время.

В первую очередь, это вызвано изменением макроэкономической ситуации, а также нарастающим уровнем недовольства в стране. Для того чтобы решить эту проблему, необходимо изучить опыт стран, которые в настоящий момент являются лидерами в мировой экономике или могут претендовать на это звание в ближайшем будущем.

Главной отличительной особенностью подоходного налогообложения развитых государств является наличие прогрессивной шкалы налогообложения.

Это дает возможность не только увеличивать доходы, поступающие в государственную казну, но и стабилизировать уровень социального расслоения, неизбежно присутствующее в любой стране.

На практике, чем выше уровень расслоения, тем сильнее социальная напряженность, и следовательно, тяжелее экономическая ситуация в стране. Именно поэтому введение прогрессивного налогообложения призвано решить сразу несколько задач, а именно:

  • увеличить доходы государственной казны;
  • уменьшить социальную напряженность;
  • нивелировать дифференциацию населения по уровню доходов;
  • перераспределить налоговое бремя с населения, которое имеет низкие доходы, на население, имеющее высокие доходы.

Решение данных вопросов даст возможность государству значительно преуспеть в развитии национальной экономики, поднять заинтересованность населения в результатах своего труда, обеспечит необходимые условия для роста доходов населения, обладающего низким уровнем заработка. Для того чтобы выявить уровень ставок налога и диапазоны доходов, к которым они будут применяться, необходимо рассмотреть международный опыт подоходного налогообложения, что даст возможность определить наиболее приемлемые значения налогообложения в России.

Перераспределение доходов между различными категориями граждан выступает в роли главного показателя определения налоговых ставок, а также нормального функционирования экономики государства (табл. 1).

Таблица 1. Численность населения, занятого в экономике, по странам мира

СтранаЧисленность населения, млн. чел.Доля трудоспособного населения, %Доля безработных, %Доля занятых в экономике, %
США323,977519,1
ЕС502,7624312,7
Китай1380,176545,6
Германия82,163577,2
Бразилия206,469535,9
Россия146,575546,8
Индия1293,164469,1
Турция78,644327,2
ЮАР54,9433719,0
Иран79,2783017,6

Так как население физически не может потреблять товаров, работ, услуг сверх определенного объема, то свободные средства, которые возникают у малой части населения, не участвуют в экономической деятельности и мобилизируются из страны за рубеж, что негативно влияет на инвестиционный климат страны источника дохода.

Подавляющее большинство населения фактически живет в условиях недопотребления (вследствие недостатка денежных средств). Отсюда следует, что обязанность по перераспределению доходов между категориями населения полностью лежит на государстве, и никто кроме государства не может ликвидировать эту задачу.

Особенно актуальна эта проблема в условиях непрерывного роста численности населения (ООН прогнозирует рост населения мира к 2050 г. до 9 млрд. чел.).

Неконтролируемая саморегуляция вызывает концентрацию практически всех финансовых ресурсов у небольшой группы людей. В итоге, ни государство, ни «зажиточная» часть общества не понимает тех выгод, которые несут процесс перераспределения финансовых средств, их структурирование и оптимизация.

Зарождается явление, при котором в одном секторе экономики имеется избыток притока денежных ресурсов от населения, а в другом наоборот – недостаток.

Это способствует усилению несоразмерности экономического развития страны и неизбежно вызывает кризис перепроизводства, поскольку снижается платежеспособный спрос населения. Нельзя не отметить, что эта тенденция в значительной мере проявляется в настоящее время и в мире, и в России.

Движение свободных финансовых ресурсов за рубеж (или денежные средства, зачастую оторванные от реального сектора экономики) только усложняет ситуацию. Особенно явно это явление наблюдается в условиях сокращения численности трудоспособного населения. Так, по прогнозам ученых, к 2030 г.

в России планируется сокращение трудоспособного населения на 16 млн. чел. Аналогичная ситуация наблюдается в большинстве развитых стран Восточной и Западной Европы. Тем временем в странах Азии прогнозируется рост численности населения до 240 млн. чел. [2]

Так, сокращение численности трудоспособного населения во многих развитых странах и его рост в динамично развивающихся странах влекут за собой смещение центров приложения силы и, следовательно, к изменению перспектив развития промышленности регионов. На сегодняшний день наибольшее число свободных рабочих рук наблюдается в Индии и Китае.

Так, на сегодняшний день указанные страны имеют низкий уровень заработной платы по сравнению с другими странами (табл. 2).

