Проблемы органов опеки и попечительства и пути их решения

Органы опеки и попечительства. Краткий путеводитель | Милосердие.ru

Проблемы органов опеки и попечительства и пути их решения

Это структура, без которой ни один усыновитель и опекун не обойдется, а она, структура, не может без них – усыновителей и опекунов. Они, порой, и рады бы существовать друг без друга, но никак… Сотрудничество прервать невозможно, будут неприятные последствия – и у тех, и у других

/http://www.rostobr.ru/

Речь об органах опеки и попечительства – постоянном спутнике тех, кто решился взять в свой дом ребенка-сироту. Спутник этот начинает маячить на горизонте задолго до того, как малыш пересекает порог вашего дома. Именно в органы опеки и попечительства вы идете в первую очередь, как только принимаете окончательное решение, например, об усыновлении. Опека – ваш первый шаг на пути к ребенку.

Как их найти?

Органы опеки и попечительства имеют территориальные подразделения в каждом муниципальном районе (либо во внутригородском муниципальном образовании). Адреса и телефоны того или иного отделения, близкого к вашему дому, всегда можно найти на сайтах городских департаментов социального обслуживания населения.

Список документов, которые потребуют от вас в опеке

Итак.

В органы опеки вы должны принести следующий список необходимых документов:– краткая автобиография;– справка с места работы с указанием должности и заработной платы либо копия декларации о доходах;– копия финансового лицевого счета;– выписка из домовой книги или документ, подтверждающий право собственности на квартиру;– справка об отсутствии судимости за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан;

– медицинское заключение государственного или муниципального лечебно-профилактического учреждения о состоянии здоровья и копия свидетельства о браке (если состоите в браке).

Когда документы, собраны, вы прикладываете их к заявлению, в котором просите дать заключение о возможности быть усыновителями, и относите все в органы опеки. Для подготовки заключения о возможности быть усыновителями орган опеки и попечительства составляет акт по результатам обследования условий вашего проживания.

На основании заявления и приложенных к нему документов, а также акта обследования, орган опеки и попечительства в течение 15 рабочих дней со дня подачи заявления готовит заключение об их возможности быть усыновителями, которое является основанием для постановки на учет в качестве кандидатов в усыновители (не забудьте: заключение это действительно в течение года со дня выдачи).

После постановки на учет орган опеки и попечительства соответствующий оператор рассматривает заявление и представленные документы в 10-дневный срок со дня их получения. При согласии гражданина усыновить предложенного ему ребенка, соответствующий оператор выдает ему направление на посещение этого ребенка.

Направление выдается на посещение одного ребенка и действительно в течение 10 дней с даты его выдачи. Срок действия направления может быть продлен соответствующим оператором при наличии оснований, препятствующих гражданину посетить ребенка в установленный срок (болезнь, служебная командировка и др.).

Важно знать

Если вы не смогли подобрать для усыновления ребенка по месту своего жительства, вы вправе обратиться за получением сведений о ребенке, подлежащем усыновлению, в другой орган опеки и попечительства или в орган исполнительной власти, любого субъекта РФ, или в министерство образования и науки (федеральный оператор государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей), по своему выбору. При этом специального направления на подбор ребенка, выданного органом опеки и попечительства по месту жительства кандидатов в усыновители, не требуется.

Следующий этап – суд

Заявление об усыновлении ребенка рассматривается в закрытом судебном заседании с обязательным участием усыновителей (усыновителя), представителя органа опеки и попечительства, прокурора, ребенка, достигшего возраста 14 лет, а в необходимых случаях родителей, других заинтересованных лиц и самого ребенка в возрасте от 10 до 14 лет.

Что дальше?

Все. Ребенок теперь в вашей семье. Казалось бы, все ступени усыновления пройдены, обо всех трудностях и бюрократических проволочках можно забыть. Но тут вы должны знать: органы опеки, хотите вы этого или нет, никуда из вашей жизни не уйдут.

Просто смиритесь с мыслью: органы опеки и попечительства обязаны следить за условиями содержания и бытом усыновленного или взятого под опеку ребенка, знать о его состоянии здоровья и контролировать возможные операции с его имуществом.

Вам всего-навсего просто нужно идти им навстречу и вооружиться необходимыми знаниями.

Рассказывают мамы усыновленных и взятых под опеку детей

:
– Сотрудники органов опеки приходят как правило раз в год, иногда звонят, спросить как дела у ребенка. Важно понимать, что все зависит от людей, работающих в органах опеки, – говорит Татьяна Плотникова, взявшая под опеку мальчика. – И узнать, какие это люди, удается уже на стадии оформления документов.

Нам, к счастью, попались вполне вменяемые, без заморочек (без требования лишних документов, справок и т.д.). Были такие сотрудники ООП, которые в один из первых посещений зимой прошлепали в комнату к ребенку в уличной обуви, хотя я просила их переобуться или надеть бахилы («мы ненадолго», – сказали они).

