Требования к пультам управления кран-балки

Пульт управления кран-балкой, тельфером, подвесной лебедкой, талью, подъемником, пост кнопочный пкт, KS, хас, xac, купить, цена

Требования к пультам управления кран-балки

Большинство пультов в НАЛИЧИИ! Отправим ТК в любой регион РФ и СНГ.

Подвесной пульт управления — система позволяющая контролировать и осуществлять операции по работе тельфера. Предназначены для удаленного управления электроталями, станками, другими устройствами и электрическими цепями.

В зависимости от производителя и назначения тельфера, тали, подвесной лебёдки, кран-балки, подъемника электрического и т.п. применяются пульты управления различных марок и модификаций.

Пульты управления для тельферов разных производителей имеют аналогичную конструкцию — пластиковый корпус, резиновый сальник для ввода кабеля, от 2 до 12 кнопок управления и микровыключатели, замыкающие/размыкающие цепь управления.

Пульты могут комплектоваться кнопками аварийного останова (с фиксацией в нажатом положении или без), ключ-марками для блокировки пульта от несанкционированного использования, кнопками включения и выключения питания, тумблерами, двух- или трехпозиционными переключателями, световой сигнализацией (лампами) и т.д.

В настоящее время на российском рынке представлено достаточно много вариантов пультов российского, китайского, тайваньского, турецкого и европейского производства.

Российские кнопочные посты: ПКТ-20, ПКТ-40, ПКТ-60 и пульты азиатского (Китай, Тайвань) производства при очень низкой цене отличаются крайне плохим качеством, хрупкими корпусами и низкой надежностью кнопок и микровыключателей.

Турецкие пульты EMAS сравнительно неплохи, но изготовлены из недостаточно прочного и качественного пластика и не любят низких температур (ниже +5°С).

Наилучшее качество предлагают европейские производители:

Пульты управления KS (SN Promet, Польша) для тельферов имеют модульную конструкцию, высокопрочный корпус со степенью пылевлагозащиты IP54, температура эксплуатации -20..+70°С, рассчитаны на 1 млн. рабочих циклов. Пультами KS оснащалась и оснащается большая часть болгарского грузоподъемного оборудования, поэтому эти пульты часто ошибочно называют болгарскими.

Пульты управления Telemecanique XAC (Schneider Electric) — лучшие на данный момент подвесные пульты для грузоподъемного оборудования. Имеют цельнолитой высокопрочный корпус со степенью пылевлагозащиты IP65, температура эксплуатации -25..+70°С, рассчитаны на 1 млн.

рабочих циклов. Электрика и механика пультов ХАС безупречно надежны, конструкция компактней пультов польского производства.

Пультами ХАС-А оснащают свои тали лучшие болгарские и европейские производители грузоподъемного оборудования, в частности, такими пультами комплектуются канатные тали производства «Елмот» (в т.ч. ВБИ) и «Складова Техника», цепные тельферы «Stahl».

Выпускаются специальные серии пультов ХАС: XAC-B для директного управления (через пульт течет ток высокого напряжения и большой силы тока); взрывозащищенные пульты ВБИ.

Пульты типа KS

Кассеты управления типа KS предназначены для удаленного управления электроталями, станками, другими устройствами и электрическими цепями с напряжением меньше 400 В частотой 50-60 Гц для переменного тока и меньше 220В для постоянного тока.

Пульты управления состоят из 1-6 секций с кнопками управления и/или элементами сигнализации. Секции пультов управления могут быть снабжены следующими типами кнопок:

  • одноступенчатыми кнопками для одной скорости управления
  • двухступенчатыми кнопками для двух скоростей управления одной кнопкой
  • одноступенчатыми кнопками для прямого управления двигателями одновременно двумя миниатюрными выключателями
  • аварийными кнопками «СТОП» без блокировки
  • аварийными кнопками «СТОП» с блокировкой

Корпус кассеты выполнен из изоляционной жёлтой пластмассы с большой электрической прочностью изоляции и механической прочностью. Сверху кассета заканчивается крышкой с сальником для вывода и уплотнения провода в резиновой трубке. Под сальником находится обойма для крепления проводов, а снаружи крышки держатель для подвески кассеты на внешнем несущем тросе.

В нижней крышке может быть вмонтирован выключатель LM-1 или набор из двух выключателей, оснащенный ключом (ключ-марка), позволяющий блокировать работу пульта.

Пульты KS устанавливаются в закрытых помещениях или под навесом при отсутствии взрывчатых, горючих или химически активных газов.

При установке на открытом воздухе должны быть предохранены от непосредственного воздействия атмосферных осадков.

Пульты TELEMECANIQUE

Пульты управления TELEMECANIQUE (XAC) широко известны на российском рынке, благодаря надёжности и популярности канатных болгарских талей.

Пульты XAC имеют высокую степень защиты IP 65, что допускает использование во влажной среде при температуре от -20 до +70 градусов, а также использовать на улице, отличаются высокой эргономичностью.