Таблица 2. Размер пособий и уровень заработной платы в разных странах мира.

СтранаСредняя заработная плата в месяц в национальной валютеСредняя заработная плата в год в национальной валютеМинимальная часовая оплата труда, долл. СШАРазмер пособия по безработице
Китай2678 юаней322429 юаня2,1607 юаней
Россия21065 руб.252847 руб.2,04900 руб.
США3325 долл.39974 долл.15,01000 долл.
Индия25219 рупий302617 рупий
Турция3000 лир35000 лир7,025, 40 или 50 % от сред. з/п
ЮАР3000 рандов36000 рандов3,1
Бразилия1457,9 реалов170231,7 реала3,0510 реалов
Германия3900 евро46800 евро12,61100 евро

В Бразилии размер пособия по безработице равен 510 реалов, или 280 долл. США. При этом величина средней заработной платы равен 1 353,6 BRL (22 054 руб.). А среднедушевой доход находится на уровне 16 414 реалов. За чертой бедности находится около 20 % населения данной страны.

Пособия по безработице в Германии могут составлять 360 евро (минимум), 600 евро (в среднем) и 1 100 евро (максимальный уровень). Ниже черты бедности живут почти 1/6 часть населения государства. В других крупных странах ЕС, заработная плата в среднем составляет 3 000-3 500 евро.

В Индии средняя зарплата в месяц (за вычетом налогов) составляет порядка 535,93 долл. (курс –68,8 рупий за 1 долл. США).

В Китае официальный минимум заработной платы всего всего 1 160 юаней (5 800 руб.). Величина среднедушевого дохода равна 17 174,65 юаней.

В РФ минимальное пособие по безработице составляет 850 руб., максимальное – 4 900 руб. Среднее пособие по стране составляет 2 500 руб. Официальный прожиточный минимум – 9776 руб. Порядка 26 % населения живет на доходы, равные или ниже прожиточного минимума.

В США около 15,1 % населения проживает за чертой бедности.

Размер минимальной заработной платы в ЮАР колеблется от 200 до 250 рандов в месяц, что эквивалентно примерно 50 долл. США. Пособие по безработице находится в интервале от 38 до 60 % от уровня предыдущей заработной платы.

Величина минимальной заработной платы в Турции составляет около 660 лир, вычитая при этом страховые взносы, работник получит 550 лиры (650 лиры составляет примерно 13 тысяч рублей). Размер средней заработной платы варьируется от 1000 до 5000 лир (20 000 – 100 000 руб.).

Размер пенсий колеблется от 700 до 15 000 лир (14 000 – 300 000 руб.).

На основе действующего законодательства, необходимо, чтобы во время отсутствия работы, у человека имелись денежные средства (по крайней мере, 600 дней в течение последних трех лет и начисления должны быть непрерывными в течение последних 4-х месяцев).

Предлагаемые новые условия содержат в себе предоставление права на получение пособия по безработице, если собраны начисления за 360 дней в течение двух лет, а размер пособия в течение первых 3-х месяцев будет составлять 50% от среднего заработка за последние 12 месяцев, на вторые 3 месяца – 40% и 25% в течение оставшегося срока.

Совершенствование системы подоходного налогообложения играет роль одного из главных элементов реформирования системы налогообложения на современном этапе развития.

В данном случае численность населения, которое проживает на территории того или иного государства, является не только источником последующих денежных поступлений в виде подоходного налога, но и существенным критерием развития всего народа и перехода его от одной системы хозяйствования к другой.

Для наиболее полного и точного анализа необходимо рассмотреть налогообложение в различных странах.

В Бразилии обязанность по уплате подоходного налога лежит на всех работающих гражданах, чей годовой доход выходит за определенные рамки, а также его платят и индивидуальные предприниматели.

Нерезиденты уплачивают подоходный налог по плоской ставке, которая составляет 27,5 % на доход, полученный в Бразилии. Помимо этого, предусматриваются различные налоговые вычеты из налогооблагаемых доходов налогоплательщика. В размере 30 % от текущего годового дохода резидента предоставляется максимально возможный размер налогового вычета.

В Германии доходы граждан облагаются по прогрессивной системе налогообложения. Иными словами, с ростом дохода увеличивается размер налога, который подлежит уплате. В 2016 г. налоговые ставки для индивидуума варьировались от 14 до 45 %.

В Индии подоходный налог, так же как и в Германии, взимается по прогрессивной налоговой ставке, которая колеблется в диапазоне от 10 до 30 % с годовых доходов индивидуума, которые получаются в индийских рупиях.

