Требования к заданиям открытого типа

Виды тестовых заданий, которые можно использовать для оценки знаний учеников и студентов. Как правильно сформулировать тестовые задания?

Требования к заданиям открытого типа

→ Статьи → Преподавание → Методика преподавания

Наталья Генералова,17.12.2015 1

В знаниевых тестах (тестах, направленных на определение уровня знаний по заданной теме) мы чаще всего используем тесты с выбором одного или нескольких вариантов ответа, а также задания открытого типа, когда опрашиваемые сами вписывают ответ. Но это несколько скучно. Давайте рассмотрим, как можно разнообразить проведение тестов — какие виды тестовых заданий можно использовать на уроке.

Обсудить статью (уже 1 коммент.)Опубликовать свой материал

Основная классификация тестовых заданий — задания:

  • закрытого типа (когда ученику предстоит выбрать из готовых вариантов ответа);
  • открытого типа (когда ученик сам находит ответ и вписывает в бланк).

Задания закрытого типа, в свою очередь, делятся на:

  • тесты, в которых можно выбрать один вариант ответа (множественный выбор; radio-кнопка). Ответ засчитывается, если ученик выбрал его правильно. Варианты:
    • простой выбор — один ответ из 4-5;
    • простой выбор из множества — один ответ из 6-15;
    • выбор наиболее точного ответа из представленных.

А также:

  • тесты, в которых можно выбрать несколько вариантов ответа — поставить галочки, но правильным может быть как один, так и несколько вариантов ответа (альтернативный выбор, checkbox). Ответ за тест может засчитывается только если все ответы даны правильно (нет ни лишних, ни недостающих) или начисляется балл за каждый правильный ответ и вычитается балл за каждый неправильный ответ. Варианты:
    • сложный выбор — двух и более правильных ответов из 4-5;
    • сложный выбор из множества — двух и более правильных ответов из 6-15.
  • установить соответствие (слева и справа даются связанные понятия, например, слова в предложении, родовые и видовые понятия и др.). Ученику нужно провести линии соответствия, на компьютере перетащить блоки и установить друг с другом и т.п. Сюда же можно отнести задания на сортировку и классификацию. Варианты соответствия между:
    • понятиями и определениями;
    • текстом и изображением;
    • списком авторов и цитатами;
    • датами и событиями;
    • списком понятий и их характеристиками;
    • и др.
  • определить последовательности (ученику предлагается ряд понятий, дат, слов, которые ему предстоит установить в правильной последовательности). Варианты:
    • установление хронологической последовательности событий;
    • установление логической последовательности;
    • расстановка чисел по возрастанию / убыванию;ъ
  • альтернативный ответ (ученику предлагается установить Да-Нет или Правда-Ложь по каждому приведенному утверждению).

Задания открытого типа:

  • вписать небольшую фразу, слово или символы — как дополнение к контексту. Например, вставить пропущенную букву, знаки препинания, пропущенное слово и т.д.;
  • свободное изложение — ученику выделяется место для свободного изложения ответа на вопрос. Место может быть ограничено по количеству символов, например, не более 100 или 500 символов, 10 слов и т.п.

Когда и какие варианты заданий использовать?

ХарактеристикиЗадания закрытой формыДополнениеУстановление соответствияУстановление последовательности
Проверка знания фактов++++
Применение знаний по образцу++++
Применение знаний в нестандартных ситуациях++
Угадывание+Исключено++
Объективность оценки+++
Исключение описок+

Таблица М.Б. Челышковой.

Как группировать задания тестов

Существует три подхода к группировке тестовых заданий:

  • все задания выводятся случайным образом — для хорошо использовать программы тестирования или онлайн-сервисы тестирования;
  • задания выводятся в порядке усложнения — сначала простые, потом сложные. Это позволит ученикам быстро продвинутся вперед, а не «сидеть» со сложным заданием в начале тестирования, потратив все отведенное на тест время. В порядке усложнения даются задания ЕГЭ;
  • задания группируются по типу или теме — таким образом, ученик может приспособится к типу задания, а не настраиваться на каждый тип задания, затрачивая время.

