Требования к аккредитации испытательных лабораторий 2018

4. Порядок аккредитации испытательных лабораторий

Требования к аккредитации испытательных лабораторий 2018

ТРЕБОВАНИЯ К ИСПЫТАТЕЛЬНЫМ ЛАБОРАТОРИЯМ И ПОРЯДОК ИХ АККРЕДИТАЦИИ (утв- Постановлением Госстандарта РФ от 21-09-94 16) (2019) Актуально в 2018 году

4.1. Аккредитация предусматривает следующие основные этапы:

— экспертиза документов, представленных лабораторией;

— аттестация (проверка) лаборатории комиссией;

— принятие решения об аккредитации по результатам экспертизы и проверки;

— оформление, регистрация и выдача аттестата аккредитации;

— инспекционный контроль за деятельностью испытательной лаборатории.

Порядок инспекционного контроля за деятельностью испытательной лаборатории в течение срока деятельности аттестата аккредитации определяется при аккредитации.

4.2. Испытательная лаборатория подает заявку на аккредитацию в аккредитующий орган (Приложение 2).

Одновременно с заявкой направляются следующие документы:

— проект Положения об испытательной лаборатории с заявляемой областью аккредитации (Приложение 3);

— паспорт лаборатории (Приложение 4);

— заполненная анкета — вопросник (Приложение 5);

— руководство по качеству испытательной лаборатории;

— проект договора об аккредитации испытательной лаборатории.

Сведения, содержащиеся в представленных документах, являются конфиденциальными и не подлежат разглашению или передаче другим организациям.

4.3. После проведения экспертизы представленных материалов и принятия решения о продолжении работ по аккредитации формируется комиссия по проверке лаборатории (далее — комиссия).

Состав комиссии формируется из представителей аккредитующего органа, экспертов и при необходимости других компетентных организаций.

Состав комиссии утверждается и доводится до сведения лаборатории и всех участвующих в комиссии экспертов .

При аккредитации аналитических лабораторий, проводящих количественные химические анализы (в том числе входящих в состав испытательных центров), учитываются критерии, установленные для аналитических лабораторий.

4.4. В процессе проведения проверки с целью оценки качества испытаний может быть проведен эксперимент по определению одного или более показателей испытываемой продукции. Эксперимент может быть проведен методом сличительных испытаний.

4.5. По результатам проверки комиссия составляет акт по форме Приложения 6, который подписывается членами комиссии и представляется для ознакомления руководителю лаборатории.

4.6. Решение об аккредитации лаборатории принимается после рассмотрения всей полученной информации о состоянии этой лаборатории и ее готовности к аккредитации.

Сведения об аккредитованной лаборатории вносятся в Государственный реестр, ей выдается аттестат аккредитации. Срок действия аттестата аккредитации не должен превышать 5 лет.

Форма аттестата аккредитации и области аккредитации испытательной лаборатории приведены в Приложениях 7 и 8.

Примечание. Право на проведение сертификационных испытаний в законодательно регулируемой сфере предоставляется лицензией. Форма лицензии приведена в справочном Приложении 9.

4.7. За 6 месяцев до окончания срока действия аттестата аккредитации лаборатория, имеющая намерение продлить действие аккредитации, направляет заявку в соответствии с п. 4.2 настоящего документа.

Порядок повторной аккредитации устанавливается в зависимости от результатов инспекционного контроля и может проводиться по полной или сокращенной процедуре.

4.8. Аккредитация в дополнительной области

4.8.1. Аккредитованная лаборатория, претендующая на расширение своей области аккредитации, направляет заявку на аккредитацию в дополнительной области (по форме Приложения 2).

К заявке прилагаются:

— сведения о дополнительной области аккредитации (по форме Приложения 3);

— дополнения к Паспорту (по форме Приложения 4).

4.8.2. Аккредитация в дополнительной области может проводиться либо по полной, либо по сокращенной процедуре. Степень сокращения устанавливается в каждом конкретном случае аккредитующим органом (с учетом минимизации затрат).