А когда я предложила им чаю (так как на улице было холодно), так же в обуви прошли на кухню и сидели довольно долго.

В первые три года к нам приходили редко (всего раза два), потом, когда ужесточили контроль над самими органами опеки, стали посещать раз в год, объясняя это тем, что они с нами знакомы давно и видят, что наша семья не нуждается в более пристальном наблюдении (более частом посещении). Сейчас приходят очень милые дамы, беседуют с ребенком и, ссылаясь на количество работы, в скором времени уходят, от чая тоже отказываются».

– Как лучше держать себя с представителями органов опеки, когда они приходят к вам домой проверять условия содержания?
– Естественно, ничего не скрывать, тогда и никакого дискомфорта не будет, – советует Татьяна Дюмина, мама троих детей, взявшая под опеку четвертого ребенка. – Это человеческий фактор, неадекватными могут быть как представители органов опеки, так и опекуны.

– Я бы посоветовала держать себя естественно. Не стоит быть излишне любезными или строгими. Вы делаете то, что решили, органы опеки на вашем пути – один из этапов, который надо пройти.

Он не самый сложный, так что отнеситесь к нему спокойно. Будьте открыты, честны и приветливы, этого вполне достаточно.

Понравиться представителю опеки в вашу задачу не входит, – отмечает Юлия Башинова, вместе с мужем усыновившая двух мальчиков.

– Что от органов опеки можно ждать, к чему надо быть готовым, чего опасаться?
Юлия Башинова: Ждать – вопросов, быть готовым – рассказать о себе, о своем жилье, семье.

Наверняка будут вопросы о причинах усыновления или опеки, тут, на мой взгляд, углубляться в медицинские проблемы необязательно – только по вашему желанию.

Татьяна Плотникова: Слышала, что бывает так – приходят без предупреждения (так что будьте готовы к этому), обходят всю квартиру, заглядывая в шкафы, холодильник… Но обычно перед посещением сотрудники нашего ООП звонят и договариваются об удобном времени. Приходят в назначенный час и заходят только в комнату к ребенку.

Льготы

– На какие льготы может рассчитывать ребенок, взятый под опеку (отдых, общественный транспорт, образование и т.д.)?
Татьяна Дюмина: Пособие в 15 тысяч рублей – до 12 лет, 20 тысяч – после. Но нужно ежегодно сдавать отчеты по использованию этих денег, показывая, что «не живем на ее/его деньги». Нужно собирать чеки крупных покупок.

Кроме этого – бесплатное допобразование в городских и муниципальных организациях, внеочередное зачисление в любые детский сад и школу, бесплатное двухразовое питание в школе, бесплатный общественный транспорт (включает бесплатный туалет на вокзале), прикрепление ребенка и его почти внеочередной прием в специализированной больнице.

Теоретически раз в 2 года бесплатный отдых с опекуном за счет государства, но на деле на сайте госуслуг «цирк» – путевки надо «ловить». Есть еще бесплатные лагеря, в которые как говорят сами же сотрудники опеки, отправляют неблагополучных и сирот.

Что касается культурной программы, это бесплатный каток в МЕГЕ, льготы в госмузеях и подарок на НГ и иногда билет на елку (1 билет) – на моей памяти было 1 раз.

– Льготы – автоматические (то есть, как только вы становитесь опекуном, ваш ребенок их получает) или каждый раз стоит доказывать, что ваш ребенок имеет право, скажем, на бесплатный проезд в метро и т.д.

?
Татьяна Дюмина: В Москве с этим проблем нет, все автоматически, только надо уведомлять того, к кому пришел, что перед ним ребенок, оставшийся без попечения родителей, то есть показывать документы.

А вот на периферии каждый шаг с боем.

Регионы и люди

Что касается той самой периферии, то общая картина в разных регионах разная, отмечают многие опекуны, и опять же зависит от конкретных людей на местах.

Грубо говоря, в одном городе органы опеки могут кардинально отличаться друг от друга и отношением к людям, и оказываемыми услугами. Не исключение – и центральные города, как Москва и Питер.

Так, от Татьяны Дюминой в одной и той же столичной опеке два разных сотрудника требовали разные документы:

– По версии одной сотрудницы, мы с мужем, живя в квартире моих родителей, и на тот момент воспитывая двух детей, не имели нужного количества квадратных метров для принятия государственного ребенка в семью.

Еще она хотела от нас, чтобы мы с мужем заключили с родителями договор безвозмездного найма, так как там не прописаны. Также эта девушка говорила мне, что дохода у нас должно быть столько, чтобы не жить на Юлины деньги, а мы на ее репетиторов тратили больше.