В Китае в 2016 г. подоходный налог с физических лиц взимался по прогрессивным и процентным налоговым ставкам (в промежутке от 3 до 45 % в зависимости от уровня заработной платы). Доходы от прочих видов деятельности облагаются по ставкам от 5 до 35 %. Ежемесячный доход в размере 4 000 юаней в налогом не облагается (1 долл. ≈ 6,9 юаня).

В США ставка подоходного налога на сегодняшний день варьируется от 10 до 35%. Ставка подоходного налога зависит от налогового статуса налогоплательщика. Существуют пять категорий налогового статуса: единственный налогоплательщик; женатая пара (регистрация совместной налоговой декларации); женатая пара (регистрация доходов по отдельности); глава хозяйства; одинокие с зависимым ребенком.

Уплата подоходного налога с общего дохода в Турции осуществляется по ставке 15 %, при условии, что общая сумма заработка находится в диапазоне от 0 до 8 800 турецких лир. Если доход превысил 8800 турецких лир, то он будет облагаться уже по ставке 35 %

В России на сегодняшний день используется плоская шкала налогообложения.

Основная ставка составляет 13 %, при этом дивиденды, полученные от российских и иностранных источников, облагаются по ставке 9 и 15 % соответственно [1].

Нерезиденты выплачивают налог по ставке 30 % с доходов, которые получены на территории РФ. Налог в размере 35 % взимается с выигрышей, материальной выгоды и прочих аналогичных видов дохода.

На сегодня основными плательщиками НДФЛ являются лица, которые обладают невысокими среднедушевыми доходами. Примерно 20,5 % граждан нашей страны получают доход, не превышающий сумму в 4600 руб. в месяц на душу населения.

Порядка 53 % населения обладают среднедушевым доходом в диапазоне от 4600 до 13800 руб. Около 22,5 % населения, называемого «средним классом», получают среднедушевой доход в размере от 13800 до 32200 руб.

Оставшиеся 4 % населения имеют среднедушевой доход, превышающий 32200 руб. [2].

Использование прогрессивной системы исчисления подоходного налога даст возможность значительно решить проблему с диспропорциями в налогообложении различных слоев населения, уменьшить социальную напряженность и увеличить объемы поступающих сумм по данному виду налога приблизительно на 2,5 трлн. руб.

На основании проведенного сравнительного анализа подоходного налогообложения в разных странах мира можно сделать следующие выводы:

  • во всех развитых странах с ведущими экономиками мира имеет место прогрессивная система налогообложения доходов физических лиц, кроме России;
  • налоговые ставки варьируются в промежутке от 0 до 45 %, что дает возможность более дифференцированно облагать доходы, получаемые различными категориями населения;
  • в США представлена наиболее развернутая система подоходного налогообложения. Это проявляется в налогообложении различных групп налогоплательщиков с учетом различных аспектов их жизнедеятельности;
  • в странах БРИКС, кроме России, происходит существенный рост численности населения и увеличение их доходов, что в будущем повлечет за собой увеличение суммы собираемого подоходного налога.

Источник: https://novainfo.ru/article/10658

Общая характеристика организации подоходного налогообложения и налогообложения имущества в зарубежных странах

Подоходный налог зарубежных странах

В результате изучения данной главы студент должен:

  • знать историю развития правового регулирования подоходного налогообложения в зарубежных странах; принципы организации подоходного налогообложения в зарубежных странах; особенности правового регулирования основных элементов налога в рамках подоходного налогообложения в зарубежных странах; тенденции гармонизации правового регулирования подоходного налогообложения в зарубежных странах; основные модели налогообложения имущества в зарубежных странах; особенности налогообложения имущества в отдельных зарубежных странах;
  • уметь анализировать источники налогового права зарубежных стран, регулирующие подоходное налогообложение и налогообложение имущества; определять тенденции развития правового регулирования подоходного налогообложения и налогообложения имущества в зарубежных странах; квалифицированно толковать источники налогового права зарубежных стран, регулирующие подоходное налогообложение и налогообложение имущества; проводить сравнительные научные исследования по проблемам правового регулирования подоходного налогообложения и налогообложения имущества в зарубежных странах;
  • владеть навыками оперирования основными понятиями в сфере правового регулирования подоходного налогообложения и налогообложения имущества в зарубежных странах; проведения научно-исследовательской работы в области сравнительного анализа правового регулирования подоходного налогообложения и налогообложения имущества в зарубежных странах.