Также компания Шнайдер Электрик производит исключительные пульты управления ВЗИ, ВБИ (взрывозащищённого исполнения), которые характеризуются лучшими пультами в Европе по износостойкости, количеству включений и удобству в эксплуатации. Пульты ХАС бывают 24, 36, 42, 220 и 380 Вт.

  • Наименование товараДополнительная информацияЦена
  • Пульт управления кран-балкой 2 кнопоки

    2-х кнопочный, одна скорость, +СТОП с ключом, защита IP65, тип ХАС

  • Пульт управления кран-балкой 4 кнопоки

    4-х кнопочный, одна скорость, +СТОП с ключом, защита IP65, тип ХАС

  • Пульт управления кран-балкой 6 кнопок

    6-ти кнопочный, одна скорость, +СТОП с ключом, защита IP65, тип ХАС

  • Пульт управления кран-балкой 8 кнопок

    8-ми кнопочный, одна скорость, +СТОП с ключом, защита IP65, тип ХАС

  • Пульт управления кран-балкой 4 кнопки 2х скор

    4-х кнопочный, две скорости, +СТОП с ключом, защита IP65, тип ХАС

  • Пульт управления кран-балкой 6 кнопок 2х скор

    6-ти кнопочный, две скорости, +СТОП с ключом, защита IP65, тип ХАС

  • Пульт управления тельфером 2 кнопки

    2-х кнопочный, одна скорость, +кнопка СТОП, +кнопка ПУСК, без ключа, защита IP54

  • Пульт управления тельфером 4 кнопки

    4-х кнопочный, одна скорость, +кнопка СТОП, +кнопка ПУСК, без ключа, защита IP54

  • Пульт управления тельфером 6 кнопок

    6-ти кнопочный, одна скорость, +кнопка СТОП, +кнопка ПУСК, без ключа, защита IP54

  • Пульт управления талью 2 кнопки

    2-х кнопочный, одна скорость, с ключом, защита IP30, цвет черный, материал пластик

  • Пульт управления талью 4 кнопки

    4-х кнопочный, одна скорость, с ключом, защита IP30, цвет черный, материал пластик

  • Пульт управления талью 6 кнопок

    6-ти кнопочный, одна скорость, с ключом, защита IP30, цвет черный, материал пластик

  • Пост тельферный ПКТ-20 карболит

    Пульт тельферный 2-х кнопочный, одна скорость, с ключом, защита IP30, цвет коричневый, материал карболит, СССР

  • Пост тельферный ПКТ-40 карболит

    Пульт тельферный 4-х кнопочный, одна скорость, с ключом, защита IP30, цвет коричневый, материал карболит, СССР

  • Пост тельферный ПКТ-60 карболит

    Пульт тельферный 6-ти кнопочный, одна скорость, с ключом, защита IP30, цвет коричневый, материал карболит, СССР

В рабочее время наши специалисты готовы оказать компетентную помощь в подборе интересующей вас продукции. Для этого вы можете позвонить по любому из указанных телефонов. Также вы можете написать на нашу электронную почту или воспользоваться формой обратной связи ниже по ссылке.

Источник: https://www.kontaktor.su/pult-upravleniya.html

Пульт управления кран-балкой: виды, характеристики

Требования к пультам управления кран-балки

Управления кран-балками используется несколько видов пультов, обладающих различными техническими характеристиками. Выбор управляющего элемента во многом зависит от целевого применения грузоподъёмного оборудования. В целом, пульт предназначен для автоматизации погрузочно-разгрузочных операций, что положительно влияет на производительность труда.

Кран-балки представляют собой грузоподъёмное оборудование подвесного типа, работающее по принципу мостового крана. Устройство предназначено для выполнения погрузочно-разгрузочных работ, перемещения штучных и упакованных грузов внутри складских терминалов. 

Разновидности  управления

Все кран-балки, которые используются для нужд  промышленных предприятий и складов условно разделяются на две категории: подвесные и опорные.

В первом случае, речь идёт о пролётной балке, по которой перемещается электрическая таль. Оборудование штатно комплектуется ограничителями грузоподъёмности и различными захватами для работы с грузами любой номенклатуры. Работает модель от ручного или электрического привода.

Второй вариант – компактная модификация мостового крана, перемещающаяся посредством колёс по подкрановым рельсам. Направляющие выполнены из двутавровых балок, установленных на потолочных перекрытиях. Двигаться такая кран-балка может в любом направлении.

В обоих случаях, крановый механизм может управляться дистанционно при помощи модульного блока ПУ.

Кабельный ПУ

Такой пульт подключается к кран-балке через провод, и обычно входит в комплект поставки оборудования. Если речь идёт о стандартном тельфере, управляющий блок представлен в 4-кнопочном исполнении.