Хотя прожиточный минимум у нас был впритык на своих-то детей, еще до рождения младшей, скорое появление которой я до последнего скрывала.

В общем, пока мы собирали многочисленные медицинские бумажки и проходили абсолютно ненужную нам, многодетным родителям, школу приемных родителей, эта сотрудница опеки ушла в декрет, а на ее место пришла другая, которая всего лишь попросила принести расписку от всех прописанных в квартире родных, что они разрешают Юле жить в этой квартире.

Плюсы и минусы

Я попросила своих собеседниц сказать, в чем полезность такого института как органы опеки лично для них.
Татьяна Дюмина и Татьяна Плотникова: « помощью этого института мы оформили опеку и пособие.

Плюсы – непосредственно все дела, по отношению к приемному ребенку ведутся в одном месте – централизованно. Минусы – бюрократия. Это выдача справок, разрешений и их копий с синей печатью. При оформлении ребенка – сбор огромного количества мед справок с различным сроком действия.

После оформления – на любой чих тоже нужна справка.
Юлия Башинова: Плюсов я не вижу, минус – лишний этап на пути усыновителя. Декларативно функции органов опеки – защита прав детей и недееспособных граждан. На деле это не всегда так.

Мне эта структура не помогает, я вообще стараюсь как можно меньше с ней общаться. Только по необходимости.

Куда жаловаться

Конечно, от конфликтов с органами опеки никто из родителей не застрахован. Конфликты эти в каждом случае разные, но всегда несут вред обеим сторонам, а главное – ребенку. Не имея возможности преодолеть недопонимание чиновников и устранить возникшие проблемы самостоятельно, вы всегда можете направить на сотрудников опеки, работой которых недовольны, жалобы в официальные инстанции.

В первую очередь пожаловаться можно и напрямую в департамент социального обеспечения г. Москвы. «Горячая линия» департамента, работающая круглосуточно – (495) 623-10-59. Также вы можете направить жалобу по факсу (495) 625-10-51, либо – написать обращение с изложением все фактов через интернет-приемную.

Есть и другие способы. Как говорит та же мама Татьяна Дюмина, являющаяся, кстати, юристом, пожаловаться на сотрудников органов опеки и попечительства спокойно можно в администрацию района по месту жительства, в прокуратуру, и, наконец, в суд.

«Но в каждом конкретном случае нужно оперировать конкретными статьями и законами, которые, по вашему мнению, были нарушены, – отмечает Татьяна. – В этом плане тоже надо быть подготовленными и хорошо бы иметь разбирающегося в этих вопросах адвоката».

Словом, решайте сами, как лучше взаимодействовать с органами опеки и попечительства. У каждого опекуна и усыновителя свой собственный опыт и мнение на сей счет: кто-то доволен, кто-то не очень, третьи совсем недовольны. Но выстраивать и поддерживать отношения с этой структурой необходимо. Ради детей.

Полезные ссылки

Интернет-проект министерства образования и науки РФ «Усыновление в России».

Достаточно информативный сайт, на котором вы можете почитать законодательство и нормативные документы, узнать все про семейные формы устройства детей, просмотреть, наконец, банк данных детей, почитать статьи о проблемах усыновления, получить консультации онлайн или по телефону, а также посмотреть, как обмениваются опытом на форуме усыновители и опекуны.

Сайт департамента социального обслуживания населения г. Москвы. Здесь содержится исчерпывающая информация обо всех столичных уполномоченных органах в сфере опеки, попечительства и патронажа. Там и телефон горячей линии департамента, и телефонный справочник отделов опеки, и информация о положенных льготах и пособиях.

Категории: Как стать приемным родителем, Опека Присоединяйтесь к нам

Источник: https://www.miloserdie.ru/article/organy-opeki-i-popechitelstva-kratkij-putevoditel/

Проблемы опеки и попечительства и пути их решения

Проблемы органов опеки и попечительства и пути их решения

В рамках действующего законодательства широкий спектр обязанностей возлагается на опекунов и попечителей несовершеннолетних лиц.

В их обязанности также состоят в совместном проживании с ребенком и постоянном с ним общении, заботе о его воспитании и обучении, обеспечении не только материальных, но и духовных условий для физического, интеллектуального и нравственного развития (п. 3 ст. 36 ГК РФ) [1].

Надлежащее исполнение названных обязанностей возможно только при условии внутреннего желания, твердой установки опекуна, осознания им своего духовно-нравственного долга перед подопечным или, например, перед его умершими родителями.

Одной из наиболее актуальных проблем социальной политики России является проблема места детей-сирот в обществе. На всем жизненном пути ребенка, лишенного семьи, поджидают трудности. Актуальным для современной России является вопрос о ликвидации такого явления, как детские дома, интернаты и приюты.

Ведь подобные социальные учреждения не могут воспитать полноценную личность. Единственным выходом для становления ребенка является усыновление, опека и попечительство.