Правила составления тестов

  • Тестовое задание должно быть сформулировано четко, понятно и должно толковаться однозначно. Если вопрос сформулирован таким образом, что не все ученики могут его понять однозначно, формулировку нужно изменить. Пример: Фирма, предоставляющая сетевые услуги – это… Ученик задаст вопрос: что такое «сетевые услуги?  Услуги доступа в интернет? Фирма сетевого маркетинга типа Avon или что-то еще?
  • Тестовое задание должно быть сформулировано кратко, желательно без использования сложноподчиненных предложений, лишних причастных и деепричастных оборотов, вводных слов. Лучше разбить задание на несколько небольших предложений. Если в задании много «который», «где», «чем», много запятых, его будет трудно понять, а значит, и решить. Не бойтесь разбивать предложения на части.
  • Задание должно быть сформулировано без повторов, двойного отрицания (не – не), а лучше и вовсе избегать отрицания. Пример: Программа Paint не является программой для работы с электронными таблицами. Варианты ответов: Да-Нет. Ученику будет трудно ответить на этот вопрос, т.к. и в задании, и в ответе есть отрицание.
  • Не стоит писать в вопросе слова типа: «сформулируйте», «укажите», «сообщите», если это и так предполагается самим вопросом. Например: Напишите, как звали первооткрывателя Америки? Слово «напишите» лишнее.
  • Проверяйте и формулировки заданий, и формулировки ответов, чтобы в них не было подсказок для ученика. Следите, чтобы в одном задании не было подсказки по ответу на другое задание.
  • В заданиях не должно быть явно неподходящих ответов, увидев которые ученик сразу вычислит правильный ответ. Все ответы должны быть примерно одинаковыми и по содержанию, и по объему.
  • Повторяющиеся фразы в каждом варианте ответа нужно включить в текст вопроса.
  • Не допускается использование в вопросе оценочных суждений и отсылке к субъективному мнению ученика. Например, использование слов «важный», «главный» не допускается.
  • В задании главное слово (ключевое понятие) лучше сделать началом предложения. Лучше не начинать формулировку задания с предлогов или союзов. Пример: На какую группу стран приходится наименьшая доля в мировом ВВП и экспорте товаров. Правильно: Наименьшая доля в мировом ВВП приходится на…
  • В тестовом задании должно быть достаточное количество вариантов ответов:
    • закрытые типы вопросов — 4-6 вариантов ответов;
    • установить соответствие — 4-5 вариантов ответов;
    • расставить последовательность — 4-8 вариантов ответов;
  • Желательно сопровождать задания и варианты ответов иллюстрациями, схемами, таблицами и т.д.
  • В тесте должно быть достаточно много заданий, а также заданий разного уровня сложности, чтобы результаты тестирования были максимально объективными и надежными. Также это поможет исключить утомление ученика.
  • В тесте желательно чередовать различные виды заданий, а также избегать большого числа простых заданий (Да-Нет и др.) для повышения объективности теста.
  • Крайне нежелательно включать в тест задания и вопросы-ловушки, провокационные вопросы — это не профессионально и понижает доверие учащихся к тесту, преподавателю и тестированию в принципе.
  • Избегайте вопросов, на которые можно ответить на основе эрудиции или логического размышления, поскольку задача теста — не проверить начитанность и умение размышлять, а проверить специальные знания у конкретного ученика, знания учебного материала.
  • Исключайте вопросы на знание текстов (если это не требуется специально), справочной информации, мелких деталей и проч.

Источник: http://pedsovet.su/metodika/5976_vidy_i_formy_pedagogicheskih_testov

1.3.2.Типы и виды тестовых заданий

Требования к заданиям открытого типа

Выделяютдва типа тестовых заданий, которыеобъединяют семь видов тестовых заданий.Типы и виды тестовых заданий представленына схеме:

Тестовые задания

Открытого типа

Закрытого типа

дополнения

свободного изложения

множественного выбора

восстановления последовательности

альтернативных ответов

восстановления соответствия

с одним правильным ответом

с несколькими правильными ответами

Кзаданиям открытого типа относятся двавида — задания дополнения и заданиясвободного изложения.

Их отличительнойособенностью является то, что для ихвыполнения обучающемуся необходимосамому записать одно или несколько слов(цифр, букв, возможно словосочетанийили даже предложений).

Этот тип заданийне имеет дистракторов и вариантовправильных ответов. Дистрактором вамериканской тестовой литературеназывается неправильный, но правдоподобныйответ, от английского глагола «todistract»- отвлекать.

Кзаданиям закрытого типа относятсязадания пяти видов: альтернативныхответов, множественного выбора с однимправильным вариантом ответа, множественноговыбора с несколькими правильнымивариантами ответа, задания на восстановлениесоответствия и на восстановлениепоследовательности.

Тестовые заданиязакрытого типа предполагают различныеварианты ответов на задание, например,выбор одного или нескольких правильныхвариантов ответов из ряда предлагаемыхвариантов, выбор правильных элементовсписка, установление правильнойпоследовательности и др.

Это всегдазадания с предписанными ответами, чтопредполагает наличие ряда предварительноразработанных вариантов ответов [5, с.83].

Заданияоткрытого типа

Кзаданиям открытого типа относятсязадания двух видов – задания дополненияи задания свободного изложения.

Взаданияхдополнениятестируемые должны самостоятельнодавать ответы на вопросы, однако ихвозможности ограничены. В заданияхдополнения заранее определяется какойответ считать однозначно правильным,и задается степень полноты егопредставления.

Ответ должен быть кратким,не должен превышать 2-3 слов, чаще – однослово, число, символ.

Ограничения взаданиях дополнения обеспечиваютобъективность оценивания результатавыполнения задания, а формулировкаответа должна дать возможностьоднозначного оценивания.

Отличительнаяособенность заданий дополнения в том,что они должны формировать только один,запланированный разработчиком правильныйответ.

Несмотря на то, что внешне созданиезаданий этого вида выглядит достаточнопросто, добиться того, чтобы обучающиесяв качестве ответа применяли именно тотвариант, который запланированразработчиками, бывает достаточнотрудно даже опытным создателям открытыхзаданий теста [6, с. 90].