Пост электроталей, предназначенных для кран-балок имеет две дополнительные клавиши. Монтаж проводится в рабочем порядке: таль подвешивается на направляющие, выполняется подключение питания и оборудование готово к работе.

Радиоуправляемый ПУ

Более сложный и дорогостоящий способ управления кран-балками. Контрольный блок состоит из приёмника и передающего устройства.

Приёмник радиосигнала подключается к электрической цепи кранового механизма, передатчик интегрируется в пульт, находящийся в руках у оператора.

Благодаря такой схеме подключения, оператор находится за пределами погрузочной площадки, что полностью соответствует требованиям безопасности и нормам охраны труда.

Конкурентными преимуществами кран-балок с радиоуправлением считается взаимозаменяемость. В частности, если устройство выходит из строя, его можно заменить, не приобретая грузоподъёмный механизм в полной комплектации.

Стандартны безопасности

К пультам управления кран-балками выдвигаются следующие требования:

  • Целостность – пост обязательно заземляется,  в корпусе не должно быть трещин или иных повреждений.
  • Безопасность – ключ-марка, замыкающая/размыкающая цепь управления краном находится только у оператора или ответственного лица, назначенного приказом по предприятию.
  • Обслуживание – элементы кранового оборудования регулярно осматриваются и обслуживаются, если погрузочно-разгрузочные операции проводятся на улице, для управления используется влагозащищённый пульт.
  • Работоспособность – направления движения на кнопках ПУ сохраняются в течение всего эксплуатационного периода, клавиши не должны залипать: самостоятельно возвращаются в начальное положение после прекращения нажатия.
  • Монтаж – длина кабеля проводного пульта должна обеспечивать нахождение оператора за пределами зоны погрузки, стационарные посты управления устанавливаются на расстоянии 1-1.5 метров от пола.

При установке мостовых кранов с напольным управлением обязательно оставляются проходы для обслуживающего персонала.

Подключение

Рассмотрим, как подключить кран-балку с проводным и радиоуправлением. Любые тали, предназначенные для складского и промышленного применения, подключаются к трёхфазной сети переменного тока, с напряжением 380В, частотой 50 Гц. 

Электропитание к тали подводится четырёхжильным кабелем с одним заземляющим проводом. При троллейном подключении, 4-й провод отводится под «землю».

Пульт управления работает на неопасном для жизни напряжении 42В, преобразованного посредством трансформатора с раздельной обмоткой. Встроенные предохранители защищают данный блок от резких скачков напряжения в сети.

Включается система посредством ключ-марки поста управления. 

Нажатием кнопки ПУ выполняется подача напряжения на конкретный магнитный пускатель. В результате, электродвигатель перемещает кран в нужном направлении или запускает электролебёдку. 

Электродвигатели бесприводных тельферов запрессовывается в барабан подъёмного механизма. Здесь предусмотрен колоночный тормоз, выключателями верхнего и нижнего положений крюковой подвески.

Варианты исполнения

Проводные и беспроводные пульты бывают двух типов: кнопочные и джойстиковые. Пульты ДУ в кнопочном исполнении считаются более практичными в применении, поэтому устанавливаются на большинство моделей кранового оборудования.

Для таких элементов управления характерны следующие преимущества:

  1. Простота изготовления, что удешевляет стоимость оборудования в целом.
  2. Эргономичный дизайн.
  3. Надёжность: здесь отсутствуют технически сложные детали и электроника.
  4. Удобство эксплуатации: интуитивно понятная схема управления не требует специальных навыков и знаний.

Здесь нужно уточнить, что радиочастотные посты более удобны в обращении, но обходятся заметно дороже простых релейно-контакторных пультов. Помимо этого, радиоуправляемые посты требуют сложной настройки и дорогостоящего ремонта при выходе из строя. 

Джойстиковые пульты обеспечивают более точное позиционирование груза в пространстве: здесь предусмотрена ступенчатая регулировка направления движения. Пульт надевается на шею, что освобождает руки оператору. Помимо джойстиков, компоновка поста предусматривает дополнительные клавиши, световые и звуковые индикаторы, отображающие техническое состояние устройства.

: дистанционное управление краном.

Востребованные модели управляющих постов

Из российских разработок можно выделить взрывозащищённый пульт ПКИВ-УПМ. Устройство предназначено для управления кран-балками, установленными в помещениях с потенциально взрывоопасной атмосферой. Пост выпускается в корпусе из алюминиево-кремневого сплава, устойчив к солевому туману и агрессивной среде.

Среди иностранных аналогов, можно выделить кнопочные модификации класса ХАС, выпускаемые на рынок компанией Schneider Electric. Это французское предприятие, занимающее лидирующие позиции мирового рынка по производству энергетических подкомплексов и оборудования.

Неплохо себя зарекомендовали управляющие посты тайваньской компании Telecrane. Это радиоуправляемые модели в кнопочном и джойстиковом исполнении. Радиус действия моделей достигает 100 метров, некоторые устройства поддерживают 5-скоростной режим работы в каждом направлении движения тали.