Но и здесь несовершеннолетнего ребенка и его будущих родителей ждет ряд нормативно-правовых проблем, с которыми не каждый готов столкнуться.

Практика применения положений гражданского и семейного законодательства об опеке и попечительстве показала, что назрела необходимость проведения комплексной реформы этого института.

Действующие нормы Гражданского и Семейного кодексов Российской Федерации не позволяют разрешить целый ряд вопросов, связанных с назначением опекунов и попечителей, с выдачей разрешений на отчуждение жилых помещений и иного имущества подопечных, с привлечением опекунов и попечителей к ответственности и пр.

Кроме того, на данном этапе коренным образом изменились социальные отношения по устройству граждан, нуждающихся в опеке и попечительстве. Например, развитие отношений по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, повлекло возникновение в регионах России новых форм опеки и попечительства, которые не получают пока необходимого законодательного оформления.

В настоящее время в коррекции нуждаются правила подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах. Несоизмеримость бюрократической направленности процедуры опеки и возможностей большинства, желающих стать опекунами ставит ребром необходимость упрощения процедуры опеки и попечительства. Несмотря на принятие новых законов в 2013 году ситуация по-прежнему остается критической.

В рамках курсовой работы необходимо особенно выделить проблему коллизионности норм в сфере нормативно-правового регулирования опеки и попечительства. Например, в ч. 4 ст.

29 Закона «Об опеке и попечительстве» указывается: «Орган опеки и попечительства может освободить опекуна или попечителя от исполнения своих обязанностей, в том числе временно, в случае возникновения противоречий между интересами подопечного и интересами опекуна или попечителя» [3]. Совершенно иное содержание имеет ч. 2 п. 2 ст.

39 ГК РФ после внесения в нее соответствующих изменений: «Опекун или попечитель может быть освобожден от исполнения своих обязанностей по инициативе органа опеки и попечительства в случае возникновения противоречий между интересами подопечного и интересами опекуна или попечителя, в том числе временно» [1].

Буквальное толкование данной нормы дает основание утверждать, что освобождение в силу данных обстоятельств возможно только по инициативе органа опеки и попечительства. Здесь имеет место нарушение правил юридической техники, в связи с чем целесообразно привести в соответствие нормы ГК РФ и Закона «Об опеке и попечительстве» [3].

Поскольку в настоящее время закон предоставляет возможность осуществления опеки и попечительства различным организациям, в которых находится подопечный в связи с лечением либо оказанием ему социальных, образовательных или иных услуг, существенно повышается вероятность злоупотреблений либо некомпетентности при осуществлении этих функций.

Требует уточнения гражданско-правовой статус органов опеки и попечительства.

С одной стороны, как и любые органы публичной власти, они не могут обладать статусом юридического лица и действуют от имени и в интересах соответствующего публичного образования; в частности, органы опеки и попечительства действуют от имени соответствующего субъекта РФ.

С другой стороны, они вправе и обязаны участвовать в гражданском обороте и защищать интересы подопечных в период, когда опекун или попечитель еще не назначен, а также заключать договоры о возмездном осуществлении опеки или попечительства.

Существование договорной и внедоговорной форм опеки и попечительства связано с безвозмездной и возмездной опекой (попечительством), что относится не к форме, а к сути. Другое дело, что безвозмездная опека облекается во внедоговорную форму, т.к. для ее назначения достаточно акта публичной власти — акта органа опеки и попечительства.

Возмездная опека (попечительство) помимо такого акта требует облечения в частноправовую, договорную форму.

Более детальная классификация форм опеки и попечительства позволила автору детально рассмотреть договор об осуществлении опеки и попечительства в обычном ее понимании («классическая») опека, договор о приемной семье и договор о патронатной семье (о патронате, о патронатном воспитании).

Характеризуя современное состояние правового регулирования этих договоров, диссертант обращает внимание на «экспансию» гражданского права в регулирование семейных отношений, хотя нередко это противоречит самому существу семейных отношений.

Создается впечатление, что таким «волевым» способом законодатель решил положить конец научной дискуссии о комплексном характере правового института опеки и попечительства, а заодно и об отраслевой самостоятельности семейного права. Особенно тяжело это отразилось на патронатной семье, т.к.

превращение ее в разновидность опеки повлекло утрату ее внутренней сущности, а именно, возможности оказывать помощь детям, оказавшимся не обязательно без попечения родителей, а в любой трудной жизненной ситуации, при одновременном сохранении для них кровной семьи как «de facto», так и «de iure». По существу, свернутой оказалась инициатива субъектов РФ, которые широко использовали возможности, предоставленные им ч. 2 ст. 123 СК РФ и предусмотрели различные формы патронатного воспитания.

Таким образом, проведенное исследование позволило сделать ряд выводов.