История правового регулирования подоходного налогообложения в зарубежных странах

Возникновение подоходного налогообложения в его современной форме связывают с введением в 1798 г. подоходного налога (income tax) в Великобритании, правовое регулирование которого было реформировано в 1803 г. и который взимается там с тех нор практически в неизменном виде.

В связи с избранием шедулярной системы организации подоходного налогообложения в Великобритании правовое регулирование налогообложения разных видов доходов содержалось в различных законах, содержание которых существенным образом не менялось в течение практически двух столетий. Лишь в XX в.

в рамках программы по переписыванию налогового законодательства, целью которого стало осуществление переложения на современный английский язык основных законов, регулирующих подоходное налогообложение, появилось новое законодательство в данной сфере.

Однако следует учитывать, что в рамках данной программы предполагалось сделать законодательство более ясным и понятным для современных жителей Великобритании без внесения кардинальных изменений в саму сущность правового регулирования подоходного налогообложения.

В XIX в. подоходное налогообложение развивалось преимущественно в Великобритании, США и некоторых государствах, расположенных на территории современной Германии.

В США на федеральном уровне подоходное налогообложение было введено в 1862 г. в целях финансового обеспечения ведения Гражданской войны, и соответствующий подоходный налог был отменен в 1872 г. Впервые в условиях мирного времени подоходный налог был введен в 1894 г.

законом о доходах (revenue act), более известным как закон о тарифах Уилсона – Гормана. Однако в 1895 г. Верховный суд США в деле Pollock v. Farmers' Loan & Trust Со.

признал этот закон в части налогообложения доходов от использования имущества без распределения соответствующих поступлений между штатами, не соответствующим Конституции США.

Поскольку на тот момент политическая ситуация в государстве не позволяла ввести подоходное налогообложение только в отношении заработной платы, без налогообложения доходов от использования имущества, то введение федерального подоходного налога в США стало возможным только после внесения в 1913 г. 16-й поправки в Конституцию США, которая закрепила право конгресса устанавливать и взимать налоги с доходов, получаемых из любого источника, без распределения этих налогов между штатами и безотносительно к каким-либо переписям или исчислениям населения.

Таким образом, в США подоходный налог на постоянной основе в условиях мирного времени появился лишь в 1913 г. с принятием закона о доходах 1913 г., также известного как закон Андервуда – Симмонса.

Внесение изменений в закон о доходах предполагало принятие нового закона, комплексно регулирующего федеральное подоходное налогообложение.

В результате процесс внесения изменений в регулирование был крайне сложным и громоздким, что привело к отказу от регламентации федерального подоходного налогообложения законами о доходах и принятием в 1939 г.

первого Кодекса внутренних доходов, в который возможно было вносить отдельные изменения без обязательного принятия нового кодекса. Кодекс внутренних доходов является основным источником правового регулирования федерального подоходного налогообложения в США в настоящее время.

В XIX в. подоходное налогообложение существовало также на территории современной Германии. В соответствии с Конституцией 1871 г.

только федеральные земли, а не сама федерация, имели право устанавливать подоходные налоги. Поэтому история подоходного налогообложения в Германии начинается с закона Пруссии о подоходном налоге 1891 г.

, которым было введено подоходное налогообложение на основе концепции источника.

В связи с тяжелым финансовым бременем после Первой мировой войны Конституцией Германского государства 1919 г. полномочие но регулированию подоходного налогообложения было передано на уровень федерации, и в 1920 г. появилось первое общефедеральное законодательство о подоходном налогообложении.

Во Франции подоходное налогообложение было впервые введено тремя законами в 1914 и 1917 гг. Французское правовое регулирование представляло собой интересное сочетание существовавших на тот момент английской и прусской систем подоходного налогообложения.

Так, предполагалось одновременное налогообложение по шедулярной системе (семь видов доходов с разными ставками и правилами учета расходов), а также взимание по глобальной системе прогрессивного налога с совокупного дохода, в который включались доходы всех семи видов.

Объектом последнего налога являлся так называемый глобальный (совокупный) доход, который определялся путем сложения доходов, определенных по отдельным категориям, и уменьшения получившейся суммы на установленные вычеты. Глобальный доход облагался налогом в том случае, если размер этого дохода превышал необлагаемый минимум, т.е.

скорее всего имел целью осуществить дополнительное обложение налогом налогоплательщиков с высоким уровнем дохода. От первоначально введенной системы налогообложения доходов Франция отказалась лишь в 1960 г.