Источник: https://daraja.ru/pult-upravleniya-kran-balkoy/

Пульт для крана

Требования к пультам управления кран-балки

Подвесные пульты управления предназначены для управления канатными и цепными электрическими талями, опорными и подвесными кранами, кран-балками, электрическими тельферами, электрическими лебёдками, станками, машинами и устройствами дальнего управления, а также другими электрическими цепями.

Пульты устанавливаются в закрытых помещениях или под навесом при отсутствии взрывчатых, горючих или химически активных газов. При установке на открытом воздухе должны быть предохранены от непосредственного воздействия атмосферных осадков.

Подвесной пульт управления кран балкой HY-1026

Индонезийский производитель подвесных пультов управления кран балкой HANYOUNG NUX в настоящее время является основным поставщиком пультов для электрических тельферов завода PODEMCrane AD (Габрово, Болгария). Крановые подвесные пульты серии HY-1026 зарекомендовали себя как надежные и при этом доступные по цене.

На нашем складе всегда в наличии пульты основных конфигураций и запасные части к ним.

Характеристики

Степень защиты: IP 66

Температура эксплуатации: -20 +50°С

Температура хранения: -20 +55°С

Номинальный ток: 6А при 250В переменного тока
(10А при 250В переменного тока для кнопки «СТОП»)

Диаметр кабеля: 14-26 мм.

МаркировкаКомплектацияЦена, руб.с НДС
HY-1026SBBB6 однопозиционных кнопок, аварийный стоп2 755
HY-1026SBBB+Key6 однопозиционных кнопок, аварийный стоп, ключ-марка3 175
HY-1026SDDD6 двухпозиционных кнопок, аварийный стоп3 705
HY-1026SDDD+Key6 двухпозиционных кнопок, аварийный стоп, ключ-марка4 220

Подвесной пульт управления XAC-A

Пульты управления TELEMECANIQUE производства Schneider electric имеют безсекционный корпус из поликарбоната, степень защиты IP65, малые габариты и вес. Используются в основном для комплектации грузоподъемной техники (краны, тали, тельферы, лебедки).

В наличии четырехкнопочные модификации для пультов XAC-A, а так же комплектующие и запасные части.

Характеристики

Степень защиты: IP 65

Температура эксплуатации: -20 +50°С

Температура хранения: -20 +55°С

Номинальный ток: 10А при 250В переменного тока

Диаметр кабеля: 8-26 мм

МаркировкаКомплектацияЦена, руб.с НДС
XAC-А 48134 однопозиционных кнопок, аварийный стоп2 860
ХАС-А 49134 двухпозиционных кнопок, аварийный стоп3 775

Кабель для пультов управления кран-балкой

  • Кабель медный многожильный с нейлоновой несущей жилой
  • Токопроводящая жила — медная проволока, сечением 1.0 мм, класс жилы 5
  • Изоляция — полиэтилен высокой плотности
  • Грузонесущий трос — скручен из синтетических нитей покрытых полиэтиленовой оболочкой
  • Изолированные жилы скручены вокруг троса
  • Оболочка — поливинилхлоридный пластикат
  • Кабель устойчив к многократным перегибам
  • Грузонесущий трос выдерживает растягивающее усилие в 4000 раз больше массы (в килограммах) 1 м кабеля
  • Кабель не распространяет горение при одиночной прокладке
  • Допускается эксплуатация кабеля при влажности воздуха до 98% при температуре 35°С и на высоте до 4000 м над уровнем моря
Кол-во жилСечение, мм²Цена, руб./мс НДС
121285
181310

Запасные части для пультов управления NUX-HY

Ладонная кнопка«СТОП»850,00 руб. с НДСВ наличииЛадонная кнопка«СТОП» с ключом1 200,00 руб. с НДСВ наличии
Микровыключатель102 B односкоростной450,00 руб. с НДСВ наличииМикровыключатель102D двухскоростной500 руб. с НДСВ наличии
Микровыключатель102S аварийной кнопки «СТОП»250 руб. с НДСВ наличииКолпачок нажимнойкнопки250 руб. с НДСВ наличии

Запасные части для пультов управления KS

МикровыключательМР-0-В200,00 руб. с НДСВ наличииМикровыключательLM-1400,00 руб. с НДСВ наличии
Секция пультаодноскоростная или двухскоростная1 900,00 руб. с НДСВ наличииГруппа крышкинижней с замком1 230,00 руб. с НДСВ наличии
Группа крышкиВерхней850,00 руб. с НДСВ наличииНабивка корпуса(уплотнение)400,00 руб. с НДСВ наличии

