Судебная практика хищение груза

Кража груза при перевозке автотранспортом, какими документами подтверждается хищение при транспортировке, несет ли ответственность экспедитор

Судебная практика хищение груза

В современном мире большинство товаров и других грузов доставляется от отправителя к получателю автомобильным транспортом. При этом одна машина может вести груз сразу для группы покупателей. И бывает так, что в процессе следования транспорта происходит кража груза при перевозке.

Этот факт оборачивается убытками, как для отправителя имущества, так и его получателя. Поэтому, важно вовремя установить факт хищения и принять все меры для установления виновных и возмещения ущерба.

Однако причастных лиц, удаётся найти далеко не всегда. И тогда ответственность в большинстве случаев возлагается на транспортную компанию.

По общему правилу ответственность за сохранность имущества на всем пути следования несет перевозчик. Соответственно, основные претензии отправитель или получатель вправе адресовать именно к транспортной компании.

Бывает так, что в рамках маршрута машина останавливается для до загрузки. Тогда может быть обнаружена так называемая кража сборного груза.

Обратите внимание, что перевозчик может быть освобожден от санкций при условии, что ему удастся доказать, что кража в пути произошла по независящим от него обстоятельствам. Однако на практике сделать это очень тяжело.

Материалы судебной практики свидетельствуют о том, что наличие уголовного дела по факту исчезновения груза не является железным аргументом для того, чтобы освободить перевозчика от ответственности.

Когда в перевозке будет принимать участие экспедитор, то ответственность за кражу груза при транспортировке может быть возложена и на него ст. 7 ФЗ “О транспортной экспедиции”

А также присутствует норма в отечественном гражданском законодательстве ст. 803. В данном случае за кражу груза при перевозке ответственность экспедитора имеет также индивидуальный характер.

У кого есть право обратиться в суд за возмещением ущерба

Если  имела место кража груза при перевозке, то в зависимости от ситуации истцами могут выступать несколько субъектов. Чаще всего, обращение в суд с целью возместить ущерб исходит от грузополучателя.

Однако выступить в качестве истца может и отправитель груза. Происходит это тогда, когда его исчезновение происходит в процессе перемещения ценностей между объектами компании.

Например, произошла кража груза при перевозке алкогольных напитков со склада в магазин предприятия. Тогда иск к перевозчику может предъявить отправитель груза. Если же за рулём находился работник пострадавшей фирмы, то ущерб взыскивается по процедуре, определенной трудовым законодательством.

В делах о возмещении убытков, вызванных кражей, иск может предъявить и страховая компания.

Например, груз был застрахован, и страховая компания выплатила получателю возмещение. После этого у неё возникает право обратиться к перевозчику с требованиями в порядке регресса.

Какими документами оформляется кража

Как и факт любой недостачи, кражу имущества в пути важно подтвердить документально.

Когда жертвой посягательств стал особо ценный груз как объект целенаправленной кражи, то важно запастись документами от правоохранительных органов. А также может понадобиться и заключение эксперта относительно действительной стоимости похищенного имущества.

Важно знать! Само по себе отсутствие указания в транспортных документах стоимости груза не может служить основанием для освобождения перевозчика от ответственности при установлении факта неисполнения им обязательства, об этом говорится в п. 5 ст.  393 ГК РФ.

Кроме того, факт хищения груза призван подтвердить коммерческий акт. Существует несколько главных правил того, как составить коммерческий акт при краже груза.

В первую очередь он составляется при приемке багажа. В этом документе описываются данные о прибывшем автомобиле, указываются данные о перевозчике. В основной части подробно излагаются факты относительно кражи груза с указанием его наименования, объема недостачи и её стоимости.

Акт подписывается уполномоченными представителям грузополучателя и перевозчика. При отказе переводчика зафиксировать эпизод с кражей, коммерческий акт оформляется в одностороннем порядке.

Многие задаются вопросом, если произошла кража груза при перевозке, как составить коммерческий акт? Чтобы помочь пострадавшей стороне мы предлагаем примерный образец документа, который легко скачать совершенно бесплатно на нашем сайте.

Несколько слов о дальнейших действиях

Когда факт кражи был зафиксирован посредством необходимого набора документов, то приходит черёд для действий, направленных на возмещение причиненного ущерба.

В первую очередь перевозчику направляется претензия. В ней следует сделать акцент на расхождение в количестве грузов, заявленном в товаросопроводительных документах и тем, которое зафиксировано в коммерческом акте.

Также в обращении следует привести и остальную необходимую информацию. Претензия рассматривается в пределах одного месяца. После этого можно думать и об обращении в арбитражный суд по месту нахождения перевозчика.