Таким образом, в XIX в. подоходное налогообложение было скорее исключением, чем правилом, и в большинстве индустриальных государств подоходный налог в той или иной форме появляется только в конце XIX – начале XX в.

Вместе с тем массовым, т.е. взимаемым с основной части населения, подоходный налог становится только во время Второй мировой войны. Так, например, при введении подоходного налога в 1894 г. в США были установлены значительные суммы необлагаемого минимума, что привело к тому, что налог подлежал уплате лишь примерно 10% наиболее обеспеченного населения.

В настоящее время подоходный налог получил широчайшее распространение.

Как указывается в литературе, практически во всех из 183 государств – участников Международного валютного фонда имеется подоходное налогообложение в той или иной форме.

Исключение составляют Багамы и Вануату, в которых отсутствует подоходный налог [1], а в отдельных государствах (преимущественно обладающих статусом «налоговых гаваней») взимается подоходный налог лишь с определенных видов доходов.

Источник: https://studme.org/31265/pravo/obschaya_harakteristika_organizatsii_podohodnogo_nalogooblozheniya_nalogooblozheniya_imuschestva_zarubezhnyh_st

Налоговые системы зарубежных стран — Клуб Дебиторов. Олег Данкир

Подоходный налог зарубежных странах

Налоговые системы зарубежных стран

Налоговая система Франции

Налоговая система Франции интересна тем, что именно в этой стране был разработан и впервые в 1954 г. внедрен налог на добавленную стоимость. Налоговая система нацелена в основном на обложение потребления. Налоги на доходы и на собственность являются умеренными. Отличительная черта налоговой системы Франции — высокая доля взносов в фонды социального назначения (ФСН).

Так, сумма взносов в ФСН в структуре обязательных отчислений составляе6т 43,3 %, что значительно превосходит крупнейшие развитые страны. так, в Германии — 37,4 %, Великобритании — 18,5 %, США — 29,7 %. Налоговые поступления в доход бюджета центрального правительства Франции составляет более 93 %. Основной налог, дающий большую часть поступлений НДС — 45 %.

Стандартная ставка НДС в стране — 18,6 %, льготные ставки 2,1; 4 и 5,5 %, повышенная — 22%. Льготные налоги составляют чуть более одной трети от суммы налогов, поступающих в центральный бюджет. Местные налоги составляют около 40% доходной базы местных органов управления. Преобладают два вида местных налога: налог на предприятия и налог на семью.

Налоговая система страны вырабатывается и осуществляется с целью развития экономики. Эластичность налоговой системы заключается в том, что ежегодно в соответствии с изменениями политической и экономической конъюктуры законодательно уточняются ставки налогов. Правила же применения налогов обычно стабильны в течение ряда лет.

Налогоплательщику предоставляется право выбора налога или налоговой ставки.

Налоговая система Германии

Полезным для Российской Федерации может оказаться опыт реформирования налоговой системы Германии. Как федеративное государство оно прошло различные стадии политического и экономического устройтсва, не раз поднималась из разрухи, вызванной мировыми войнами и выросла в экономически мощное рыночное государство с выраженной социальной ориентацией.

Многие федеральные земли Германии не одно столетие были самостоятельными государствами. Отсюда была постоянная необходимость поиска оптимальных взаимоотношений вертикальных и горизонтальных ветвей власти. В любой стране с федеративным устройством центральной проблемой является разграничение полномочий центральной власти и субъектов федерации. Этот вопрос в Германии тоже решен.

Так, в результате крупнейшей налоговой реформы в декабре 1919 года был ликвидирован финансовый суверенитет земель. Право получать налоги и управлять ими осталось исключительно за государством. Налоговая система стала централизованной. В Германии применяется как вертикальное, так и горизонтальное выравнивание доходов.

Высокодоходные земли (Бавария, Вюртемберг, Северный Рейн-Вестфалия) перечисляют часть своих финансовых ресурсов менее развитым землям (Саксония, Шлезвиг-Голштейн). Это явилось итогом многолетнего развития налоговой системы. Цели налоговой политики страны определил еще канцлер Германии Отто Бисмарк (1815-1898) в своей речи в рейхстаге 2 мая 1879 г.

, где потребовал перенесения бремени налогов с доходов на потребление (расходы). Отсюда пошла крылатая фраза о налоговом сюртуке Бисмарка. В настоящее время в Германии два крупнейших налога — подоходного с физических лиц и налога на добавленную стоимость. Удельный вес НДС в доходах бюджета страны составляет _ 28 %.