Всистеме психологической подготовкиМЧС России задания открытого типа неиспользуются, однако, если у наших коллегвозникнет необходимость включить втест задания открытого типа на дополнение,рекомендуем воспользоваться им следующейсхемой их разработки.

Сначаларекомендуется сформулировать вопрос,содержащий не более 7-8 слов, затем напоставленный вопрос записать ответ,представляющий некоторое высказываниетой же длины. Далее из полученноговысказывания исключить ключевое слово(число, символ) и на его место поставитьпрочерк. Затем необходимо изменитьпорядок слов в высказывании так, чтобыпрочерк переместился в конец предложения.

Например:

Вопрос: Какназывается неспецифическая реакцияорганизма на любое предъявляемое емутребование?

Ответ:Неспецифическая реакция организма на любое предъявляемоеему требование называетсястрессом

Задание надополнение: Неспецифическаяреакция организма на любое предъявляемоеему требование называется __________

Отметимтакже общие правила разработки заданийна дополнение:

1.Каждое задание должно быть нацеленотолько на одно дополнение, место длякоторого обозначается прочерком илиточками.

2.Прочерк ставится на месте ключевогоэлемента, знание которого являетсянаиболее существенным для контролируемогоматериала;

3.Все прочерки в открытых заданиях дляодного теста рекомендуется делать однойдлины;

4.Дополнения лучше ставить в конце заданияили как можно ближе к концу.

5.После прочерка, если это нужно, ставятсяединицы измерения.

6.Текст задания должен обладать предельнопростой синтаксической конструкциейи содержать то минимальное количествоинформации, которое необходимо дляправильного выполнения задания.

7.В тексте задания не должно быть повторови двойного отрицания [6, с. 91].

Заданиясвободного изложения предполагаютсвободные ответы тестируемых по сутизадания. Для их выполнения тестируемомунеобходимо самому записать одно илинесколько слов (цифр, букв, возможнословосочетаний, или предложений). Наответы к заданиям свободного изложенияограничения не накладываются. Однакоформулировки заданий должны обеспечиватьналичие только одного правильногоответа [6,с. 92].

С точки зрениякомпозиции задания открытого типадолжны содержать следующие обязательныеэлементы:

  1. Инструкцию для тестируемых.

Инструкциядля заданий дополнения: вместо каждогопрочерка впишите только одно слово(символ, знак и т.д.).

Инструкциядля заданий свободного изложения:закончите предложение (фразу); впишитевместо прочерка правильный ответ;дополните определение, записывая ответв бланке и т.д.

  1. Содержательную основу заданий.

Примеры заданийна дополнение:

Комплекс мероприятий,осуществляемый в местах массовогоскопления людей и направленный напрофилактику массовых негативныхреакций – это ____________ (сопровождениемассовых мероприятий)

Примеры заданийсвободного изложения:

Задачами специалистовпсихологической службы при оказанииЭПП в режиме ЧС являются ____________

Основными правиламиоказания ЭПП пострадавшим с ОСР являются____________

3. Ответык заданиям.

Во всяком тестовомзадании заранее определяется, чтооднозначно считается правильным ответомна заданный вопрос. Задание считаетсявыполненным правильно, если ответтестируемого совпадает с предусмотреннымэталоном, прописанным в оценочной схеме.Поэтому в качестве эталонов необходимопредусмотреть все синонимы.

Преимуществамихорошо составленных заданий дополненияи свободного изложения являются:

1)краткость и однозначность ответов;

2)необходимость воспроизведения ответапо памяти;

3)отсутствие необходимости искатьнесколько вариантов ответа;

4)простота формулировки вопросов;

5)простота проверки;

6)невозможность угадать ответ [5, с. 101].

Невозможностьугадать ответ является основнымпреимуществом заданий открытого типа,а основным недостатком является сложностьформализации правильного ответа.

Заданиязакрытого типа

Заданияальтернативных ответов

Всодержании всех учебных дисциплинимеется много таких элементов знаний,которые называются дихотомическими.Это знания, которые позволяют определитьправильность или неправильность фактов,методов, процессов; знания о том, чтохорошо, что плохо, что можно, а чегонельзя делать ни при каких обстоятельствах.Для проверки таких знаний применяютсятестовые задания с двумя ответами.

Ккаждому заданию альтернативных ответовдается только два варианта ответов.Тестируемый должен выбрать один из них:да – нет, верно – неверно и т.п. [5, с.83-84; 6, с. 79].

Примерамизаданий альтернативных ответов могутявляться:

Личностныеособенности спасателя влияют на успешноевыполнение профессиональной деятельности:

Специалистыэкстремального профиля, участвующие вликвидации последствий ЧС, относятсяк группам пострадавших:

Задания альтернативныхответов являются самыми простыми ипоэтому не самыми распространеннымипри составлении тестов. Это связано, восновном, со специфичностью тогоматериала, которому в большей степенисоответствует эта форма заданий.

Заданияальтернативных ответов применяютсядля оценки одного элемента знаний.Использование заданий альтернативныхответов в виде отдельного вопроса,приводит, как правило, к тривиальномутестированию и нежелательно дляиспользования.