4.9. Инспекционный контроль за деятельностью аккредитованных лабораторий

4.9.1. Инспекционных контроль за деятельностью аккредитованных испытательных лабораторий проводит аккредитующий орган. Инспекционный контроль может осуществляться путем:

— периодических или внезапных проверок деятельности лаборатории на месте;

— присутствия в аккредитованной лаборатории представителей, назначенных аккредитующим органом;

— предоставления лабораторией регулярной информации о качестве проводимых ею испытаний: данных о сличительных испытаниях (если таковые осуществляются), о результатах периодических собственных внутренних проверок системы обеспечения качества испытаний, о претензиях клиентов лаборатории и т.д.;

— сбора и анализа информации от обществ потребителей, торговой инспекции и других организаций, осуществляющих общественный и государственный контроль за качеством продукции;

— любых других действий контрольного характера, которые могут обеспечить уверенность в том, что лаборатория в течение срока действия аттестата аккредитации постоянно обеспечивает соответствие требованиям, предъявляемым к ней при аккредитации.

4.9.2. Инспекционный контроль оплачивается испытательной лабораторией на условиях, установленных в договоре.

4.9.3. При инспекционном контроле за деятельностью испытательной лаборатории, как правило, проверяется:

— соблюдение обязанностей испытательной лаборатории, указанных в п. 1.7;

— своевременность поверки (актуализация) средств измерений и испытаний;

— своевременность актуализации и правильность ведения фонда нормативных документов, а также их учет и хранение;

— квалификация персонала, наличие должностных инструкций, знания персоналом своих прав, обязанностей и нормативных документов, формы повышения квалификации;

— соблюдение правил приема заявок на испытание продукции;

— правильность организации проведения испытаний образцов;

— правильность оформления протоколов испытаний;

— взаимодействие с заявителем, другими испытательными лабораториями, органами по сертификации продукции;

— соблюдение порядка проведения инспекционного контроля за деятельностью испытательной лаборатории;

— деятельность по принятию мер по результатам инспекционного контроля испытательной лаборатории;

— деятельность испытательной лаборатории, направленная на поддержание соответствия установленным требованиям.

4.9.4. По результатам инспекционного контроля могут быть приняты следующие решения:

— принять к сведению результаты контроля (при положительных результатах);

— провести корректирующие мероприятия по устранению обнаруженных недостатков и нарушений в деятельности аккредитованной лаборатории и их последствий;

— приостановить (на время проведения корректирующих мероприятий) или отменить действие аттестата аккредитации.

4.9.5. Аккредитация лаборатории может быть досрочно отменена в следующих случаях:

— несоответствия лаборатории требованиям, предъявляемым к аккредитованной лаборатории;

— самостоятельного решения аккредитованной лаборатории о досрочном прекращении действия аккредитации.

Лаборатория может в течение 15 дней опротестовать решение по любым вопросам аккредитации в Комиссии по апелляциям аккредитующего органа.

4.9.6. По истечении срока действия аттестата аккредитации решение о продлении срока (без процедуры аккредитации) принимается на основании результатов инспекционного контроля за деятельностью испытательной лаборатории. При необходимости может быть проведена переаккредитация испытательной лаборатории.

Источник: http://www.zakonprost.ru/content/base/part/73784

Разъяснения по аккредитации ИЛ (ИЛЦ)

Требования к аккредитации испытательных лабораторий 2018
Ознакомиться с рекомендациями
Рекомендации по вопросам оформления и подачи заявлений на предоставление государственных услуг об аккредитации, о расширении области аккредитации, сокращении области аккредитации и проведении процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица
Ознакомиться с рекомендациями15.03.2019

Рекомендации ФТС России и Росаккредитации о порядке совершения таможенных операций, связанных с ввозом в Российскую Федерацию товаров в качестве проб и образцов для целей проведения исследований и испытаний продукции

Ознакомиться с рекомендациями12.09.2018

Рекомендации Росаккредитации  по вопросам оформления и подачи заявлений об аккредитации, о расширении области аккредитации, сокращении области аккредитации и проведении процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица

Ознакомиться с рекомендациями

Разъяснение Росаккредитации о возможности применения национальных и межгосударственных документов в области стандартизации, разработанных на основе (взамен) действующих
17.05.2018