Запасные части для пультов управления ХАС-А

Аварийнаякнопка «СТОП»1 000,00 руб. с НДСВ наличииКнопкаБелая / черная300,00 руб. с НДСВ наличии
МикровыключательХЕN-G1191 двухскоростной900,00 руб. с НДСВ наличииМикровыключательZB2-BE101 (NO)ZB2-BE102 (NC)400,00 руб. с НДСВ наличии

Промышленное радиоуправление «TELECRANE»

  • Полный каталог продукции
    • Стропы
      • Стропы текстильные
      • Стропы канатные
      • Стропы цепные
      • Стропы круглопрядные
    • Канат стальной
    • Комплектующие для производства канатных строп
      • Звено овальное
      • Крюки чалочные
      • Втулки
      • Коуш
    • Комплектующие для производства цепных строп
      • Цепи
      • Крюки
      • Соединительное звено
    • Грузоподъемное оборудование
      • Лебёдки электрические
      • Лебёдки ручные
      • Тали ручные
      • Тали электрические
      • Тали рычажные
      • Принадлежности к талям и лебёдкам
      • Домкраты
    • Такелаж
      • Cкобы такелажные
      • Талрепы
      • Зажимы канатные
      • Рым-болт
    • Блоки монтажные
    • Захваты
      • Захват для листа горизонтальный
      • Захват для листа вертикальный
      • Захват для бочек
      • Захват магнитный
      • Захват для европоддонов
      • Захват для лест.марша
      • Захват для опалубки
      • Захват для сендвич панелей
    • Захваты на заказ
      • Захваты клещевые
      • Захваты вилочные
      • Захваты для барабанов
      • Захваты для листового материала
      • Крюки
      • Прочие захваты
    • Складское оборудование
      • Тележки ручные гидравлические
      • Тележки платформенные
      • Тележки такелажные
      • Тренога перегрузочная
      • Кран ручной
      • Лом такелажный
    • Механизмы для фиксации груза
      • Ремни стяжные
      • Рэтчеты цепные
    • Буксировочный трос
      • Буксировочный трос канатный
      • Буксировочный трос ленточный
    • Кран-балки
    • Верёвки
      • Продукция Lanex
      • Веревочная продукция
    • Траверса на заказ
      • Линейные траверсы с подвеской за центр
      • Линейные траверсы с двумя точками подвеса
      • Н-образные траверсы с подвеской за центр
      • Рамные траверсы с четырьмя точками подвеса
    • Cредство защиты от падения с высоты
    • Крановые комплектующие

>Перевод крана на радиоуправление

Плюсы перевода крана на радиоуправление

Допустим, ранее управление мостовым козловым краном происходило из кабины — специально обученным работником-крановщиком , то перевод данного крана на радиоуправление , при помощи пульта дистанционного управления , позволит :

  • Снять кран с регистрации (учёта) в органах Ростехнадзора (краны до 10т включительно, переведённые на управление с пола не подлежат регистрации).
  • Снизить финансовые затраты на обслуживание крана , экспертизу промышленной безопасности .
  • Уменьшить количество обслуживающего персонала:без системы радиоуправления работает два человека – крановщик (в кабине крана) и стропальщик. При переводе мостового козлового крана на радиоуправление с пола, данную работу может выполнять один человек
  • Повысить безопасность труда, осуществлять управление краном вне опасной зоны работ, на достаточном большом удалении от груза. С радиопультом отпадает необходимость бегать за краном , как в случае с проводным пультом управления, когда работник просто привязан к крану.
  • Повысить производительность труда, за счёт снижения простоев работников, сокращения операций.
  • Точно контролировать перемещение, позиционирование транспортируемого груза. Значительно повышается обзорность места установки груза, что особо важно при работе с ценным , хрупким перемещаемым оборудованием и грузами.

Дополнительные возможности при переводе кранов на радиоуправление

Использование систем радиоуправления краном даёт возможность одновременного синхронного управления двумя кранами или двумя грузоподъёмными тележками с резервирование систем радиоуправления , дублирование проводным пультом , управление любыми вспомогательным оборудованием , будь то грейфер, электромагнит, включит подкрановое освещение или другие производственные механизмы. В некоторых системах радиоуправления возможно сохранение, т.е. переключение управления краном из кабины .

При переводе кранов на радиоуправление могут быть использованы как одно-скоростные (двухскоростные) системы — это простые кнопочные пульты управления, так и более удобные — много-скоростные ( от 2 до 5) – рычажные системы с большим набором команд и функций, предназначенные для управления сложными кранами или в составе частотного или тиристорного кранового привода.

При переоборудовании кранов на управление с пола с радиоупульта, используюятся весьма надёжные и удобные системы радиоуправления кранами , кран-балками, ГПО . Оборудование радиоуправления имеет небольшой срок окупаемости, долгий срок службы и позволяет подключаться к любому электроприводу грузоподъёмного крана .

Перевод мостовых козловых кранов на управление с пола с дистанционного пульта выполняется с сохранением всех функций крана , аварийных защит, сигнализации и необходимых блокировок.