Обратите внимание, что для исков относительно кражи груза действует годичный срок исковой давности.

Хищение и кражи при грузоперевозках: правовое регулирование

У многих транспортных компаний возникает вполне объяснимый вопрос: если произошла кража груза при транспортировке, на кого повесят? Ответ на него зависит от целого ряда факторов.

В большинстве случаев в действительности отвечает перевозчик. Но если будут установлены лицо, прямо причастное к краже, и его вина в преступлении, то ущерб впоследствии можно взыскать с данного гражданина. Однако в нынешних реалиях далеко не каждая кража в пути раскрывается со стороны правоохранителей.

При возмещении ущерба важно правильно оформить все необходимые документы. И в этом может помочь юрист, специализирующийся не только в гражданском, но и в транспортном праве.

Смотрите Обзор судебной практики ВС по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции.

Источник: https://yur-usl.ru/perevozka/krazha-gruza-pri-perevozke-avtotransportom.html

«Перевозите ваши грузы правильно. Юридическая оценка вопроса»

Судебная практика хищение груза

Краеугольным камнем договора перевозки выступает ответственность перевозчика за утерю или повреждение груза.

Размер убытков при утере груза рассчитывается от объявленной стоимости; если таковой нет, то от стоимости в товаросопроводительных документах (Постановление АС Северо-Западного округа от 07.04.2017 по делу №А56-74676/2015).

При утере или повреждении груза перевозчик, как правило, ссылается на одно из следующих обстоятельств:

  • груз передан водителю, у которого не было полномочий на получение груза;
  • груз погружен в автомобиль, который не принадлежит перевозчику;
  • повреждение груза произошло по причине ненадлежащей упаковки;
  • груз доставлен без повреждений упаковки, а внутритарная проверка при погрузке не проводилась;
  • груз поврежден или утрачен в результате обстоятельств непреодолимой силы.

Груз передан неуполномоченному лицу или погружен в автомобиль третьего лица

Эти доводы приводит перевозчик как в случаях, когда груз действительно утерян по причине совершения преступления (хищения груза путем мошеннических действий – когда грузоотправитель передал товар похитителям), так и в случаях, когда перевозчик хочет избежать ответственности без законных оснований.

Вопрос решается элементарной внимательностью при подготовке документов: в договоре или заявке должны быть указаны паспортные данные водителя, данные на автомобиль, можно запросить трудовой договор и договор аренды авто (если перевозчик не собственник).

Повреждение груза произошло по причине ненадлежащей упаковки

Если перевозчик (экспедитор) принимает груз от клиента без оговорок в транспортном документе о ненадлежащей упаковке, на перевозчике (экспедиторе) лежит риск утраты, недостачи, повреждении (порчи) груза, возникших ввиду этого обстоятельства (п. 22 Постановления Пленума ВС РФ от 26 июня 2018 г. №26).

Груз доставлен без повреждений упаковки

Если перевозчик принял груз без проверки качества груза (по количеству мест), таким же образом груз принял грузополучатель, то в дальнейшем претензии могут быть предъявлены только поставщику (см. Решение АС Иркутской области от 08.04.2016 по делу № А19-1579/2016).

Непреодолимая сила

Один из самых сложных фактов для доказывания. Бремя доказывания непреодолимой силы возлагается на должника (п. 5 Постановления Пленума ВС РФ от 24 марта 2016 г. №7). Ключевые признаки непреодолимой силы:

  • чрезвычайность – непредвиденное обстоятельство, выходящее за рамки обычного хода событий;
  • непредотвратимость – любой средний участник гражданского оборота не справился бы в подобной ситуации;
  • непреодолимость – преодоление препятствия требует непропорциональных усилий и расходов.

Непреодолимая сила должна выходить за пределы нормального, обыденного, не должна относиться к обычному риску, должна быть объективно, а не субъективно непредотвратима (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 21 июня 2012 г. №3352/12, Определение ВС РФ от 24 марта 2015 г. №306-ЭС14-7853).

Ниже в таблице приведен открытый перечень обстоятельств, которые суд признает или не признает непреодолимой силой.