 Показать / Скрыть текстВ связи с поступающими обращениями аккредитованных лиц, заявителей и иных заинтересованных лиц, связанными с оформлением области аккредитации испытательных лабораторий (центров), применяющих документы, устанавливающие правила и методы исследований (испытаний), измерений (межгосударственные и национальные стандарты, СанПиНы, ПНД Ф, МУК, МР и др.) (далее – нормативные документы), Росаккредитация информирует о следующем.1. В случае указания в преамбуле новой версии нормативного документа сведений о его введении взамен ранее действующей версии и при условии отсутствия необходимости в дополнительном оснащении испытательных лабораторий (центров) испытательным оборудованием и средствами измерений, повышении квалификации работников, допускается проведение аккредитованными лабораториями (центрами) исследований (испытаний) и измерений по актуальным (новым) версиям нормативных документов без расширения области аккредитации, при условии их внедрения в деятельность аккредитованного лица в соответствии с требованиями системы менеджмента и ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий», если иное не определено решением рабочей группы по вопросам принятия решений о возможности применения национальных и межгосударственных документов в области стандартизации, разработанных на основе (взамен) ранее действующих, для обеспечения деятельности Росаккредитации по аккредитации и подтверждению компетентности аккредитованных лиц.Соответствие реализации порядка проведения исследований (испытаний), измерений требованиям указанных выше нормативных документов оценивается при подтверждении компетентности испытательной лаборатории (центра) в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации».Обращаем внимание, что к заявлению о проведении процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица согласно приказу Минэкономразвития России от 23 мая 2014 г. № 288 «Об утверждении форм заявления об аккредитации, заявления о расширении области аккредитации, заявления о сокращении области аккредитации, заявления о проведении процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица, заявления о внесении изменений в сведения реестра аккредитованных лиц, заявления о выдаче аттестата аккредитации на бумажном носителе, заявления о выдаче дубликата аттестата аккредитации, заявления о прекращении действия аккредитации» прикладывается актуализированная область аккредитации.2. Аккредитованное лицо вправе проводить исследования (испытания) и измерения в соответствии с ранее действующими версиями нормативных документов, включенных в утвержденную область аккредитации. При этом основания, случаи и процедуры использования ранее действующих версий таких нормативных документов должны быть отражены в системе менеджмента аккредитованного лица и должны соблюдаться.3. В области аккредитации испытательной лаборатории (центра) указание года издания нормативных документов не является обязательным.4. В выдаваемых испытательной лабораторией (центром) протоколах исследований (испытаний) и измерений или иных итоговых документах о результатах исследований (испытаний) и измерений должна указываться используемая при таких исследованиях (испытаниях) и измерениях версия нормативного документа с полным наименованием и реквизитами (номером, годом).
03.04.2018

ВАЖНО!

Росаккредитацией подготовлено разъяснение об эквивалентности ряда отмененных и принятых нормативных и методических документов, применение которых может осуществляться без повышения квалификации работников аккредитованных лиц, без оснащения испытательным оборудованием и средствами измерений.

Скачать письмоМатериалы методического совещания c экспертами по аккредитации Показать / Скрыть текст23 октября под председательством руководителя Росаккредитации Алексея Херсонцева состоялось совещание по вопросам методического обеспечения взаимодействия Службы и экспертов по аккредитации.

https://www.youtube.com/watch?v=gsa7Yxdx8F4

В мероприятии приняли участие сотрудники центрального аппарата ведомства и его территориальных управлений, более 60 экспертов по аккредитации.

Ключевыми темами совещания стали вопросы совершенствования взаимодействия Службы и экспертов, применения критериев аккредитации, введения новых программ выездных оценок органов по сертификации и испытательных лабораторий, техник оценки систем менеджмента заявителей (аккредитованных лиц).

Об актуальных вопросах взаимодействия Службы и экспертов по аккредитации

О применении критериев аккредитации и иных практических вопросах, возникающих при предоставлении государственных услуг

Разъяснение Росаккредитации о соблюдении испытательными лабораториями (центрами) требований пункта 19 критериев аккредитации07.12.2017 Показать / Скрыть текст

В связи с поступающими обращениями аккредитованных лиц, Росаккредитация информирует о следующем.