О том же говорят ирекомендации Голландского институтаоценки образования (СIТО): «Вопросыальтернативных ответов предлагаюттолько одну альтернативу, которуютестируемый либо принимает как правильную,либо отвергает». Таким образом, утестируемых есть возможность на 50%угадать правильный ответ на вопрос.

Поэтому эти задания целесообразноприменять сериями к одному элементузнаний. Надо иметь в виду, что шансотгадать 10 таких вопросов равен 0,00098.

В инструкции СIТОнаписано: «В индивидуальном порядкевопросы альтернативных ответов не оченьэффективны, а вот длинные серии такихвопросов имеют определенные преимущества.Ответы на них обычно не занимают многовремени, и есть возможность охватитьвесь материал по предмету, задавая какможно больше вопросов по нему» [5, с. 84].

Существует целыйряд заданий, когда альтернативные ответыприменять наиболее целесообразно. Этоотносится к крупным определениям,сложным процессам, к графикам, диаграммам,таблицам, тем элементам знания, которыемогут быть структурированы или разбитына более мелкие части. Например, прокакой-либо сложный объект или явлениеможно создать серию вопросов, полностьювыявляющих его свойства.

Инструкция:Перед вами утверждение, которое необходимопродолжить альтернативами, приведеннымив таблице. Из приведенных альтернативнужно выбрать те, которые правильнодополняют приведенное утверждение.

Втом случае, если вы согласны с приведеннойальтернативой — обведите в таблицекружком ответ «да». В том случае, есливы не согласны с приведенной альтернативой- обведите в таблице кружком ответ «нет».

Ксимптомам ПТСР, объединенным в группусимптомов избегания, относятся:

данетнарушение памяти, неспособность вспомнить важные эпизоды произошедшего события, места, людей
данетсверхбдительность
данетобеднение чувств
данетпотеря доступа к ресурсам прошлого, отсутствие ориентации на будущее
данетсвязанные с событием сны
данет«флэшбэк-эпизоды», внезапные поступки и чувства, как если бы событие происходило сейчас
данетуклонение от мыслей, деятельности и чувств, связанных с событием
данетчувство отстраненности и отчужденности от других

Инструкция:Перед вами утверждение, которое необходимопродолжить альтернативами, приведеннымив таблице. Из приведенных альтернативнужно выбрать те, которые правильнодополняют приведенное утверждение.

Втом случае, если вы согласны с приведеннойальтернативой — обведите в таблицекружком ответ «да». В том случае, есливы не согласны с приведенной альтернативой- обведите в таблице кружком ответ «нет».

Ключевымимоментами при оказании экстреннойпсихологической помощи человеку сострыми стрессовыми реакциями являются:

данетне оставлять человека одного
данетдать ощущение большей безопасности;
данетоградить от посторонних зрителей
данетоставить человека одного наедине с его переживаниями
данетсоздать ощущение того, что человек не остался один на один со своей бедой
данетупотреблять четкие короткие фразы с утвердительной интонацией
данетподбадривать пострадавшего фразами о том, что всё будет хорошо
данетпостараться свести реакцию к плачу
данетокружить пострадавшего большим количеством внимания, собрав вокруг него толпу

Особенностьюзаданий альтернативных ответов являетсято, что вопрос должен быть сформулированв форме утверждения, поскольку онпредполагает согласие или несогласие,которое можно отнести к утверждению.

Заданиямножественного выбора

Заданиямножественного выбора – это основнойвид заданий, применяемый в педагогическихтестах. Такие задания предполагаютналичие вариативности в выборе.Тестируемый должен выбрать средипредложенных вариантов ответов правильныйвариант или варианты — в зависимости оттого, какое это задание – предполагающеевыбор одного правильного ответа иливыбор нескольких правильных ответов.

Оптимальнымколичеством вариантов ответов длязаданий множественного выбора с однимправильным ответом является 3-4. Обычнотрудно найти более 4 интересных иоригинальных альтернатив, кроме тогоу тестируемого на их чтение уйдет большевремени.

Вероятно, минимальное количествовозможных альтернатив – это 3, максимальноеколичество альтернатив будет зависетьот объема текста предлагаемых вариантовответов.

В том случае, если это цифровыевыражения, то 5-6 вариантов не могутоказаться слишком длинными для чтения,и тогда оптимальным количеством можносчитать 5 альтернативных ответов [5, с.88; 8, с. 22].

Какмы уже говорили, кроме заданиймножественного выбора с одним правильнымответом, существуют задания множественноговыбора с несколькими правильнымиответами.

Особенностью заданий снесколькими правильными ответамиявляется то, что тестируемому необходимоне только найти правильные ответы, нои определить полноту своего ответа.

Соответственно, эти задания сложнее,чем задания с одним правильным ответом.

Оптимальнымколичеством вариантов ответов длязаданий множественного выбора снесколькими правильными ответамиявляется 5-7. При этом возникает вопросоптимальной доли числа правильных инеправильных ответов.

Добиватьсяравенства количества правильных инеправильных ответов в каждом заданиине следует, потому что тестируемыедолжны быть готовы к тому, что в любомзадании может оказаться любое количествоправильных ответов [8, с.

23-24].