Что НЕ МОЖЕТ быть признано непреодолимой силойЧто МОЖЕТ быть признано непреодолимой силой
  • ДТП на дороге
  • неисправность автомобиля
  • ремонт дороги, неисправность дорожного покрытия, пробки на дорогах
  • противоправные действия третьих лиц (в т.ч. преступления)
  • утеря необходимых документов
  • трудовые споры, местные забастовки работников
  • экономический кризис, изменение валютных курсов
  • издание нормативного акта, исключающего возможность исполнения обязательства
  • начало военных действий
  • землетрясения, наводнения, др. природные катаклизмы
  • массовые забастовки работников определенной отрасли, начатые без предупреждения

Нарушение условий договора контрагентами перевозчика также не может освободить его от ответственности (только если контрагенты не исполнили свои обязательства по основаниям, признанным «форс-мажором»). Как видим, непреодолимой силой суды признают только очень узкий перечень обстоятельств исключительного характера.

Непреодолимая сила.

Один из самых сложных фактов для доказывания. Бремя доказывания непреодолимой силы возлагается на должника (п. 5 Постановления Пленума ВС РФ от 24 марта 2016 г. №7). Ключевые признаки непреодолимой силы:

  • чрезвычайность – непредвиденное обстоятельство, выходящее за рамки обычного хода событий;
  • непредотвратимость – любой средний участник гражданского оборота не справился бы в подобной ситуации;
  • непреодолимость – преодоление препятствия требует непропорциональных усилий и расходов.

Непреодолимая сила должна выходить за пределы нормального, обыденного, не должна относиться к обычному риску, должна быть объективно, а не субъективно непредотвратима (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 21 июня 2012 г. №3352/12, Определение ВС РФ от 24 марта 2015 г. №306-ЭС14-7853).

Ниже в таблице приведен открытый перечень обстоятельств, которые суд признает или не признает непреодолимой силой.

Нарушение условий договор контрагентами перевозчика также не может освободить его от ответственности (только если контрагенты не исполнили свои обязательства по основаниям, признанным «форс-мажором»). Как видим, непреодолимой силой суды признают только очень узкий перечень обстоятельств исключительного характера.

Другие основания для привлечения к ответственности участников перевозки.

ОснованиеУчастник перевозкиРазмер ответственности
невывоз груза (п. 1 ст. 34 УАТ)перевозчик20% провозной платы + убытки
несвоевременное предоставление транспортного средства для перевозки груза (п. 3 ст. 34 УАТ)перевозчик1% среднесуточной провозной платы за каждый полный час просрочки + убытки
просрочка доставки груза (п. 11 ст. 34 УАТ)перевозчик9% провозной платы за каждые сутки просрочки (ограничено размером провозной платы) + убытки
непредъявление для перевозки груза (п. 1 ст. 35 УАТ)грузоотправитель20% провозной платы + убытки
неуказание в транспортной накладной особых отметок или необходимых при перевозке груза мер предосторожности либо за искажение сведений о свойствах груза (п. 3 ст. 35 УАТ)грузоотправитель20% провозной платы + убытки
задержка (простой) транспортных средств, поданных под погрузку/выгрузку (п. 4 ст. 35 УАТ)грузоотправитель / грузополучатель1% среднесуточной провозной платы за каждый полный час просрочки + убытки

В договоре перевозки стороны могут предусмотреть иной размер ответственности за любое из указанных нарушений. Но имейте в виду, что если договор «умолчал» о другом размере ответственности по одному из оснований, то будут действовать положения закона.

Источник: https://centraldep.ru/law4biz/perevozka-gruzov-avtotransportom/

Кража груза при перевозке

Судебная практика хищение груза

Автомобильные грузоперевозки занимают наибольшую долю в совокупном объеме товарооборота. Такой способ транспортировки привлекателен широким охватом территорий, развитой логистической системой, гибкой ценовой политикой и возможностями перевозить практически любые объемы грузом.

В то же время грузовладелец сталкивается при выборе данного способа транспортировки с определенными рисками. Одной из наиболее существенных опасностей является возможная кража груза при перевозке – тайное хищение чужого имущества.

Обстоятельства такого происшествия могут быть различными, однако итог всегда один – утрата имущества, необходимость привлечения полиции и определение порядка взыскания компенсации. Перевозчику же необходимо доказать свою непричастность к происшествию, что зачастую создает существенные трудности.

Для восстановления справедливости рекомендуется обратиться к квалифицированным юристам. Такую помощь Вы получите, обратившись в нашу компанию. Просто оставьте свою заявку – и мы поможем Вам в самые короткие сроки!

Кто несет ответственность при хищении груза?

В соответствии с установившейся судебной практикой обеспечение сохранности груза в процессе транспортировке является обязанностью перевозчика. В большинстве случаев данное условие прописывается в договоре, заключаемом между отправителем и транспортной компанией.