Общая ставка составляет 15 %, но ряд продовольственных товаров и книжно-журнальной продукции облагаются по минимальной ставке 7 %. В общих доходах бюджета налоги составляют около 80 %.

Налоговая система Канады

Канада как и США имеет децентрализованную трехступенчатую налоговую систему она состоит из федеральных налогов, налогов провинций и местных (муниципальных) налогов. Федеральные обеспечивают — 48 %, региональные — 42 %, муниципальные — 20 % поступлений.

Все уровни взаимосвязаны и взаимозависимы, что создает комплексный и единый характер. Налоговая система Канады мало чем отличается от налоговой системы США. Это подтверждает еще и то, что главным налогом и там и там является подоходный налог с физических лиц.

Взимание налога осуществляется по прогрессивной ставке 17%, 26%, 29%. Второй по величине налог — с продаж. Действующая налоговая ставка — 12 %. Налог с продаж — это аналог налога на добавленную стоимость (НДС). В доходной части бюджета Канады он занимает около 17 %.

Еще одним крупным налогом является налог на прибыль корпораций, который имеет вес 10 % в общей доходной части федерального бюджета.

Налоговая система Швеции

Особый интерес для работников налоговых служб представляет опыт Швеции, т. к. в начале создания налоговой службы России разработчики посчитали, что высокий жизненный уровень, социальные гарантии шведов может быть тем ориентиром, который приведет Российскую Федерацию к богатству и процветанию.

Каковы же особенности налогообложения Швеции? Налоговая система Швеции двухуровневая, децентрализованная: налоги взимаются как центральной властью, так и региональными (земельными) органамивласти. Виды налогов определяет Рикстаг (парламент страны), а ставки устанавливают местные власти (лэны и коммуны). Налогообложение ориентировано на потребление.

Налоги на личные налоги граждан и взносы (налоги) по социальному страхованию находятся на довольно высоком уровне, а за счет НДС и налогов на потребление обеспечивается до 2/3 всех налоговых доходов бюджета и еще примерно 20 % дают прямые налоги.

НДС взимается в бюджет по ставке 25 % (ставка самая высокая в мире), для продовольственных товаров — до 21 %, для гостиничных услуг — 12 %. Освобождены от НДС банковские, финансовые услуги, страхование, здравоохранение, образование и др. Отчетный период для НДС — 2 месяца. Занижение НДС карается штрафом — 20 % от суммы занижения налога.

В Швеции налог на корпорации составляет 28 %, но до 1991 года он был на уровне 52 %, до 1994 г. — 30 %. Одной из крупнейших статей дохода бюджета Швеции составляют социальные платежи в виде начислений на фонд оплаты труда. Приведем пример начислений на заработную плату работников наемного труда.

Начисления на заработную плату

На пенсионное обеспечение 13

На медицинское страхование 8,43

На народную пенсию (для обеспечения тех, у кого нет выслуги лет) 5,86

На пенсионную страховку 0,2

На страхование от производственного травматизма 1,38

На превентивную защиту сотрудников 0,17

На выплату пособий по безработице, финансирование переквалификации потерявших работу 2,12

На гарантию заработной платы при банкротстве компании 0,2

На страхование жизни 0,61

На групповую страховку 0,95

На пособие при увольнении 0,28

На дополнительную пенсию 3,1

На страховку от травматизма 1,0

В гарантийный фонд 0,06

Налог на пенсионные платежи 0,6

Общая сумма начислений 38% Если речь идет не о наемном работнике, а о владельце фирмы, то структура платежей меняется, а сумма начислений — 39,3% Если привести расчеты отчислений от зарплаты российского работника, которые составляют от 23 до 28 %, и тот уровень социальных гарантий, которые предлагают шведскому работнику, то перевес не на нашей стороне.

Однако до начала 90-х годов Швеция считалась мировым лидером как по ВВП, так и по размерам налоговых ставок. От такого жесткого налогового бремени стали падать темпы экономического роста, снижение конкурентоспособности шведских товаров на мировом рынке, сокращение инвестиций и перевод ряда производств за пределы страны.

Поэтому власти в 90-е годы провели реформу и были вынуждены принять серьезные меры по снижению налоговых ставок. Исходя из анализа опыта западных стран по организации налоговой системы, можно констатировать, что однозначного копирования опыта какой-то отдельной страны быть не может, т. к. на создание любой системы, в том числе и налоговой, играют огромное количество факторов.