Вкачестве примеров заданий множественноговыбора с одним правильным ответом можнопривести:

Инструкция:Выберите один правильный ответ.

Номерприказа «Об утверждении Порядка оказанияэкстренной психологической помощипострадавшему населению в зонахчрезвычайных ситуаций и при пожарах»:

  1.  691 приказ МЧС России от 14.11.2008

Источник: https://studfiles.net/preview/5675530/page:5/

Разновидности заданий в тестовой форме

Требования к заданиям открытого типа

Жунусакунова А. Д. Разновидности заданий в тестовой форме [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). — Уфа: Лето, 2012. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/60/2572/ (дата обращения: 11.11.2019).

В статье рассматриваются проблемы форм тестовых заданий как одного из видов педагогического контроля, изучены виды заданий тестовой формы на примерах.

При анализе педагогико-дидактических литератур и зарубежной практики тестирования в результативности следующих утверждений: для увеличения эффективности испытания, для обеспечения адекватности поставленной цели с полученными результатами, большую роль играет задача соответствующего выбора видов тестовых заданий.

Знакомство учителей с различными видами тестовых заданий, умение отделять различие между ними, умение применять в учебном процессе (с целями) являются предпосылкой для успешной организации процесса-контроля. Каждый вид задания по своему намечает цели. Если некоторые подходят для выяснения обязательно знания учащегося, другие виды определялись не только знания учащегося, но и творческие знания и навыки.

Разновидности тестовых заданий посвящены исследования многих ученных. Исследователь С.А.

Мышко выделяет следующие формы тестовых заданий:

  • задания с выбором единственного правильного ответа;
  • задания с несколькими возможными правильными ответами;
  • задания, имеющие два ответа: один из которых правильный, в торой неправильный;
  • задание на завершение предложений;
  • вопросы на установления взаимосвязей;
  • задания с краткими ответами [8,47]

За прошедшее время вопрос о формах тестовых заданий обсуждались регулярно, и авторами предложены следующие их разновидности:

  • тест- опознание;
  • тест различие;
  • тест соотношение;
  • тест подстановка;
  • конструктивный тест;
  • тест-задача;
  • тест-процесс [2,154-157].

Обобщая исследования по разновидностям тестов, В.С. Аванесов подчеркивает: «форма тестовых заданий — это способ организации, упорядочения и существования содержания теста»[3].

Более подробно описаны различные формы заданий у Аванесова В.С., Майорова А.М., М.Б. Челышкова, С.К. Калдыбаева [3;6;7;12;13] ссылаясь на зарубежную литературу предлагает следующую классификацию тестовых заданий:

1. задания закрытой формы (с множеством выбором), в которых учащиеся выбирает правильный ответ из данного;

2. задание на дополнение (открытые задания) требующее самостоятельного получения ответов;

3. задание на установления соответствия (с множественным выбором), выполнения которых связано с выявлением соответствия между элементами нескольких множеств;

4. задание на установление правильной последовательности, в которых от учащегося требует указать порядок действий или процессов, перечисленных педагогами.

1. Задание закрытой формы.

Под тестовым заданием закрытой формы понимают такое тестовое задание, где есть готовые ответы, из которых тестируемый должен выбрать.

В закрытой форме тестовых заданий можно выделить несколько видов:

1) тестовые задания с выбором одного правильного ответа;

2) тестовые задания с выбором нескольких правильных ответов.

Под тестовым заданием с выбором одного правильного ответа понимают тестовые задание закрытой формы, в котором среди предложенных ответов лишь один правильный.

В заданиях с выбором одного правильного ответа можно выделить несколько подвидов. В.С. Аванесов [1] выделяет следующее:

1) задание с двумя вариантами ответов; 2) задания с тремя вариантами ответов;
3)задания с четырьмя видами ответов; 4) задания с пятью видами ответов.

Задание такой формы больше других распространены в тестовой практике. Некоторые авторы именно их называют тестами. Причина столь широкого распространения этой формы тестовых заданий несколько: 1) сравнительная простота выполнения;2) традиционность; 3) удобство для быстрого и автоматизированного контроля знаний.

При составлении тестовых заданий наиболее существенным является подбор вариантов ответов, называемых неправильными, которые расположены рядом с правильными. Считается, что эти варианты должны быть «правдоподобными».

Неправильные, но правдоподобные ответы называется дистракторами [13,15] (от анг. to distract- отвлекать).

Если в задании имеется k ответов, то тогда ответ, доля выбора которого близка к значению 1/k-идеальный дистрактор; доля выбора меньше, чем 1/k- доминирующий дистрактор в задании.

Современная практика показывает что, чаще всего можно встретить задания с одним правильным ответов, в которых предлагается 4 или 5 возможных ответов. Например, при использовании четырех вариантов ответов вероятность угадывания правильного ответа составляет 25%, а при пяти ответах -20%.

1 пример: история 11 класс. В данное время какое место считается потомком города Баласагын? Ответы : а) Токмок; б) Бухара; в) Бурана; г) Узген д)Ташкент2 пример: Математика 7-класс, тема: Многочлен.