Это дает грузополучателю законное право при выявлении недостачи предъявлять соответствующие претензии непосредственно перевозчику. Для освобождения от ответственности ему необходимо доказать, что злоумышленники украли грузы по независящим от перевозчика причинам.

На практике же такие прецеденты встречаются крайне редко – в большинстве случаев против грузоперевозчика открывается делопроизводство.

Однако факт возбуждения дела по факту кражи груза негативно сказывается на репутации компании-перевозчика. Поэтому в такой ситуации необходимо как можно раньше заручиться квалифицированной юридической поддержкой, благодаря чему появляется шанс разрешить конфликт, не доводя его до судебной стадии.

Если груз сопровождает экспедитор, представляющий отправителя либо получателя. В данной ситуации в большинстве случаев он несет солидарную ответственность с перевозчиком, что установлено положениями Гражданского кодекса РФ. Однако экспедитор практически никогда не отвечает за сохранность груза в полном объеме. Такое возможно только в том случае, если данное условие прописано в договоре.

Важный момент – видеозаписи согласно действующему Законодательству не могут рассматриваться как полновесное доказательство вины либо невиновности какого-либо лица.

Такое заключение может быть сделано только компетентными органами в ходе следственной работы.

При этом, как свидетельствует статистика, исполнителей хищения в некоторых ситуациях возможно найти, однако выявить организаторов и заказчиков кражи практически невозможно.

Ответственность за хищение груза при международных грузоперевозках

Несколько отличается порядок определения ответчика при краже груза в ходе международных перевозок. Они регламентируются действующей «Конвенцией о договоре перевозки груза». Согласно ее положениям, с грузоперевозчика снимается ответственность за недостачу либо несоответствующее состояние доставленного груза при следующих обстоятельствах:

  • причиной хищения имущества, несоблюдения сроков доставки стали действия отправителя, экспедитора либо получателя;
  • перевозимый груз изначально имел дефекты;
  • недостача обусловлена форс-мажорными обстоятельствами.

В действительности же данные условия не являются абсолютными, определить виновность либо невиновность транспортной компании, а также порядок возмещения понесенных убытков определяется исключительно судом.

Правовое регулирование хищений на транспорте

Порядок установления ответственности того либо иного лица, возмещения понесенного ущерба применения судебных санкций устанавливается нормами Гражданского и Уголовного кодексов России.

Согласно их положениям, в большинстве случаев ответственность ложится на перевозчика.

При выявлении лиц, совершивших хищение имущества, и доказательстве их вины в суде вся ответственность возлагается на них.

Для того, чтобы получить компенсацию понесенного ущерба, необходимо правильно составить соответствующие документы. Для этого рекомендуется обратиться к юристам, специализирующимся на гражданском и транспортном праве.

Такую помощь Вы получите в нашей компании – наши квалифицированные юристы обладают большим опытом работы в сфере правового регулирования сферы транспорта и поэтому знают все тонкости составления требуемой документации.

Возмещение ущерба

Если груз украли при перевозке фурой – что делать, чтобы получить компенсацию? Для этого необходимо, прежде всего, определить круг истцов. При совершении кражи на транспорте требование возмещения ущерба в большинстве случаев исходит от грузополучателя. Однако истцом может выступать и отправитель в случае, когда груз похищается при транспортировке между объектами одной компании.

В частности, если происходит кража товара при перемещении его со склада в торговую точку, то отправитель имеет право предъявить претензию перевозчику. В ситуации, когда перевозка осуществлялась работниками фирмы-отправителя, ответственность определяется в соответствии с нормами трудового законодательства.

Если похищенный груз был застрахован, то истцом может выступать страховая компания. В порядке регресса после выплаты компенсации владельцу имущества она имеет право обратиться с иском к грузоперевозчику. И, как показывает практика, споры со страховщиками в подобных обстоятельствах чаще всего решаются в их пользу.

Документальное подтверждение кражи

Для того, чтобы иметь право требовать возмещение ущерба, необходимо подтвердить факт недостачи груза, составив следующий пакет документов:

  • транспортная накладная;
  • документы, подтверждающие факт приобретения транспортируемого груза;
  • договор с грузоперевозчиком;
  • полис страхования груза (при наличии);
  • документы на транспорт, из которого был похищен груз.
  • Если похищенный груз имел существенную стоимость, то рекомендуется получить заключение эксперта, которое будет подтверждать такую ценность.

Очень важно при хищении перевозимого груза правильно оформить коммерческий акт:

  • составлением акта следует заняться по прибытии транспорта в пункт доставки;
  • фиксируется информация фуре, перевозчике;
  • в основной части акта необходимо подробно описать ситуацию, отразить все имеющиеся факты, информацию о типе украденного груза, его название, объемы недостачи и ее стоимостную оценку;
  • акт заверяется подписями уполномоченного представителя получателя груза и грузоперевозчика.