В условиях современной России возникла острая необходимость расширения перечня лиц, нуждающихся в опеке или попечительстве.

В частности, в опеке нуждаются лица, не могущие быть признанными недееспособными в силу психического расстройства, в то же время не могущие самостоятельно осуществлять свои права и исполнять обязанности, например, находящиеся в коматозном состоянии, в состоянии амнезии и т.п.

В попечительстве нуждаются лица, страдающие токсикоманией, игроманией или иной пагубной зависимостью и тем самым ставящие свою семью и /или себя самих в тяжелое материальное положение. В связи с этим необходимо дополнить ст. 31 ГК РФ и ст.

13 ФЗ РФ «Об опеке и попечительстве» нормами, предусматривающими возможность назначения опеки или попечительства по заявлению самого лица, нуждающегося в попечительстве, либо по заявлению членов его семьи; в последнем случае опека или попечительство должны назначаться судом.

В настоящей курсовой работе проанализирована опека, попечительство, патронаж, как форма защиты отдельных категорий граждан. В результате проведенного исследования можно сказать следующее.

Опека — это форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет несовершеннолетних граждан) и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия.

Попечительство — это форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии со статьей 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Попечительство отличается от опеки основаниями возникновения и тем, что попечитель не самостоятельно совершает от имени подопечного сделки, а лишь даёт согласие на их совершение. Остальные обязанности опекуна лежат и на попечителе.

В соответствии со статьей 41 ГК РФ над совершеннолетними дееспособными гражданами, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять свои установленные законом обязанности, по их просьбе устанавливается попечительство в форме патронажа.

Под патронажем как формой попечительства понимается регулярное оказание помощи в осуществлении прав, их защите и выполнении обязанностей совершеннолетнему дееспособному лицу, нуждающемуся в этом по состоянию своего здоровья: болезнь, физические недостатки, немощность по старости.

Важными характерными признаками, отличающими патронаж от других предусмотренных законом форм попечительства, являются: наличие у опекаемого лица гражданской дееспособности в полном объеме; личное волеизъявление указанного лица на установление над ним попечительства в форме патронажа.

Во второй главе курсовой работы представлены статистические данные опеки, попечительства, патронажа и основные проблемы в российской федерации. В результате можно сказать, что на семейные формы устройства в 2013 году в семьи российских граждан было передано 62,9 тыс.

детей, из них 8,2 тыс. — на усыновление, 34,9 тыс. — под опеку (попечительство), в том числе 19,7 тыс. — на возмездную форму опеки (попечительства). В 2013 году сохранилась тенденция уменьшения числа детей, оставшихся без попечения родителей, выявленных в течение года.

Во-первых, в науке семейного права дискуссионным остается вопрос непосредственно о правовой природе названного института, а именно, это гражданско-правовой, семейно-правовой либо комплексный институт?

Во-вторых, заслуживает одобрения и поддержки признание законодателем возмездной основы осуществления опеки (попечительства). Представляется допустимым рассматривать осуществление опеки (попечительства) как оказание специальных услуг.

В-третьих, дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют особый правовой статус по сравнению с детьми, имеющими полноценную семью.

Опекун (попечитель), в отличие от родителей, имеет широкий круг обязанностей, обусловленный возложенной на него социальной функцией воспитания и развития личности подопечного.

При этом законодатель, уделяя отдельное внимание социальной роли опекуна (попечителя), предусмотрел также ряд льгот.

В-четвертых, анализ правоотношений, возникающих между родителями ребенка, находящегося под опекой (попечительством), и опекуном (попечителем) ребенка, дает основание сделать вывод об их особой правовой природе. Данные отношения занимают самостоятельную нишу в сфере семейных правоотношений, составляющих предмет семейного права.

В-пятых, развитие и совершенствование данной формы устройства, позволявшей на протяжении веков обеспечивать достойное существование отдельных категорий лиц, необходимо рассматривать как одну из задач государства, что предполагает обеспечение с его стороны эффективности функционирования данного социального института.

В этой связи урегулировать одновременно отношения и по выявлению, и по устройству лица, и отношения опекунов (попечителей) с их подопечными, и все иные отношения, вытекающие из установления опеки (попечительства), можно только в рамках института законодательства.

опекун попечитель патронаж прекращение

Page 3

Перейти к загрузке файла
  • 1. Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) от 30.11.1994 N 51-ФЗ — Часть 1 // «Собрание законодательства РФ», 1994, N 32, ст. 3301.