Работники испытательной лаборатории (центра), не отвечающие требованиям пункта 19 критериев аккредитации и перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 30 мая 2014 г.

№ 326 «Об утверждении Критериев аккредитации, перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, и перечня документов в области стандартизации, соблюдение требований которых заявителями, аккредитованными лицами обеспечивает их соответствие критериям аккредитации» (далее – критерии аккредитации), не имеют права подписания протоколов исследований (испытаний) и измерений, а также журналов/листов регистрации результатов исследований (испытаний) и измерений в случае, если эти журналы/листы являются единственными итоговыми документами о результатах исследований (испытаний) и измерений.

Допускается подписание работниками, не отвечающими требованиям пункта 19 критериев аккредитации, записей в журналах/листах регистрации результатов исследований (испытаний) и измерений, не являющихся единственными итоговыми документами о результатах исследований (испытаний) и измерений, при условии подтверждения указанных записей подписью лица, отвечающего требованиям пункта 19 критериев аккредитации (наставника). Порядок подтверждения записей со стороны наставника и его ответственность за итоговый результат исследований (испытаний) и измерений должны быть регламентированы документами системы менеджмента испытательной лаборатории (центра).

Разъяснение Росаккредитации об актуализации областей аккредитации испытательных лабораторий (центров), применяющих ПНД Ф

 Показать / Скрыть текстВ связи с поступающими обращениями аккредитованных лиц, связанными с оформлением области аккредитации испытательных лабораторий (центров), применяющих ПНД Ф, Росаккредитация информирует о следующем.1. В случае изменения шифра и/или года издания ПНД Ф и указания в преамбуле новой версии документа сведений о его введении взамен ранее действующей версии допускается проведение аккредитованным лицом исследований (испытаний) и измерений по актуальным (новым) версиям ПНД Ф при условии их внедрения в деятельность аккредитованного лица в соответствии с требованиями системы менеджмента и ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009.Внесение уточнений в область аккредитации (актуализация шифра и/или года издания ПНД Ф, уточнение диапазона измерений, наименований объектов исследований (испытаний) и измерений и т.п.) осуществляется при очередном подтверждении компетентности аккредитованного лица.2. Аккредитованное лицо вправе проводить исследования (испытания) и измерения в соответствии с ПНД Ф, ранее включенными в утвержденную область аккредитации и не актуализированными. При этом основания, случаи и процедуры использования неактуальных версий ПНД Ф должны быть отражены в системе менеджмента аккредитованного лица и должны соблюдаться.3. В областях аккредитации испытательных лабораторий (центров) указание года издания ПНД Ф не является обязательным.

www.fsa.gov.ru

фильмы бесплатно

Источник: http://nmd.fcgie.ru/il.html

«Аналитический» срез: испытания

Требования к аккредитации испытательных лабораторий 2018

исполнительный директор ААЦ «Аналитика»

Лично я считаю, что лаборатории у нас в стране сильные. Есть те, на которые равняется весь мир. Особенно много таких лабораторий в нефтяной, геологической, газовой и металлургической отраслях.

Но, к сожалению, есть и отстающие. Причем преимущественно это лаборатории, проводящие испытания потребительских товаров, в частности, пищевой продукции. Там серьезные проблемы и с оснащенностью, и со стандартными образцами, и с кадрами.

Есть, конечно, и такие лаборатории, которые в принципе не должны допускаться к проведению испытаний.

Не всегда аккредитация является доказательством компетентности лаборатории

Бывает, что аккредитованная лаборатория к компетентности не имеет никакого отношения, а в неаккредитованную можно на экскурсии водить. Например, лабораторию Новосибирского завода химконцентратов можно без преувеличения назвать лучшей лабораторией страны, хотя она работает без аккредитации.

https://www.youtube.com/watch?v=gsa7Yxdx8F4

В ряде случаев аккредитация в принципе не нужна

Лаборатория долгое время работает на одного клиента. Клиента все устраивает. Он доверяет лаборатории. Зачем в этом случае аккредитация?