Минусы перевода крана на радиоуправление

— Денежные затраты, связанные с необходимостью установки дополнительного оборудования и выполнения проектных работ на перевод крана на управление с пола.

— При неаккуратном обращении операторами с пультом радиоуправления ,
существует некоторая вероятность его утраты или повреждения. Дальнейшая остановка крана, ремонт пульта управления , а чаще его полная замена. Это весьма затратно, если нет резервного и установлено радиоуправление краном с высокой стоимостью запасных пультов радиоуправления.

Действующее законодательство о переводе кранов на управление с пола — радиоуправление

— По правилам ПБ 10-382-00 п 9.1.3. Не подлежат регистрации в органах Госгортехнадзора следующие краны:

а) краны мостового типа (мостовые, козловые, кран-балки) и консольные краны грузоподъемностью до 10 т включительно, управляемые с пола посредством кнопочного аппарата, подвешенного на кране, или со стационарного пульта. (и без кабины управления, согласно новым правилам).

Источник: https://svyazist-izh.ru/pult-dlya-krana/

Сделать работу безопасной: правила эксплуатации кран-балок. Жук А

Требования к пультам управления кран-балки

Кран- балки требования, предъявляемые к  эксплуатации

В  различных отраслях промышленности, в цехах, на складах широко используются грузоподъемные машины (далее – краны), управляемые с пола посредством кнопочного пульта, подвешенного на кране, со стационарного пульта, по радиоканалу или однопроводной линии связи.

Подвесные электрические краны мостового типа (кран-балки), тали электрические, электротельферы различных типов, не подлежат регистрации в  органах Госпромнадзора.

Следует заметить, что и на этот тип кранов распространяются «Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов», утвержденные постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 28.06.2012 №37 (далее – Правила).         

Справочно:кран-балка – специализированное крановое оборудование мостового типа, предназначенное для проведения различных погрузочно-разгрузочных и подъемно-транспортных работ на крановых эстакадах, в промышленных цеха и складах производственных предприятий.

Также данная спецтехника применяется при разгрузке морских и речных судов, возведении гражданских и промышленных сооружений.

Кран-балки характеризуются универсальностью и сравнительно компактными габаритами, вследствие чего широко используются для работы в узких пролетах и труднодоступных для других типов кранов местностях.

Назначение лиц ответственных за безопасное производство работ кранами

Руководитель организации, в которой эксплуатируются такие краны, должен обеспечить   их безопасную эксплуатацию  в соответствии с Правилами.

 Для этого необходимо:

Приказом по организации  назначить  лиц,  ответственных за содержание кранов в исправном состоянии и за безопасное производство работ кранами.

Надзор за кранами возлагается приказом нанимателя на инженерно-технического работника по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов, грузозахватных приспособлений и тары.

При этом следует иметь в виду, что ответственные лица должны пройти обучение в соответствующих учреждениях образования, имеющих разрешение Госпромнадзора на данный вид деятельности.

Ответственные лица должны не реже одного раза в 5 лет проходить повышение квалификации по соответствующему профилю и не реже одного раза в 3 года проходить проверку знаний законодательства в области промышленной безопасности  в комиссии Госпромнадзора.

  ЭТО ВАЖНО! При наличии в организации небольшого количества кранов допускается возложение обязанностей ответственного за содержание кранов в исправном состоянии и за безопасное производство работ кранами на одного человека.

Назначение лиц обслуживающих краны

Для управления кранами и их обслуживания наниматель должен приказом назначить лиц ответственных за управление кранами и их обслуживание, например  машинистов (операторов) кранов, управляемых с пола, стропальщиков, слесарей, электромонтеров.

Требование предъявляемые к работникам

 К работе с  кранами, управляемыми с пола, а также к зацепке грузов на крюк таких машин допускаются:

 лица не моложе 18 лет из числа рабочих основных профессий, пользующихся этими                       машинами;

прошедшие медицинский осмотр;

прошедшие обучение по соответствующей программе и проверку  знаний;

лица, с которыми  проведен инструктаж и проверка навыков по управлению грузоподъемной машиной, а также по зацепке грузов в соответствии со схемами строповки;

 лица, имеющие удостоверение на право управления этими машинами.

Справочно: При необходимости обвязки грузов машинист должен работать совместно со стропальщиком или машинист должен быть дополнительно обучен профессии стропальщика.

ЭТО ВАЖНО! Периодическая проверка знаний обслуживающего персонала должна проводиться не реже  одного раза в 12 месяцев.

Обязанности нанимателя

Обеспечить обслуживающий персонал производственными инструкциями, определяющими  обязанности работников, инструкциями по охране труда, определяющими порядок безопасного производства работ, их права и ответственность.

Установить порядок осмотра кранов, грузозахватных приспособлений и тары.

Обеспечить краны информационными табличками с обозначением индивидуального номера крана, паспортной грузоподъемности, даты следующего частичного и полного технического освидетельствования.