Нередко приходится сталкиваться с ситуациями, когда перевозчик отказывается подписывать коммерческий акт по факту кражи. Однако и без его подписи акт обладает юридической силой – в данном случае он считается составленным в одностороннем порядке.

УслугаЧто получаетеЦена
Консультация автоюристаЗа 30 минут своего времени вы получите подробную бесплатную консультацию, правовой анализ вашей ситуации, оценку рисков и перспективности вашего дела, разработанный алгоритм действий.Бесплатно
Кража груза при перевозкеВы получите юридически грамотно составленную и оформленную претензию, которая может выступать доказательством факта кражи либо непричастности к ней представителей компании-перевозчика.от 5 000 рублей
Решение конфликтных ситуаций по перевозке грузовМы проанализируем и составим договор, сформируем доказательную базу, составим претензию и иск, будем представлять Ваши интересы в суде.от 11 000 рублей
Перевозка опасных грузовМы учтем нюансы законодательной базы и поможем выполнить доставку без хлопот, штрафов и уголовной ответственности.от 11 000 рублей

Оформление претензии

Отечественным законодательством разработан индивидуальный порядок предъявления претензии при хищении груза.

Прежде чем готовить и направлять исковое заявление, владелец груза обязан направить перевозчику соответствующую претензию.

Как показывает практика, во многих случаях урегулировать споры можно именно на основании претензии без обращения в суд. Такая возможность выгодна при следующих условиях:

  • стоимость похищенного имущества сопоставима с судебными расходами;
  • продолжительность судебного разбирательства слишком велика.

Также юридически грамотно составленная и оформленная претензия может выступать доказательством факта кражи либо непричастности к ней представителей компании-перевозчика.

Закон обязывает составлять претензию по факту хищения груза следует в письменной форме. В случае многократного хищения следует составлять отдельную претензию на каждый прецедент. В ее тексте нужно отразить следующие пункты:

  • какое конкретно действие должно быть компенсировано виновником;
  • причина предъявления претензии;
  • обоснование требований составителя;
  • сумма компенсации, сроки удовлетворения требований;
  • адрес, на который ответчик высылает аргументированный ответ;
  • реквизиты банковского счета, на которые должна быть перечислена сумма компенсации;
  • дата составления.

Ответ на выставленную претензию должен быть дан в течение 30 календарных дней после ее получения. Если ответчик отказывается удовлетворить условия претензии, то необходимо подавать исковое заявление в арбитражный суд по месту регистрации грузоперевозчика.

Методы борьбы с проблемой хищения грузов

Проблема кражи перевозимого груза приобрела на сегодняшний день внушительные масштабы, в результате чего автомобильные грузоперевозки стали не только удобным, но и по-настоящему рискованным видом транспортировки.

К тому же уровень раскрываемости таких дел остается очень низким. А какого-либо законного способа полностью обезопасить владельцев грузов от действий злоумышленников нет.

Однако принятие ряда мер позволяет существенно снизить вероятность хищения на транспорте:

  • выбирайте крупного перевозчика с хорошей деловой репутацией;
  • страхуйте ценный груз;
  • организуйте эффективный контроль отгрузки и приемки груза;
  • оптимизируйте процесс перевозки, минимизировав количество и продолжительность простоев груженого транспорта;
  • обеспечьте конфиденциальность всего процессе транспортировки – адрес назначения, сроки доставки, характер груза и т.д.

Если же факта хищения избежать не удалось, то как можно скорее заручитесь квалифицированной юридической поддержкой.

Общество по защите прав автомобилистов: транспортное право – наша специализация

Узкопрофильные специалисты

Не даем пустых обещаний

Более 10 лет на защите прав автомобилистов

Обращаясь к нам, Вы получаете целый спектр преимуществ:

  • Многолетний опыт работы – более 10 лет успешной юридической практики.
  • Узкая специализация – юристы нашей компании практикуются именно в сфере защиты интересов автомобилистов, участников процесса грузоперевозки.
  • Работа на результат – оплата наших услуг производится только после достижения требуемых клиенту итогов.
  • Работа по договору – все взаимоотношения с клиентом, права и обязанности сторон закрепляются в договоре.

Оставьте свою заявку на предварительную консультацию уже сейчас – и мы поможем Вам разрешить сложившуюся проблему в самые короткие сроки!