Про формализм

Самая горячая тема для лабораторий – аккредитация. Причем с каждым годом накал страстей только усиливается.

Мне в некотором смысле повезло: я имел возможность оценить процесс с двух сторон. Во-первых, мне приходилось и приходится много общаться с лабораториями. Во-вторых, я несколько лет работал в апелляционной комиссии Росаккредитации.

Жалоб много, но зачастую они «остаются в кулуарах». Лишь одна из десяти лабораторий заявляет о своем несогласии с решениями национального органа по аккредитации. Причем эти самые решения вполне законны. Только вот причина лишения аттестата или отказа в его выдаче – несоответствие по формальным признакам, а не отсутствие компетентности.

При аккредитации оценивают не столько компетентность, сколько формальные критерии: что написано в уставе, как оформлены документы на приборы и т.п.

Сегодня аккредитация больше напоминает подбрасывание монетки.

Работа не по адресу, указанному в реестре аккредитованных лиц

Не свежий, но показательный пример.

Эксперты Росаккредитации приехали с инспекционной проверкой в лабораторию областного водоканала. В результате обнаружили, что она находится не по адресу из реестра аккредитованных лиц (в нем был указан адрес юридического лица – головного офиса водоканала). Фактическое же место работы лаборатории – на очистных сооружениях.

В качестве решения проблемы специалисты Росаккредитации предложили лаборатории переехать… в офисный центр головной организации. Наверное, логичнее было бы адрес в реестре переделать, а не требовать от лаборатории переехать из того помещения, где она работает уже более 10 лет? При всем этом к компетентности лабораторий претензий не было. Лабораторию лишили аккредитации.

Сейчас проблема стоит не так остро. А несколько лет назад она была массовой. Дело в том, что данные в реестр аккредитованных лиц национальной системы аккредитации приходили из реестра системы ГОСТ Р. А там были свои «заморочки»: требовали указывать именно юридический адрес.

Лишение юридического лица права повторной аккредитации

А вот еще одна проблема. В российском законе указано, что аккредитуется юридическое лицо, тогда как в международном стандарте – орган по оценке соответствия. Из-за этого периодически возникают проблемы.

Реальный пример. Все аккредитованные лаборатории областного центра санэпиднадзора, в т.ч. относящиеся к районными филиалам, зарегистрированы на одно юридическое лицо. В какой-то момент оргштатное расписание изменилось: например, одна лаборатория объединилась с другой.

В период подтверждения компетентности эксперты Росаккредитации не находят эту самую лабораторию по месту ведения деятельности. Ее аттестат аккредитации аннулируют, а оставшиеся лаборатории санэпиднадзора (т.е. юридическое лицо) на два года лишают возможности получить аккредитацию.

Отсутствие документов на оборудование

А вот возможный пример об отказе в аккредитации по причине отсутствия документов на средства измерения.

В распоряжении лаборатории одного из тверских заводов находится маятниковый копер, изготовленный в 30-х годах прошлого века. Во время войны предприятие попало в оккупацию. Первичные документы на копер были утрачены. 

Но оборудование рабочее. Что с ним может случиться? Меняй ему наконечники, и все. Но аккредитацию такая лаборатория не получит, так как отсутствуют документы о праве собственности.

Договор аренды на длительный срок

Стоит прокомментировать и недавнее требование Росаккредитации о том, что договоры на арендуемые помещения должны быть зарегистрированы в установленном порядке на срок более года. Но этот вопрос вне компетенции лабораторий. Арендодатели не заинтересованы в этом. В итоге лаборатории просто не подберут помещения.

Я как арендатор знаю, насколько трудно найти прямую долговременную аренду.

Компетентность специалистов

В критериях аккредитации указано, что все работы в лаборатории должны выполнять люди с высшим или специальным образованием. Но зачем? Есть испытания, которые не требуют такого образования. 

Например, испытание на прочность путем сбрасывания изделия с высоты, определение влажности грунта на границе раскатывания или оценка интенсивности запаха питьевой воды. Этот перечень можно продолжить.