На какие множители можно разложить тождество х (р-а) + у (а-р) – (р-а) Ответы: а) (а-р)(х+у+1); в) (р-а)(х+у+1);б) (а-р)(х+у-1); г (а-р)(-х+у+1);3 пример: Русская литература 11 класс Укажите произведение Л.Н.

Толстого, которое имеет подзаголовок “Кавказкая повесть”. Ответы: а) Набег б) Два гусарав) Кавказский пленник г) Казаки

Задание с множественным выбором (с выбором несколько правильных ответов).

Под тестовым заданием с выбором нескольких правильных ответов понимают тестовое задание закрытой формы в котором допускается выбор нескольких правильных ответов из числа предложений.

Эффективность использования этого вида задания повышается если: 1. используется серия заданий;
2. формулировка задания четкая и понятная; 3. задания не предназначены для выявления высокого уровня, усвоения комплекса элементов; 4. время выполнения ограничено и его достаточно мало.

Чаще всего такие тесты используется для проверки усвоения базовых понятий, основных свойств, элементов содержания.

4 пример: Кыргызская литература, 11 — класс

Какой писатель родился в 1904 году?

Ответы:

а) К. Баялинов б) К. Жантошов

в) Т. Сыдыкбеков г) М. Элебаев

2) Какое произведение относится названному писателю?

Ответы:

а) Каныбек б) Кен – Суу

в) Кыйын кезек? г) Курман жылга?

5 пример: Математика 6 – класс.

В тождестве

Найти общий знаменатель дроби.

Ответы:

а) а+2; б) а-2;

в) а-4; г) а2 — 4.

Каков результат вычитания дробей?

а) ; б) ; в) ; г) .

6 пример: Кыргызская литература 10 – класс.

Об А.С. Пушкине писал кыргызский поэт:

Ты не заметил дерзости моей,

И понял я, что меня сильней.

Тогда перед тобой я поклонился;

Сам утонул в поэзии твоей.

Кто автор стихотворения?

Ответы:

а) Дж. Боконбаев; б) А. Осмонов;

в) А. Токомбаев; г) А. Усенбаев.

В каком году родился названный писатель?

Ответы:

а) 1894 г.; б) 1904 г.; в) 1910 г.; г) 1915 г.

Таким образом, тестовые задания множественного выбора — это наиболее часто используемый в педагогических тестах вид задания.

2. Тестовые задания открытой формы.

Заданиями открытой формы называют задания без указания возможных вариантов ответа. Такие задания называют еще открытыми заданиями или заданиями на дополнение. Такие задания требует от учащихся самостоятельно сформулировать ответ, а не выбрать готовый.

Достоинством заданий закрытой формы можно считать то, что они не допускают возможности угадываниях [3,79].

7 пример: Информатика 11-класс

Дан неполный фрагмент программы для суммы двухзначных четных чисел:

10 к=10; s=0

20 s=s+k

30 k=k+2

40 …

50 PRINT “S=”; S

Найти оператор 40-й строки.

а) IFk3->1; b) 2->4->3->1;

c) 4->3->1->2; d) 4->3->2->1.

17 пример: Биология 9 класс.

1. Гусеница 2. Куколка;

3. Имаго; 4. Яйцо.

Названные слова показывают 4 стадии развития в жизни бабочки. Какая из нижеприведенных последовательностей дает правильный порядок стадии жизненного цикла бабочки?

Ответы:

а) 1 ->2 — >4 — >3; б) 2 — >4->1->3

в) 4->2->1->3; г) 4->1->2->3.

Кроме рассмотренных четырех основных форм, существует группа заданий, обладающих свойствами заданий тестовой формы, но не обладающих свойством тестовых заданий. Характерный признак таких заданий –зависимость одних заданий от решения других.

Такие задания не включается в состав педагогических тестов, однако они успешно могут быть использованы в учебном процессе. Такие задания В.С. Аванесовым названы системой заданий в тестовой форме.

Основными их видами являются: цепные, тематические, текстовые и ситуационные и др.

«Форма тестовых заданий является одной из тех проблем тестирования, научное изучение и разрешение которых чрезвычайно важно и неотложно», писал Г.С. Костюк 1928 году[11]. Однако, поиск оптимальной формы тестового задания, в наилучшей степени отражающей содержание теста и анализируемой предметной области, является важной актуальной задачей и на сегодняшний день.

Литература:

  1. Аванесов В.С. Научные проблемы тестового контроля знаний.- М.,1994.-135с.

  2. Аванесов В.С. Композиция тестовых задании. -2-ое изд.испр. и доп.-М.,1998.-217с.

  3. Аванесов В.С. Форма тестовых заданий. 2-изд., переработанное и расширенное. М.:»Центр тестирования»,2005.-156с.

  4. Беспалько В.П. Программированное обучение (дидактические основы).

    -М.,1970, 300с.

  5. Самылкина Н.Н. Современные средства оценивание результатов обучения.М: БИНОМ.,2007.-172с.

  6. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования .-М.: Народное образвание,2000.-352с.

  7. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования –М., «Интеллект центр», 2001.-296с.

  8. Мышко С.А.