Обязанности работников

Обслуживающий персонал должен вести наблюдение за порученным ему оборудованием путем осмотра,  проверки действия и поддержания в исправном состоянии.

Машинист (оператор) кранов, управляемых с пола должен производить осмотр кранов перед началом работы, для чего ему должно быть выделено время перед началом работы.

Меры безопасности при выполнении работ кран — балками

Место работы кранов должно быть хорошо освещено и освобождено от загромождающих предметов.

Перед началом работы необходимо проверить наличие и надежность крепления защитного заземления  к корпусу кнопочного управления,  отсутствие заедания кнопок управления в гнездах, работу ограничителя подъема и спуска. Проверку работы каждого ограничителя следует  повторять 3-4 раза, при этом груз на крюк не подвешивается.

При управлении краном рабочий должен находиться со стороны открытой части барабана.

Во время наматывания каната на барабан следить за тем, чтобы канат не выходил из желобков барабана и не наматывался произвольно.

Перемещаемый груз должен быть надежно обвязан чалочными канатами или цепями, которые должны накладываться равномерно, без узлов, перекруток и острых перегибов.

ЭТО ВАЖНО! Следует обращать внимание на правильную укладку строп в зеве крюка. Недопустим подвес груза на острие крюка.

В процессе эксплуатации съемные грузозахватные приспособления и тара должны подвергаться периодическому осмотру в установленные сроки, но не реже чем:

 — траверсы, клещи и другие захваты, тара – каждый месяц;

 — стропы – каждые 10 дней;

 — редко используемые съемные грузозахватные приспособления – перед выдачей в работу.

ЭТО ВАЖНО!   Выявленные поврежденные съемные грузозахватные приспособления должны изыматься.

 Результаты осмотра заносятся в журнал осмотра съемных грузозахватных приспособлений и тары.         

При наличии износа у грузозахватных приспособлений (канатов, цепей. крюков, захватов и т.п. стропов)  машинист (оператор) кранов, управляемых с пола, должен предупредить лицо, ответственное за безопасное производство работ грузоподъемными кранами или лицо, ответственное за содержание  кранов в исправном состоянии,   и получить разрешение на пользование данным грузозахватным приспособлением.

Машинист (оператор) кранов, управляемых с пола  обязан отказаться от выполнения порученной работы в случае возникновения опасности для жизни и здоровья  его и окружающих до устранения этой опасности.

Обвязку и зацепку грузов производить только в соответствии с графическим изображением способов строповки грузов, которые должны быть вывешены на видных местах производства работ.

Для обвязки поднимаемого груза применять стропы, соответствующие массе поднимаемого груза, с учетом числа ветвей и угла их наклона.

 Стропы и цепи подбирать такой длины, чтобы угол между их ветвями не превышал 90°.

При обвязке груза, имеющего острые ребра (углы), нужно иметь подкладки для предохранения стропов от повреждения. Обвязку (строповку) производить так, чтобы исключалась возможность выпадания отдельных частей груза и обеспечить его устойчивое положение при перемещении.

Мелкоштучные грузы (заготовки, готовые детали и т.п.) перемещать в специально для этого предназначенной таре, при этом загрузка ее должна быть не выше бортов. Тара должна быть исправной и иметь маркировку (назначение, номер,  собственный вес и наибольший вес груза, для транспортировки которого она предназначена).

 При подъеме или опускании груза, установленного вблизи колонны, стены, штабеля, станка, автомобиля и другого оборудования, не находиться самому и следить за тем, чтобы не было других людей между грузом и указанными частями здания и оборудования.

Поднимать баллоны со сжатым и сжиженным газами только уложенными в специальные контейнеры.

При перемещении груза в горизонтальном направлении он должен быть поднят не менее чем на 0,5 м выше встречающихся на пути предметов. Груз поднимать и перемещать плавно, без рывков и раскачивания.

ЭТО ВАЖНО!    При обнаружении неправильной и ненадежной обвязки или зацепки груза немедленно опустить его и произвести строповку вновь. Нужно  помнить, что удерживать стропы, соскальзывающие с груза при его подъеме или транспортировке, а также поправлять их ударами молотка или лома запрещается.

Пуск механизмов крана производить нажимом соответствующей кнопки на пульте. Работа механизма должна происходить при нажатии кнопки, а остановка – автоматически при освобождении кнопки. Следует избегать работы импульсами. Не допускается одновременное нажатие кнопок, включающих взаимно противоположные движения механизмов, а также внезапное переключение движения механизма подъема.

Не переключать движения механизма грузоподъемной машины с прямого хода на обратный до полной его остановки.

Во время перемещения груза в горизонтальном направлении находиться от него на безопасном расстоянии, не проходить в стесненных местах и по загроможденным проходам.

При перекосе не выравнивать поднимаемый или перемещаемый груз массой своего тела.