Про критерии аккредитации

Причина многих проблем в том, что критерии аккредитации утверждены в форме приказа Минэкономразвития. Такого рода документы очень статичны. Росаккредитация пытается вносить изменения, но происходит это медленно.

А проблемы в принципе не должно было быть, потому что критерии не нужны. В аттестате аккредитации черным по белому написано «соответствует требованиям ГОСТ ИСО/МЭК 17025», а не критериям.

К сожалению, по факту оценивают все же соответствие критериям, которые не всегда коррелируют с положениями стандарта.

Про новую версию ИСО/МЭК 17025

ИЛАК установил трехлетний период для перехода на новую версию стандарта. Год уже прошел, а национального стандарта как не было, так и нет. А ведь утверждение документа в статусе ГОСТ – лишь начало пути. Нужно его перевести в критерии. А постановление – документ, который не родится в один день.

На прохождение этих процедур уйдет месяцев восемь. И в итоге останется лишь чуть больше года на то, чтобы Росаккредитация проверила все аккредитованные лаборатории на соответствие новым критериям. Непроверенные лаборатории автоматически теряют аккредитацию.

Причем формально провести оценку Росаккредитации не удастся – есть шанс быть исключенными из ИЛАК. И прецеденты уже есть. Не так давно были исключены органы по аккредитации Киргизии и Папуа Новой Гвинеи.

Кстати, не все в новом стандарте мне понятно. Например, в числе процессов, наряду с обращением с образцами, оформлением протоколов, корректирующими действиями и т.п., указан процесс управления данными. Где его вход и выход? Данные же возникают где угодно, и направить я могу их куда угодно. Выходит – это не процесс?

К разделу «Ресурсы» тоже есть вопросы. К ним относятся персонал, материалы, оборудование, услуги сторонних организаций и… системы.

Обо всех ресурсах в стандарте написано, а вот про системы ни строчки

У меня сложилось впечатление, что процесс управления данными и эти самые системы загадочным образом завязаны… В общем, нужна трактовка.

Если говорить об исполнении новых требований, то некоторые из них нереализуемы. Например, в стандарте есть замечательный пункт 3, в котором написано: хочешь применять данный стандарт, используй терминологию ИСО/МЭК 17000 и международный словарь терминов в области метрологии.

Если первый документ принят в статусе ГОСТ, то статус второго в России не определен. Есть только неофициальный перевод.

Пример. У нас стандартные образцы делятся по принципу принадлежности – государственные и стандартные образцы предприятий. За рубежом квалификация по уровню надежности значения – сертифицированные и несертифицированные.

Об этом также читайте в статье «Аналитическая метрология».

Другой пример. В нашем правовом поле калибровка имеет статус ниже поверки, а за рубежом, наоборот, калибровка – более строгая процедура.

Про признание протоколов испытаний в странах-участницах ИЛАК

Согласно соглашению с ИЛАК, его участники признают аккредитацию органов стран-подписантов как свою собственную. При этом нарушать национальное законодательство не нужно. Следует лишь продвигать идею взаимного признания на национальном уроне.

И с последним в нашей стране плохо. Закон об аккредитации не устанавливает обязательности аккредитации, но в практической деятельности сотрудники ведомства постоянно продвигают политику распространения обязательности аккредитации на все более широкий круг лабораторий. При том, что Росаккредитация должна лоббировать идею о взаимном признании протоколов испытаний, выданных членами ИЛАК.

Добиться признания за пределами страны проще, чем внутри

Например, одна из российских компаний участвует в строительстве атомных станций в Турции, Финляндии, Бангладеш. А аккредитованные ААЦ «Аналитика» лаборатории проводят испытания сварных швов в рамках данных работ. И наш аттестат аккредитации в этих странах принят.

Или один из российских заводов поставляет в Италию колеса для железнодорожных вагонов. Итальянская сторона запросила информацию об аккредитации у лаборатории этого производителя. И наш аттестат был принят.