Источник: https://studwood.ru/847002/pravo/problemy_opeki_popechitelstva_puti_resheniya

Хасанова Р.Д. Проблемы предоставления государственных услуг в области опеки и попечительства в Республике Башкортостан

Проблемы органов опеки и попечительства и пути их решения

Хасанова Регина Динаровна
Башкирский государственный университет

Khasanova Regina Dinarovna
Bashkir State University

Библиографическая ссылка на статью:
Хасанова Р.Д. Проблемы предоставления государственных услуг в области опеки и попечительства в Республике Башкортостан // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2017/04/23474 (дата обращения: 26.03.2019).

Эффективное функционирование органов опеки и попечительства в современной правовой системе является важной и актуальной проблемой, так как защита прав несовершеннолетних и недееспособных граждан необходима обществу для поддержания справедливой социальной системы. Деятельность органов опеки способствует увеличению уровня жизни и более здоровому населению страны, так как устроенность уязвимых граждан под опеку влечет за собой лучший контроль их здоровья, а также ограничения насилия и несправедливости в обществе.

Органы опеки и попечительства являются органами исполнительной власти, которые контактируют с лицами, желающими взять под опеку несовершеннолетнего или недееспособного члена общества.

Задачами органа являются информирование попечителей о необходимых условиях содержания, контроль соблюдения их интересов и сохранности имущества, представление их интересов в случае невыполнения установленных правил опекунами и попечителями [3].

Фактически органы опеки и попечительства специализируются на повышении качества жизни несовершеннолетних и недееспособных  граждан, распоряжаются об их направлении семьи или другие учреждения: детские сады, интернаты и др.

Актуальность проблемы обеспечения слаженной работы органов опеки и попечительства обусловлена наличием несовершеннолетних и недееспособных граждан, нуждающихся в помощи государства. Деятельность региональных органов опеки и попечительства основывается на оказании помощи детям-сиротам, оставшимся без семьи (опекунов) на территории региона.

Наиболее распространенной формой устройства несовершеннолетних граждан в семью является форма опеки и попечительства.

Предоставление возможности опеки и попечительства позволяет одновременно достичь двух эффектов: обеспечить для несовершеннолетнего или недееспособного лица проживание в условиях, соответствующих социальному пониманию семьи, и, с другой стороны, осуществлять контроль соблюдения прав подопечного.

Особую социальную значимость имеет установление опеки над несовершеннолетними, так  как они являются будущим страны, они должны будут сосуществовать в обществе с другими индивидами, соблюдать моральные и законодательные нормы, выполнять общественно-полезную работу.

Таким образом, при соблюдении прав несовершеннолетних граждан и организации им надлежащего обращения органы опеки способны сократить в будущем уровень преступности и добиться более высокой квалификации для будущих работников.

Все это обусловливает важность совершенствования деятельности органов опеки и попечительства [2].

На сегодняшний день деятельность данных органов по качеству распределена неравномерно между регионами. Между тем, именно региональная система, заинтересованность региональных властей  определяет качество предоставляемых услуг опеки и попечительства.

Наиболее распространенной проблемой в регионах является низкий контроль выполняемых органами действий, игнорирование стандартов и норм, установленных законом, наличие коррупции и двойных стандартов для “влиятельных” и “невлиятельных граждан”, низкое качество содержания несовершеннолетних и недееспособных в государственных учреждениях, незаинтересованность региональных властей в изменений сложившихся тенденций [3].

В республике Башкортостан на сегодняшний день наблюдается заинтересованность властей в сокращении несовершеннолетних детей без семьи, в результате чего функционируют несколько центров,  проводящих инструктаж по уходу за усыновленным ребенком, соблюдению юридических тонкостей, а также помощь в усыновлении ребенка [1].

Тем не менее, в Республике Башкортостан усыновление (удочерение) детей из домов-интернатов является наименее распространенным способом установления опеки. В 2014 году было усыновлено 6616 детей, что составило 7,7%  детей.

Безвозмездная форма опеки была установлена в 56356 случаях (65,3%) , возмездная опека была установлена в 23464 случаях (27,0%) [3].Таким образом, в настоящее время необходима работа в целях увеличения числа усыновленных детей.

С точки зрения органов опеки данная проблема может быть решена дополнительным информированием и использованием психологических приемов при убеждении.

Однако в большей степени данная задача требует участия других региональных органов, увеличивающих финансирование в подобные программы, а также расставляющих приоритеты общественной работы и устанавливающих более жесткий контроль соблюдения нормативных актов органами опеки и попечительства

Одним из возможных решений описанных проблем является повышение качества инфраструктуры органов опеки и попечительства, увеличение использования информационных систем с базами учета и контроля подопечных. Необходима централизованная разработка оптимальных алгоритмов работы органов опеки и попечительства с современными информационными технологиями.

Внедрение современных информационных технологий в деятельность органов опеки и попечительства способствует одновременному достижению нескольких эффектов. С одной стороны, повышается гибкость и прозрачность работы органов, что способствует своевременному реагированию на возникающие проблемы.