Источник: https://autopravo.spb.ru/services/206-krazha-gruza-pri-perevozke.html

Кража груза как бизнес в России: сколько и как воруют?

Судебная практика хищение груза

5

Бизнес экспедиторов и перевозчиков / новости 13 октября 2017

Хищение грузов – это криминальный бизнес с годовым оборотом в несколько миллиардов рублей. Мошенники обладают отличными знаниями в юриспруденции, бухгалтерии и транспортной логистике.

По официальной статистике МВД России за 1 квартал 2017 года зарегистрировано более чем 600 заявлений по статье 159 УК РФ «Мошенничество» в отношении пропавших грузов.

Хищение груза при перевозке автомобильным транспортом по России — заранее подготовленые серые схемы. Это далеко не случайность, а целенаправленная деятельность организованных преступных групп. Эксперты ООО «Контроль рисков» проанализировали более чем 1000 судебных дел. Не редки случаи, когда один и тот же автомобиль с одним и тем же водителем умудрялся в течение нескольких дней поучаствовать в нескольких серых схемах. Москва и Московская область являются лидерами по количеству случаев хищения груза. Большинство эпизодов, связанных с хищением груза путем мошеннических действий, приходится именно на этот регион.

  • 22 апреля 2014 года на погрузку в город Руза Московской области пребывает транспортное средство для доставки груза в Тольятти. А уже 23 апреля 2014 года это же транспортное средство с этим же водителем пребывает в Коломну для перевозки мясной продукции Елабугу. В обоих случаях грузы были похищены, стороны выясняли в суде, кто оплатит груз (дела в Арбитражных судах № А40-28430/2015 и № А41-77545/2014).
  • 27 марта 2015 года в Домодедово Московской области прибыл автомобиль для доставки груза в Калининградскую область. 5 мая 2015 года другое транспортное средство, но под управлением того же водителя пребывает в Крекшино Московской области для доставки груза в Верхню Пышму Свердловской области. Оба груза похищены (Судебные дела А68-6800/2016 и А56-34613/2016) Но и это еще не все, в деле №А32-6212/2016 прозвучала фамилия водителя, который принимал груз, вероятнее всего, по тем же поддельным документам. Три документально подтвержденных эпизода преступной деятельности мошенников в течение двух месяцев 2015 года. Действия мошенников изначально спланированы.
  • В октябре 2015 года для доставки в в Ростов-на-Дону с разницей в один день пребывает одно и тоже транспортное средство с одним и тем же водителем. 16 числа он загрузился в Люберцах Московской области, а 17 – в п. Дорохово Московской области. В обоих случаях груз в пункт назначения не поступил.
  • Доставка груза изначально не предполагалась, так как действовала организованная преступная группа. (Судебные дела А53-32176/2015 и А53-499/16.)
  • 1 декабря 2015 года в Голицыно Московской области пребывает транспортное средство под управлением водителя, для осуществления доставки в Новосибирск (судебное дело А46-2987/2016). Доставка груза изначально не предполагается, так как уже 4 декабря 2015 года этот же водитель на этом же транспортном средстве принял груз в Обухово Московской области для доставки его в Первоуральск (судебное дело А56-19458/2016). В обоих случаях груз похищен.

Еще одно «прикормленное место» злоумышленников северная столица России:

  • 26 и 24 ноября 2014 года в Санкт-Петербурге два разных грузовладельца загрузили в одно и то же транспортное средство с одним и тем же водителем мясную продукцию для доставки в Орск и Абакан. В пунктах назначения груз не получили (судебные дела А31-12744/2015 и А65-2309/2015).
  • Через месяц еще два грузовладельца загрузили свой товар в автомобили к злоумышленникам в Санкт-Петербурге. В обоих случаях номера автомобиля и личность водителя совпадали, на разгрузку машина так и не прибыла (судебные дела А56-14117/2016 и А43-2186/2016).

Хватает подобных случаев и в других регионах:

  • 23 августа 2015 года в Краснодаре водитель получив груз, так и не доставил его до пункта назначения (судебное дело А32-4481/2016). После небольшого перерыва 17 ноября 2015 года этот же водитель, предположительно на этом же транспортном средстве, принял груз в Адыгее для доставки в Московскую область (судебное дело А32-4479/2016). В обоих случаях груз похищен неустановленными лицами.
  • 22 сентября 2015 года в столицу Урала прибывает транспортное средство под управлением водителя, для доставки груза в Новосибирск (судебное дело А40-120126/2016), а уже 24 сентября 2015 года это же транспортное средство под управлением этого же водителя в Челябинске принимает груз для доставки в Екатеринбург (судебное дело А60-53831/2015). Груз в обоих случаях похищен в полном объеме. Организованная преступная группа координировала все свои действия.