    Проблема тестирования в системе образования США. Дисс…к.п.н.-Ужгород, 1982

  9. Звонников В.И. Контроль качества обучения при аттестации: компетентностный подход: учебное пособие/В.И. Звонников, М.Б. Челышкова.-М.: Университетская книга; Логос, 2009.-279с.

  10. Ингенкамп Карлхайнц. Педагогическая диагностика: пер. с нем.-М: Педагогика, 1991г.-240 с.

  11. Костюк Г.С.

    О зависимости результатов тестирования от формы теста // Тесты: теория и практика-М.: Моск. тестолог. объединение, 1928 г. -205с.

  12. Калдыбаев С.К.,Ажыбаев Д.М., Бекежанов М.М. Компьютерная диагностика результатов обучения в общеобразовательной школе:Практико-ориентированная моногорафия.-Б:2007.-136с.

  13. Челышкова М.Б.

    Теория и практика конструирования педагогических тестов.-М.,2001- 432 с.

Источник: https://moluch.ru/conf/ped/archive/60/2572/

Особенности проектирования нестандартных тестовых заданий

Требования к заданиям открытого типа

В статье рассматривается вопрос разработки заданий для тестов: открытого типа со свободно конструированным содержимым, на соответствие и установки правильной последовательности. Определяются требования, выявляются преимущества и недостатки данных типов заданий при организации контроля знаний.

Тестирование, как элемент контроля знаний, уже давно вошло в практику. Развивается наука тестология, описывающая правила создания тестов. Тестовые задания мы можем условно разбить на две группы: стандартные (часто применимые в виду легкости автоматизации) и нестандартные (редко применимые, в виду трудностей автоматизированного применения).

В частности, к стандартным тестовым заданиям мы можем отнести задания закрытой формы, т.е. задания предполагающие выбор одного и нескольких ответов из предложенных вариантов. К нестандартным мы отнесем следующие виды заданий: задания открытой формы, задания на установление соответствия и задания на установление правильной последовательности.

В данной статье поговорим об особенностях проектирования нестандартных тестовых заданий.

Отличительной особенностью заданий открытой формы является, то что правильный ответ записывает сам испытуемый в процессе их выполнения. К заданиям открытой формы мы можем отнести задания на дополнение и задания со свободно конструируемыми ответами.

Задания на дополнение предполагают, что ответ формируется самим тестируемым и конечно предполагает наиболее краткий и как правило лаконичный ответ. Задания на дополнение должны сопровождать инструкции начинающиеся словом «Дополните». Далее будет следовать основная часть задания, где сформирована проблема и делается пропуск на месте элемента, знание которого необходимо проверить [1].

Сформируем ряд требований которые необходимо выполнять при создании заданий такого типа:

  1. Необходимо использовать стандартные формулировки.
  2. Необходимо соблюсти точность задания.
  3. Вариант ответов должен быть один.
  4. В каждом задании желательно располагать только одно дополнение, место дополнения обозначается подчерком.
  5. Дополнение лучше спроектировать в конце задания (предложения).
  6. Все подчерки для дополнений в одном тесте должны быть соразмерны по длине.
  7. В тексте задания желательно исключить повторы и двойное отрицание.
  8. После подчерка, в случае необходимости, укажите единицу измерения.

К достоинствам таких тестовых заданий можно отнести:

  1. Исключение возможности угадать правильное слово.
  2. Удобно использовать при проверки номенклатурных знаний (определение, свойства, характеристики, этапы), учебной эрудиции обучаемых.
  3. Легко разрабатываются.
  4. Краткость и однозначность ответов.
  5. Необходимость воспроизведение ответов по памяти.
  6. Простота и удобство проверки теста экспертом.

К существенным недостаткам мы можем отнести:

  1. Сложность формализации правильного ответа.
  2. Возможность неоднозначности формулировки.
  3. Трудности связанные с использованием автоматических средств для обработки результатов тестирования.

Выделим общие логические принципы, которых нужно придерживаться, при формулировке заданий:

  1. Принцип логической определенности содержания задания – задания являются логически определенными, если они способны продуцировать у знающих учащихся правильный ответ и если содержание и форма задания помогают организовать мыслительный процесс нахождение такого ответа. Пример нарушения: Нюренбергский процесс состоялся в _____ (Где? или Когда?). Любое задание должно пониматься с первого прочтения.
  2. Принцип вариативности (фасетности) заданий. Идея фасета ассоциируется с практикой создания нескольких вариантов заданий одинаковой сложности.
  3. Принцип обратимости. Если обратимые задания находятся в одном тесте, возникает тавтология (ответ на одно задание можно найти из обратимого задания).
  4. Принцип краткости – формулировка заданий кратка и лаконична.
  5. Принцип неотрицательности – в основе задания не рекомендуется использовать отрицательные частицы, а так же определение понятия через перечисление элементов не входящих в него. Пример нарушения принципа: Банки не ставятся на ______ (позвоночник и много еще куда).
  6. Принцип логической соразмерности объема определяющего понятия объему определяемого понятия. Пример нарушения: Первым космонавтом был ______ (Ю. Гагарин или мужчина).

К заданиям открытого типа относят так же задания со свободно конструируемыми ответами. Такая форма заданий предполагает представление ответа в развернутом виде, т.е.