Страна-участник и каждый конкретный национальный производитель сами решают – принимать или не принимать аттестат по аккредитации, доверять ему или нет

Аккредитация – это доверие. А оно сродни любви. Вот принесете вы бумагу, в которой авторитетный человек подтвердит, что вы достойны любви, но это не будет означать, что получатель этого документа вас полюбит. Особенно если у него есть личный отрицательный опыт взаимодействия с вами. Так же и с доверием.

Про союз трех

Наша страна в ИЛАК представлена тремя органами по аккредитации: ААЦ «Аналитика», Росаккредитация и НТЦ «Промбезопасность». Это нормально. От США в ИЛАК 8 органов по аккредитации и еще 3-4 на очереди. От Канады их 3, от Японии – 3, от Индии – 4, от Вьетнама – 2, от Таиланда – 3.

А вот Европа пошла по другому пути. ЕС в ИЛАК представляет ассоциация, в которой от каждой страны один член от одной национальной организации по аккредитации. Это потребовало определенных изменений, например, немецкие органы по аккредитации (частные, муниципальные и государственные) вынуждены были слиться в один орган, который представляет собой частно-государственное партнерство.

Про технический склад ума

Сейчас в органе по аккредитации ААЦ «Аналитика» более 300 лабораторий. Большей части из них нашей аккредитации достаточно – клиентов это вполне устраивает. Но некоторые лаборатории приходят к нам уже имея аккредитацию Росаккредитации. Их цель – получить двойное подтверждение компетентности.

Почему лаборатории идут к нам? Я думаю потому, что мы оцениваем только техническую компетентность. Нас не интересует, правильно ли оформлен прибор в собственность, как заключен договор аренды и какой юридический адрес у лаборатории. Замечания мы делаем, но в аккредитации не отказываем.

Лаборатория, не соответствующая требованиям ИСО/МЭК 17025, аккредитацию не получит до момента подтверждения устранения всех недостатков

При этом компетентность мы оцениваем очень жестко. Нас интересует, как проводятся испытания, насколько обоснованы результаты, как выполняются процедуры контроля.

У нас вопросы технические, и люди в лабораториях с техническим складом ума. Им легче с нами разговаривать, а не с юристами из Росаккредитации.

Лаборатории расценивают нашу оценку как некий аудит, направленный не против них, а на выявление проблем, устранение которых позволит улучшить качество работы.

Беседовала Наталья Белостоцкая

#испытательная лаборатория #стандарты ИСО #интервью #аккредитация

Нравится: 1 распечатать статью

Источник: https://kachestvo.pro/kachestvo-produktsii/ispytaniya-i-izmereniya/analiticheskiy-srez-ispytaniya/

О применении нормативных и методических документов

Требования к аккредитации испытательных лабораторий 2018

Федеральным законом от 29 июля 2018 г. № 262-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка аккредитации» внесены изменения в ряд основных понятий и процедур, установленных Федеральным законом от 28 декабря 2013 г.

№ 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» (далее – Федеральный закон № 412-ФЗ), в том числе внесено понятие актуализация области аккредитации – изменение описания области аккредитации, осуществляемое по инициативе аккредитованного лица в рамках процедуры подтверждения компетентности и (или) в иных случаях, определенных национальным органом по аккредитации, в связи с изменением описания отдельных элементов формы области аккредитации и (или) включенных в область аккредитации документов, в соответствии с которыми аккредитованное лицо выполняет работы и (или) оказывает услуги по оценке соответствия (в том числе в связи с изданием таких документов в новой редакции или изданием документов, заменяющих или дополняющих указанные документы) (пункт 9.1 статьи 4).

В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Федерального закона № 412-ФЗ область аккредитации – сфера деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя, на осуществление которой подано заявление и (или) которая определена при их аккредитации либо расширена, сокращена или актуализирована. Описание области аккредитации осуществляется в соответствии с утверждаемыми национальным органом по аккредитации методическими рекомендациями.

Приказом Росаккредитации от 25 января 2019 г. № 11 утверждены методические рекомендации по описанию области аккредитации испытательной лаборатории (центра) (далее – Методические рекомендации).

В соответствии с Методическими рекомендациями документы, не содержащие правила и методы исследований (испытаний) и измерений либо отбора проб не могут быть включены в область аккредитации испытательной лаборатории (центра) (далее – лаборатория).