На перечисление всех известных эпизодов преступной деятельности, связанной с хищением грузов, только за последние два года, может уйти не одна сотня страниц. О масштабах проблемы говорят уже последствия в разных смежных областях связанных с грузоперевозками:

  • отказ большинства страховых компаний осуществлять страховое покрытие по риску «мошенничества»;
  • рост детективных агентств, деятельность которых связанна с розыском похищенных грузов;
  • практически ежедневные разбирательства в арбитражных судах различных регионов, связанных с утратой груза путем мошеннических действий.

Проблемы раскрываемости подобных преступлений, а именно: различная территориальность, сложность с установлением пострадавших и т.п. уже признается официальными представителями МВД РФ. Комплексного решения, позволяющего в системе всего бизнеса эффективно противодействовать мошенникам, у грузовладельцев и транспортных компаний нет. В 99% случаях в краже груза задействованы третьи лица, т.е. используется договор транспортной экспедиции. С момента принятия в России Федерального Закона «О транспортной экспедиции» в 2003 году деятельность экспедитора понимается большинством специалистов как представлении информации грузовладельцам о транспорте, а перевозчикам о грузе. У грузовладельцев, экспедиторов, страховщиков и перевозчиков нет единой позиции даже с точки зрения закона, т.е. – юридической составляющей. Это наглядно можно увидеть на проводимых ежегодных конференциях по безопасности грузоперевозок, где ответа на вопрос: «Как мошенникам удается внедриться в цепочку поставки товара и как с этим бороться?» – к сожалению, нет.

Единственным действенным методом остается строгое и точное соблюдение требований действующего законодательства, отсутствие подмены терминов и понятий при перевозке грузов автомобильным транспортом.

nashbratsk.ru Источник: transinfonews.by

9 минут на прочтение

5316 • В избранное

Источник: https://cargolink.ru/ls/blog/11367.html

Верховный суд разъяснит перевозчикам нюансы законодательства и судебной практики

Судебная практика хищение груза

Актуальные вопросы практики применения законодательства об автомобильных перевозках намерен разъяснить Верховный суд РФ. 19 июня Пленум ВС РФ рассмотрел проект соответствующего постановления. В ходе обсуждения представитель Минюста высказал некоторые претензии к документу, преимущественно технического характера. Для окончательной доработки проект передан в редакционную комиссию ВС РФ.

Проект постановления «О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции» (далее — Проект) обобщает судебную практику последних лет и призван установить определенность и предсказуемость правоприменения в данной сфере. Познакомим читателя с наиболее интересными положениями документа. Он разбит на пять тематических частей.

Договор перевозки пассажиров и багажа

Верховный суд РФ напоминает, что в части, не урегулированной специальными законами1, на отношения, возникающие из договора перевозки пассажиров и багажа, а также договора перевозки груза или договора транспортной экспедиции, заключенных гражданином для нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью, распространяется Закон РФ от 07.02.92 № 2300-I «О защите прав потребителей».

Факт заключения договора перевозки пассажира и багажа подтверждается проездным билетом и багажной квитанцией. Однако отсутствие, неправильность или утрата билета или квитанции не является основанием для признания договора незаключенным или недействительным.

Наличие между сторонами договорных отношений в таких случаях может подтверждаться и иными доказательствами. Кроме того, ВС РФ отмечает, что требования перевозчика о плате за оформление билета являются неправомерными.

Такую плату может взимать только агент, если он участвует в заключении договора (п. 5, 6 Проекта).

Верховный суд напоминает (п. 10 Проекта), что перевозчик обязан доставить багаж в пункт назначения не позднее дня прибытия пассажира, а за просрочку доставки должен заплатить неустойку в размере 3% от провозной платы за каждые сутки просрочки. При этом такая неустойка является штрафной санкцией, то есть обязанность по ее оплате сохраняется даже при возмещении убытков.

Из пункта 11 Проекта вытекает, что перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение багажа независимо от наличия вины, в том числе за случайное причинение вреда.

Например, за ДТП по вине третьего лица, при хищении и других подобных обстоятельствах.

Освобождение перевозчика от ответственности возможно исключительно при наличии объективно чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, например таких, как стихийное бедствие.

Транспортные агрегаторы также могут отвечать за причиненный пассажиру при перевозке вред. Ответственность наступает в двух случаях (п. 19):

  • либо агрегатор заключил договор от своего имени;

  • либо потребитель, исходя из информации на сайте агрегатора и иных обстоятельств, мог посчитать, что заключает договор перевозки напрямую с агрегатором.