Поэтому можно говорить только об адаптации опыта зарубежных стран в условиях российской действительности.

Источник: https://sites.google.com/site/klubdebitorov/home/nalogi/nalogovye-sistemy-zarubeznyh-stran

Теоретические аспекты взимания НДФЛ в России и зарубежных странах

Подоходный налог зарубежных странах

Налог на доход физических лиц (далее НДФЛ) — это один из прямых налогов, играющих огромную роль в обеспечении бюджетов всех уровней источниками дохода, который так же участвует в регулировании экономических процессов.

Подоходный налог сейчас обеспечивает основную массу налоговых поступлений почти во всех государствах. Ведущее место подоходный налог занял в связи со следующими причинами: Во-первых, это личный налог, т. е.

налог, объект которого — доход, действительно полученный плательщиком, а не предполагаемый усредненный доход, который мог бы быть получен в данных экономических условиях; Во-вторых, подоходный налог позволяет в максимальной степени реализовать основные принципы налогообложения — всеобщность и равномерность.

Традиционно подоходный налог — это налог государственный, взимаемый на всей территории страны по единым ставкам.

Возможность местных органов власти и управления определять условия взимания государственного подоходного налога либо весьма ограниченна, либо вообще исключена.

Подоходный налог имеет большое влияние на политическую и экономическую стабильность, на перераспределение доходов. Поэтому нежелательно иметь большое количество субъектов, принимающих решения о подоходном налоге.

Этот налог по сравнению с другими налогами является довольно молодым. Впервые он был введен в Англии в 1798 году в виде утроенного налога на роскошь, был построен на чисто внешних признаках и действовал до 1816 года. В 1842 году налог был введен вновь в виде, более или менее отвечающем основным идеям подоходного обложения.

В других странах подоходный налог стали применять с конца XIX — начала XX века. В России, например, в 1812 году был введен прогрессивный процентный сбор с доходов от недвижимого имущества (своеобразная форма подоходного налога).

Закон о подоходном налоге был принят в России лишь 6 апреля 1916 года. Острая потребность государства в дополнительных средствах, вызванная ростом задолженности, военными и другими расходами перестала покрываться реальными налогами, размер которых зачастую не соответствовал истиной платежеспособности граждан.

В то же время набравшие силу социальные движения требовали устранения несправедливости косвенного обложения, не делавшего различия между бедными и богатыми и более тяжело ложившегося на менее состоятельных граждан. Но Февральская, а затем и Октябрьская революции отменили ранее принятые законы, и Закон о подоходном налоге от 6 апреля 1916 г.

фактически не вступил в силу [2].

Но идея об этом налоге не была забыта, и в начале 1920-х гг. он стал одним из источников поступлений в доходную часть бюджета страны. Это был один из немногих налогов, который существовал в СССР при практически полном отсутствии налоговой системы.

В годы Советской власти подоходный налог не имел значительного фискального значения, так как основная масса поступлений в бюджеты всех уровней обеспечивалась за счет жестко регламентированных сумм отчислений от доходов предприятий и организаций.

В наше время основам современного подоходного налогообложения физических лиц было положено начало с принятием Закона РФ от 7 декабря 1991 г. № 1998–1 «О подоходном налоге с физических лиц». С введением его в действие с 1 января 1992 г. была создана принципиально иная система подоходного обложения физических лиц.

Этот налог применяется во многих развитых и развивающихся странах, в том числе стран Северной Америки и стран Евросоюза. Ставка процента варьирует от 0 % до 47,5 % в зависимости от вида дохода. НДФЛ, так же, как и в РФ, является одним из основных источником налоговых доходов консолидированного бюджета страны (его доля в разных странах составляет 65–89 %).

Говоря о значении НДФЛ в современной России, следует отметить, что он занимает одну из лидирующих позиций по сумме налоговых поступлений. По данным единого портала бюджетной системы РФ, в 2014 году, подоходный налог составляет 26,1 % от общих налоговых поступлений. Данные приведены в таблице 1.