С другой стороны, сокращается вероятность совершения ошибки из-за бюрократических сложностей или человеческого фактора.

  Кроме того, информатизация работы органов опеки и попечительства делает возможной более мобильную передачу информацию между различными органами исполнительной власти, что приводит к реализации концепции электронного правительства [3].

Таким образом, проблема опеки и попечительства для любого региона является важной, так как существенно влияет на благосостояние общества и качество жизни, соблюдение порядка и закона.

На сегодняшний день работа органов опеки и попечительства становится менее эффективной за счет наличия ряда проблем.

Одним из решений проблем может являться усовершенствование информационных технологий, распространенных в данных органах исполнительной власти.

Библиографический список

  1. Кластеризация экономики и государственная кластерная политика: теоретические основы и социально-экономические предпосылки Ханнанов Р.А., ХаннановаТ.Р. Евразийский юридический журнал. 2012. № 12 (55). С. 129-135.
  2. Опека и попечительство в россии: состояние и перспективы развития Гималтдинова А.Х., Шапошникова Р.Р. Экономика и социум. 2015. № 2-1 (15). С. 1299-1303.
  3. Специфика деятельности органов опеки, попечительства и медицинского обслуживания муниципального образования Валиева А.Р., Никитина А.В., Пасовец А.А. Экономика и социум. 2015. № 3-1 (16). С. 318-320.

Количество просмотров публикации: Please wait

автора «Хасанова Регина Динаровна»

Источник: http://human.snauka.ru/2017/04/23474

Некоторые актуальные проблемы опеки и попечительства в Российской Федерации

Проблемы органов опеки и попечительства и пути их решения

Такмазян К. Р. Некоторые актуальные проблемы опеки и попечительства в Российской Федерации // Молодой ученый. — 2016. — №29. — С. 285-287. — URL https://moluch.ru/archive/133/37146/ (дата обращения: 11.11.2019).



В статье рассматривается опека и попечительство как форма защиты прав и интересов лиц не способных в полной мере осуществлять свои права и нести обязанности в силу не достаточной дееспособности или ее полного отсутствия именно для защиты такой категории людей и обеспечения их достойной жизни введен институт опеки и попечительства.

Ключевые слова: опека и попечительство, защита прав и интересов личности, институт приемной семьи

Опека и попечительство — одна из форм осуществления государством защиты основных прав и законных интересов личности.

Тема опеки и попечительства очень актуальна на сегодняшний день, так как очень велик процент социально незащищенных людей, которые либо находятся под опекой или попечительством, либо нуждаются в них, однако вопрос этот не является исключительно российским, не чужд он и зарубежным правопорядкам. [5, с. 273]. Многие правоведы, анализируя нормы Российского законодательства, посвященные этому институту, и сравнивая их с практическим применением этих норм, находят множество несоответствий и противоречий.

В связи с изложенным, основной целью данной статьи является выявление таких противоречий и обнаружение путей совершенствования законодательства с тем, чтобы устранить обозначенные несоответствия.

Одним из противоречий в теоретическом аспекте выступает недостаточно четкое разграничение сферы регулирования между семейным и гражданским законодательством. Предметом спора между правоведами в этой области является то, что одни [4, с. 249].

выделяют семейное право в самостоятельную отрасль права и называют опеку и попечительство институтом гражданского права, другие, в свою очередь, говорят, что опека и попечительство-это комплексный институт, включающий в себя как нормы гражданского, так и семейного права.

На мой взгляд, институт опеки и попечительства является комплексным, регулирование этого вопроса со стороны законодательства осуществляется нормами как семейного, так и гражданского права.

Гражданский Кодекс регулирует общие вопросы такие как: цели и задачи института опеки и попечительства, сущность и назначение органов опеки и попечительства, права и обязанности опекунов, доверительное управление имуществом подопечных, а также прекращение опеки и попечительства.

Семейный кодекс фокусируется на более узком предмете регулирования опека и попечительство, устанавливаемые над детьми.

Таким образом, указанное несоответствие предлагаю разрешить следующим образом более полное и чёткое определение правовой сути при последующем внесении изменений и дополнений в Гражданский и Семейный кодексы, позволит точно обозначить правовую природу опеки и попечительства, признав это институтом гражданского или семейного права, либо подтвердив комплексный характер опеки и попечительства. В отношениях с участиемнедееспособныхи ограниченно дееспособных граждан опека и попечительства являются, прежде всего, формами восполнения дееспособности названных лиц, формами устройства последних. Если же опека и попечительство устанавливаются надмалолетнимии несовершеннолетними детьми приоритет имеет воспитание детей. [6, с. 153].

Можно сделать вывод, на данном этапе необходимо полно и четко определить объем полномочий опекунов и попечителей, а значит и устранить несоответствия в толковании этого вопроса в различных нормативных правовых актах, что повлечет за собой более грамотное толкование норм, связанных с опекой попечительством и как следствие улучшит практическое применение этих норм, что безусловно улучшит качество жизни и опекунов, попечителей и их подопечных.