При утрате багажа перевозчик возмещает пассажиру его полную стоимость, а при порче — сумму, на которую понизилась стоимость груза.

При этом если пассажир при передаче багажа перевозчику не объявил его стоимость, суд не вправе отказать в удовлетворении требования пассажира о возмещении убытков только на том основании, что размер таких убытков не может быть установлен с разумной степенью достоверности.

В таком случае размер подлежащих возмещению убытков определяется судом с учетом всех обстоятельств дела и исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению обязательств (п. 13 Проекта).

Как считает высшая судебная инстанция, компании и ИП, которые осуществляют перевозки для собственных нужд, должны соблюдать обязанности лиц, эксплуатирующих транспортные средства. Например, проводить предрейсовые медосмотры водителей, что предусмотрено ст. 20 Федерального закона от 10.12.95 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (п. 3 Проекта).

Договор перевозки груза

Договор перевозки груза подтверждается транспортной накладной. Но он не становится недействительным и незаключенным только из-за того, что накладную не оформили, потеряли либо неправильно заполнили. Наличие договорных отношений можно подтвердить иными доказательствами (п. 21 Проекта).

Перевозчик не обязан проверять правильность, полноту и достоверность документов, которые нужны для перевозки грузов. Если его привлекут к ответственности за отсутствие необходимых сопроводительных документов (например, оштрафуют), грузоотправитель по общему правилу обязан возместить ему убытки (п. 22 Проекта).

Экспедитор отвечает за утрату, недостачу или порчу груза из-за ненадлежащей упаковки. Впрочем, ВС РФ выделяет три случая, в которых перевозчик пострадает из-за поврежденной упаковки:

  • если он принял на себя обязанность упаковать перевозимый груз;

  • в момент принятия груза недостатки упаковки были настолько явными, что не заметить их было невозможно;

  • перевозчику было известно о повреждении упаковки, но он не сделал соответствующих оговорок в накладной (п. 23 Проекта).

Неустойка за просрочку доставки груза, предусмотренная Уставом автомобильного транспорта, является штрафной. Ее взыскивают, даже если перевозчик возместил клиенту убытки (п. 25 Проекта).

Соотношение обязательств перевозчика и экспедитора

ВС РФ в п. 27 Проекта приводит открытый перечень признаков экспедитора как договорного перевозчика:

  • клиент не выбирает конкретных перевозчиков;

  • цена услуг выражена в твердой сумме, в ней не выделены расходы на перевозку, и она сопоставима с рыночной стоимостью перевозки;

  • экспедитор сам охарактеризовал свое обязательство как обеспечение сохранной доставки груза, например на своем интернет-сайте, через который заключался договор.

Экспедитор отвечает за утрату, недостачу или порчу груза на основании п. 2 ст. 6 и ст. 7 Федерального закона от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности», только если он сам перевозил груз или если выписал свой транспортный документ (либо иным образом гарантировал сохранную доставку груза), то есть выступил в качестве договорного перевозчика).

Клиент-грузоотправитель вправе требовать возмещения реального ущерба грузу не только от перевозчика, но и от экспедитора, если последний обязался обеспечить сохранность груза. В этом случае применяются правила о солидарных обязательствах (п. 28 Проекта).

Претензии и споры

Перевозчику не стоит игнорировать претензию, если она не соответствует требованиям закона или не содержит необходимых документов. Иначе в суде нельзя будет заявить о том, что истцом не соблюден обязательный претензионный порядок (п. 34 Проекта).

Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из договора перевозки, в том числе при предъявлении перевозчиком требований о возмещении ущерба к пассажиру, составляет один год.

На требования о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью пассажира, исковая давность не распространяется.

Однако требования, предъявленные по истечении трех лет с момента возникновения права на возмещение такого вреда, удовлетворяются за прошлое время не более чем за три года, предшествовавшие предъявлению иска (п. 31 Проекта).

Срок исковой давности по требованию экспедитора, являющегося грузоотправителем, к фактическому перевозчику о возмещении ущерба начинает течь со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии или иска. В таком же порядке исчисляется срок исковой давности по требованию экспедитора, не являющегося грузоотправителем, но отвечающего за сохранную перевозку наряду с перевозчиком.

Срок исковой давности по иску экспедитора к фактическому перевозчику не зависит от момента возмещения экспедитором убытков клиенту. (п. п. 32,34 Проекта).

Источник: https://www.eg-online.ru/article/375110/

ЖурналЗаконов
Добавить комментарий