Таблица 1

Структура налоговых поступлений от прямых налогов вконсолидированный бюджет 2014 года

Наименование налога

Процент от общей суммы поступлений,%

Сумма налога, млрд руб

НДФЛ

26,10

5 077,97

Страховые взносы на обязательное страхование

25,89

5 035,72

Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ

16,40

3 189,42

Налоги на совокупный доход

1,62

315,1

Налоги на имущество

4,92

957,49

Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

15,09

2 934,65

Налоги на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации

9,37

1 823,02

Иные

0,62

117,23

Источник: [3]

Но, как и во многих налогах, во взыскании подоходного налога существуют свои недостатки. Одни из наиболее существенных заключаются в том, что налоговые ставки зафиксированы и не учитывают демографическую ситуацию в стране.

Это связано с тем, что в России действует плоская шкала начисления налога, то есть единая ставка в 13 %. Ввиду этого, многим физическим лицам, чьи доходы весьма малы, даже стандартная ставка налога может показаться чрезмерной.

Говоря о демографии, следует еще раз обратить внимание на количество детей в семье. Сейчас, согласно статье 218 второй части налогового кодекса в Российской Федерации предоставляются следующие вычеты:

  1.                Вычет в размере 500 рублей за каждый месяц для лиц, имеющих государственные награды либо особый статус: для Героев Советского Союза и Героев РФ, лиц, награжденных орденом Славы трёх степеней и многих других.
  2.                Вычет в размере 1400 рублей за каждый месяц на каждого ребёнка, предоставляется до суммы дохода 280 000 руб.
  3.                Вычет в размере 3000 рублей за каждый месяц на третьего и каждого последующего ребёнка.
  4.                Вычет в размере 3000 рублей за каждый месяц на каждого ребёнка-инвалида до 18 лет или учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента в возрасте до 24 лет, если он является инвалидом I или II группы.

В отличие от существующего в Германии и некоторых других европейских странах так называемого «Налога с семьи», в России установлена ставка 13 % вне зависимости от семейного положения физического лица [1].

Одним из путей повышения эффективности подоходного налога можно преобразовать налог по европейскому примеру, а именно ввести семейный налог. Это будет способствовать повышению уровня браков и. как следствие, демографии в стране. В этом случае вычеты с детей будут более эффективными, и приносить больший доход в консолидированный бюджет страны.

Говоря о немецком налоге на супружеские пары, также используются более льготные тарифы. Например, дополнительная надбавка на солидарность в 5,5 % от подоходного налога.

Также немаловажным является тот факт, что НДФЛ не учитывает демографическую ситуацию в данный момент времени: по проведенной когда-то переписи населения составляется план налоговых сборов и их распределение. Причем берутся усредненные демографические данные. Здесь можно выделить два серьёзных просчета по ситуации на 2015 год:

Во-первых, план использования с сбора налогов не следует составлять на долгосрочную перспективу — в данный момент времени будет целесообразнее составить прогноз на 1 год;

Во-вторых, для составления данного прогноза необходимо брать как можно более точные демографические данные. Это позволит рассчитать более точные суммы от плановых налоговых поступлений и разработать стратегию повышения их поступления.

Еще одной проблемой, в следствие которой бюджет страны недополучает большие суммы от налоговых поступлений, является нелегальная занятость. Причин работать на подобных условиях довольно много:

        «бегство» от уплаты налогов,

        нежелание получать документы (лицензии, сертификаты, дипломы), подтверждающие знания,

        досуговая деятельность, приносящая прибыль, и так далее.

Однако все выше перечисленное влечет за собой тяжелые последствия, как экономические, так и социальные. Как и в случае Германии, Франции и ряде других европейских стран, при высокой безработице и постоянно растущем количестве пенсионеров нелегальная занятость подрывает всю экономическую систему.

По подсчетам Федерального министерства финансов Германии, страна из-за этого ежегодно теряет 500 тыс. официальных рабочих мест. Причина проста:честно работающие предприятия уже не могут успешно конкурировать с теми, кто использует дешевый нелегальный труд, и вынуждены увольнять сотрудников [4].

Для снижения уровня нелегальной занятости немецкое правительство принимает множество мер, некоторые из которых приемлемы и для российской экономики. Среди них основное место отдается двум:

  1.                Преследование ее проявлений со стороны таможенных органов, бирж труда и муниципальных розыскных групп,
  2.                Законодатели пытаются бороться с данным явлением путем принятия новых законов.

В заключении следует еще раз отметить, что данный налог является одним из наиболее прибыльных в бюджете страны, и чем эффективнее будет проходить сбор, и чем более точные данный будут использоваться для составления налогового плана на период сбора, тем лучше он будет развиваться.

Литература:

Источник: https://moluch.ru/archive/103/23804/

ЖурналЗаконов
Добавить комментарий