Приказом Росаккредитации от 21 марта 2019 г. № 50 внесены изменения в приказ Росаккредитации от 25 января 2019 г. № 11 «Об утверждении методических рекомендаций по описанию области аккредитации испытательной лаборатории (центра)» (далее – приказ от 25 января 2019 г. № 11). Пунктом 2 приказа от 25 января 2019 г.

№ 11 установлено, что методические рекомендации по описанию области аккредитации испытательной лаборатории (центра) применяются участниками национальной системы аккредитации при предоставлении Росаккредитацией государственных услуг со дня опубликования указанных методических рекомендаций на официальном сайте Росаккредитации.

Таким образом, указанные методические рекомендации применяются при предоставлении государственных услуг, зарегистрированных с 31 января 2019 г. – даты опубликования методических рекомендаций.

С целью приведения в соответствие областей аккредитации испытательных лабораторий (центров) c требованиями приказа от 25 января 2019 г.

№ 11 в разделе Документы опубликованы разъяснения о применении нормативных и методических документов организациями, проводящими специальную оценку условий труда (далее – Разъяснения, письмо Росаккредитации от 26 апреля 2019 г. № 10094/05-СМ), в том числе о применении приказа Минтруда России от 24 января 2014 г.

№ 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению» в части эквивалентности последнего документам МИ ТТП.ИНТ-16.01-2018 (ФР.1.28.2019.

33230) «Методика измерений показателей тяжести трудового процесса для целей специальной оценки условий труда» и МИ ТТП.ИНТ-17.01-2018 (ФР.1.28.2019.33231) «Методика измерений показателей напряженности трудового процесса для целей специальной оценки условий труда».

Таким образом, к аккредитованным лицам, проходившим процедуру подтверждения компетентности до публикации Разъяснений, экспертными группами были применены требования приказа от 25 января 2019 г. № 11 в части исключения документов, не содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, без учета Разъяснений об эквивалентности.

С учетом изложенного в целях обеспечения единства правил аккредитации аккредитованные лица, проходившие процедуру подтверждения компетентности в период после опубликования приказа от 25 января 2019 г.

№ 11 и до размещения Разъяснения, имевшие до актуализации области аккредитации в рамках подтверждения компетентности в утвержденной области аккредитации приказ Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н в части показателей тяжести и напряженности трудового процесса вправе применять методики МИ ТТП.ИНТ-16.01-2018 и МИ НТП.ИНТ-17.

01-2018 без дополнительного оснащения испытательных лабораторий (центров) испытательным оборудованием и средствами измерений, без повышения квалификации работников, без внесения изменений в процедуры и без расширения области аккредитации.

С перечнем аккредитованных лиц, в отношении которых применяется настоящее разъяснение, с указанием уникального номера записи об аккредитации в реестре аккредитованных лиц (номера аттестата аккредитации) можно ознакомиться по ссылке.

Внедрение в практику работы данных документов, включая обеспечение компетентности персонала, проводящего исследования (испытания) и измерения, должно осуществляться в порядке, предусмотренном ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий»[1].

Соответствие порядка проведения исследований (испытаний), измерений требованиям методик МИ ТТП.ИНТ-16.01-2018 и МИ НТП.ИНТ-17.

01-2018 будет оценено при очередной процедуре подтверждения компетентности аккредитованного лица в соответствии со статьей 24 Федерального закона № 412-ФЗ, по результатам которой сведения об эквивалентных методиках могут быть включены в область аккредитации лаборатории.

[1] В соответствии с изменениями в приказ Минэкономразвития России от 30 мая 2014 г.

№ 326 «Об утверждении критериев аккредитации, перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, и перечня документов в области стандартизации, соблюдение требований которых заявителями, аккредитованными лицами обеспечивает их соответствие критериям аккредитации» в перечне документов в области стандартизации, соблюдение требований которых заявителями, аккредитованными лицами обеспечивает их соответствие критериям аккредитации, стандарт ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий» заменяется на стандарт ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий».

Источник: https://fsa.gov.ru/press-center/info/9830/

ЖурналЗаконов
Добавить комментарий