Для разворота, а также для предотвращения самопроизвольного разворота длинномерных и громоздких грузов во время их подъема или перемещения применять специальные оттяжки (канаты, крючья) необходимой длины.

На месте укладки груза предварительно уложить подкладки, чтобы стропы можно было легко и без повреждений извлечь из-под груза. Всегда нужно помнить, что освобождать грузоподъемной машиной защемленные стропы запрещается.

Перед опусканием груза осмотреть место, на которое груз должен быть опущен, и убедиться в невозможности падения, опрокидывания или сползания устанавливаемого груза.

ЭТО ВАЖНО! При перерывах в работе и по окончании ее не оставлять груз в подвешенном состоянии.

По окончании работы с краном рубильник выключить и запереть.

При  работе на кран- балке  запрещено

Производить подъем и перемещение груза над людьми или в местах, где падение его может вызвать опасные последствия.

Подтаскивание грузов краном при косом натяжении канатов, отрывание прикрепленных предметов, а также выполнение краном несвойственных ему работ.

Пользоваться ограничителями подъема и спуска как постоянно действующими автоматическими остановками, так как они являются аварийными остановками.

При движении кранов доводить их до концевых упоров.

Использовать грузозахватные приспособления, не  прошедшие испытания.

Поднимать груз, масса которого превышает грузоподъемность машины, указанную на трафарете. ЭТО ВАЖНО! Если масса груза неизвестна, необходимо  сообщить об этом лицу ответственному за безопасное производство работ.

Поднимать груз  заложенный или защемленный.

Освидетельствование кранов, управляемых с пола

Краны, управляемые с пола, должны подвергаться периодическому техническому  освидетельствованию:

частичному –  не реже одного раза в 12 месяцев;

полному – не реже одного раза в 3 года.

Освидетельствование  проводится инженерно-техническим работником по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов, грузозахватных приспособлений и тары и лицом, ответственным за содержание кранов в исправном состоянии в соответствии с руководством по эксплуатации крана, а при отсутствии в руководстве соответствующих указаний – в соответствии с Правилами.

  При техническом освидетельствовании кран подвергается:

— осмотру;

— статическим испытаниям;

— динамическим испытаниям.

   При частичном техническом освидетельствовании статические и динамические испытания не проводятся.

Статические испытания крана производятся подъемом груза весом, на 25 процентов превышающим его паспортную грузоподъемность на высоту  100-200 мм с выдержкой в таком положении в течение 10 минут. При этом проверяется прочность рабочих элементов крана, отсутствие остаточных деформаций крана. При наличии деформации, являющейся следствием испытания крана грузом, кран к работе не допускается.

Динамические испытания крана производятся  путем подъемов и опусканий груза весом, на 10 процентов превышающим его паспортную грузоподъемность. При этом проверяется работа механизма передвижения крана, тормозов, крюковой подвески и электрических аппаратов.

На основе результатов осмотра и испытаний крана делается заключение о пригодности крана к дальнейшей эксплуатации, о чем делается запись в паспорт крана лицом, проводившим освидетельствование.

                     Александр Жук, начальник службы надзора ОАО «Управление механизации №12»

Справочно: Опорная кран-балка. В зависимости от особенностей конструкции, кран-балки классифицируются на опорные и подвесные.

Конструктивно опорная кран-балка состоит из пролетной (несущей) балки, перемещающейся по ней электрической тали (тельфера), пульта управления и некоторого вспомогательного оборудования (ограничителя грузоподъемности, различных захватов для подъема груза и т.д.).

По обоим концам пролетной балки также находятся так называемые «концевые» балки, служащие для перемещения тали по крановым путям. Кран-балка данного класса приводится в действие от ручного или электрического привода.

Управление кран-балкой может осуществляться как непосредственно из кабины, так и снаружи, при помощи специальной кнопочной станции. Основная сфера ее использования – выполнение погрузочно-разгрузочных работ небольшой интенсивности в промышленных цеха и складах различных организаций.

Справочно: подвесная кран-балка. Подвесная кран-балка представляет собой кран мостового типа, с ходовыми колесами концевых балок, опирающимися на подкрановые рельсы – двутавры. Двутавры, в свою очередь, монтируются в потолочные перекрытия помещений, в которых проводятся подъемно-транспортные или погрузочно-разгрузочные работы.

Данная спецтехника состоит из пролетной балки, подъемного механизма (тали или тельфера), ходовых кареток, пульта управления и вспомогательного оборудования. Управление кран-балкой осуществляется, как правило, посредством кнопочной станции, снизу.

Основными областями ее применения являются обслуживание крупного металлургического и энергетического оборудования, а также подъем средне- и крупногабаритных грузов на крановых эстакадах.

Источник: https://www.espot.by/izdaniya/espot/sdelat-rabotu-bezopasnoi-pravila-eksplua_0000000

ЖурналЗаконов
Добавить комментарий