Еще одной проблемой законодательного регулирования института опеки и попечительства является то, что российское законодательство не содержит единообразного подхода к определению и толкованию объема дееспособности лиц, находящихся под опекой и попечительством.

В качестве примера можно привести норму, используемую в гражданском праве, которая говорит, что ограниченно дееспособный гражданин вправе сам совершать юридически значимые действия (ст. 30 ГК РФ), при этом в ГПК РФ не уточняется положение об ограниченно дееспособных лицах.

Эту проблему я полагаю возможным разрешить так: дополнить ГПК РФ нормой об ограничено дееспособных лицах так как между объем полномочий между недееспособным и ограниченно дееспособным лицом значительно различается, и такое дополнение конкретно определит круг полномочий таких лиц и поможет им в полной мере реализовать свои права.

Также неоднозначно решается вопрос о статусе опекунов и попечителей. Такой статус, определенный в ГК РФ (ст.35),имеет несколько иное значение «ФЗ об опеке и попечительстве» [4,c.

196] В связи с этим необходимо привести подходы, связанные с определением объема дееспособности лиц, находящихся под опекой или попечительством, нормы, которые регулируют статус опекуна и попечителя в соответствие с ГК РФ и ФЗ «Об опеке и попечительстве» к общему знаменателю, внести указанный закон пункт об опекунах и попечителях, при этом четко разграничив объем прав и обязанностей и тех и других, что поможет в дальнейшем избежать путаницы в толковании нормы права, касающейся института опеки и попечительства, и в ее применении в практической деятельности.

Для достижения этой цели полезно вспомнить, в чем заключается разница между опекуном и попечителем. Как уже отмечалось выше сегодня правила об опеке и попечительстве предусмотрены ГК (ст. 31ГК РФ), а также семейным законодательством (гл. 20СК РФ) [2, c.45] а также специальным Федеральным законом об опеке и попечительстве.

Опекаустанавливается над малолетними гражданами, а также над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства. Опекуны являются представителями подопечных в силу закона и совершают от их имени и в их интересах все необходимые действия.

Попечительство же устанавливается над лицами в возрасте от 14 до 18 лет, а также над гражданами, признанными судом ограниченно дееспособными. Попечители дают согласие на совершение тех сделок, которые ограниченно дееспособное лицо не в состоянии совершать самостоятельно.

Попечители несовершеннолетних граждан оказывают помощь и содействие в осуществлении ими своих прав и несении обязанностей, также попечители охраняют своих подопечных от злоупотребления со стороны третьих лиц. [1, с. 257].

Общим для обоих институтов является то, что и опека, и попечительство устанавливаются по отношению к недееспособным или не полностью дееспособнымгражданамв частности несовершеннолетних при отсутствии у них родителей, усыновителей, лишении родителей родительских прав, а также в случаях когда несовершеннолетние остались без попечения родителей Опека и попечительство обеспечивают защиту прав и интересов подопечных (при этом опекуны и попечители выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах без специального полномочия), а если речь идет о несовершеннолетних подопечных — также их воспитание.

Таким образом, сущность опеки и попечительства состоит в устройстве лица, его судьбы и судьбы егоимущества. При этом институт опеки (попечительства) представляет собой способ осуществления социальной заботы, такую форму устройства лица, которая предполагает индивидуальное оказание помощи, ухода со стороны конкретного физического лица.

Анализ вопроса, поставленного в данной статье, позволяет говорить о том, что, во-первых, в науке семейного права дискуссионным остается вопрос непосредственно о правовой природе названного института, а именно, это гражданско-правовой, семейно-правовой либо комплексный институт? Последнее реформирование системы опеки и попечительства, повлекшее за собой внесение изменений и в гражданское, и в семейное законодательство, обусловило множество новых вопросов и только усилило актуальность темы.

В заключении хотелось бы отметить, что в законодательстве России на сегодняшний день, вопрос о статусе и полномочиях опекунов и попечителей решается в различных НПА по-разному, и меры по приведению этих норм к единому толкованию, во всех нормативных актах, регулирующих институт опеки и попечительства в РФ, предложенные в данной статье позволят избежать неверного толкования норм, со стороны как уполномоченных органов так и обычных граждан, что в свою очередь позволит максимально эффективно реализовывать эти нормы на практике. Что заметно улучшит правовое положение и качество жизни социально незащищенных групп населения.

Литература:

  1. Гражданский Кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994г. № 51-ФЗ
  2. Семейный Кодекс Российской Федерации от 29.12.1995г. № 223-ФЗ

Источник: https://moluch.ru/archive/133/37146/

ЖурналЗаконов
Добавить комментарий