отражение полного решения поставленной задачи со всеми необходимыми пояснениями или представление ответа в виде небольшого сочинения. В свободно конструируемом ответе испытуемый излагает свои мысли в свободной форме.

Данная форма внешне схожа с традиционными формами проверки знаний: письменная контрольная работа, сочинение.

Задания такого типа преследуют цель проверки и оценки различных уровней познавательной деятельности испытуемых: проверка знаний фактического материала, умение четко и ясно выражать свои мысли, логичность составления ответа на вопрос, оригинальность, демонстрация способов решения поставленной задачи, отображение всего процесса выполнения, повышение объективности оценивания [1].

Отметим ряд требований необходимых для проведения тестирования со свободно конструируемыми ответами:

  1. Создание четких инструкций в которых оговаривается полнота ответа для получения максимального балла, отражение рекомендаций касающихся длины ответа.
  2. Персональный компьютер может выполнять лишь роль сбора ответов, а не их проверки.
  3. Для обеспечения объективности оценивания ответа необходимо привлечь двух-трех экспертов.
  4. Рекомендуется использовать такие задания только в тех случаях, где оценка другими способами не применима.
  5. Убедитесь, что задания соотносятся с целями обучения.
  6. Установите лимит времени выполнения.
  7. Данный тип ответов наиболее подходит для отображения хода вычислений.
  8. Для анализа ответа разработчик должен установит критерии оценивания ответа – т.е. перечисление некоторых образовательных условий при выполнении которых ответ можно засчитать как правильный.

Задания со свободно конструируемыми ответами на практике обладают рядом преимуществ:

  1. Они интересны и разнообразны в содержательном плане.
  2. Оценке подаются умения характеризующие познавательную деятельность учащихся, выявляются способы решения задач, анализируются типичные ошибки.
  3. Задания такого типа легко разрабатываются.
  4. Фактор угадывания отсутствует.
  5. Проверяют сложные структурные знания по предмету.

К недостаткам заданий такого тип отнесем:

  1. Трудность автоматизации проверки.
  2. Необходимы значительные временные и умственные затраты эксперта при проверке.
  3. Очень субъективны в проверке, поэтому потенциально менее надежны.
  4. Требуют большого времени у испытуемого на выполнение.

К нестандартным тестовым заданиям относятся задания на установление соответствия. По мнению Н.Н. Самылкиной, эти задания позволяют проверить ассоциативные знания, знания взаимосвязи определений и фактов, сущности явлений, соотношения между объектами и их свойствами, законами и формулами [2]. При выполнении таких заданий испытуемый определяет соответствие между элементами двух множеств.

Определим требования к разработке заданий на установление соответствия:

  1. Рекомендуется начинать задание с фразы «Установите соответствие». Далее вами должны быть предложены два множества в виде списка элементов. Принцип расположения списков следующий: слева находятся элементы «задающего» множества (постановка проблемы), которые как правило кодируются с помощью арабских цифр, справа элементы «должного» множества (раскрытие проблемы), именно их нужно выбирать по принципу соответствия, они кодируются буквами русского алфавита.
  2. Рекомендуется список второго множества сделать длиннее (т.е. включать дистракторы – неверные отвлекающие внимание ответы, которые равновероятно подобраны), для снижения процента угадывания.
  3. Элементы двух множеств должны быть строго выбраны по одному основанию.
  4. Рекомендуется помещать в текст задания названия столбцов (обобщающее определение множества).
  5. Если задания не предполагают четкого соответствия (т.е. одному элементу левого списка соответствует только один элемент правого списка), то в инструкции к заданию должно обязательно указываться о наличии неоднозначного соответствия, о наличии дистракторов, и о том, сколько раз могут использоваться элементы второго списка.
  6. Число элементов одного списка не должно превышать десяти (это связано с особенностями восприятия), количество элементов левой группы не менее двух элементов.
  7. Весь текст одного задания необходимо расположить на одной странице, перенос отдельных элементов не допускается.
  8. Испытуемый может рисовать линии соответствия выполняя задания, но рекомендовано выписывать ответ, например: «1б, 2а, 3с». Для этого, в самой нижней части задания отводится место для ответов.
  9. При оценивании таких ответов, за каждое правильно установленное соответствие начисляется один балл.

К принципам составления заданий на установление соответствия относятся: фасетность, краткость и точность формулировок, понятность для испытуемых, однородность элементов.

Выделим три вида задний на установление соответствия:

  1. Соответствия взаимно-однозначные: любому элементу из левого списка соответствует только один элемент из правого списка и наоборот.
  2. Соответствие не взаимно-однозначное: различным элементам из левого списка может соответствовать один и тот же элемент из правого списка.
  3. Соответствие с многократным выбором: каждому элементу левого столбца могут соответствовать несколько элементов правого столбца (по мнению В. Аванесова, данный вид является громоздким и порождает на практике множество ошибок [1]).

Задания на установление правильной последовательности, так же относят к нестандартным тестовым заданиям. По определению Н.Н.

Самылкиной, в этих заданиях, проверяют знания определенной последовательности действий для получения конечного результата, знание хронологий событий, расстановка правильного порядка элементов, построение логических цепочек.

Заметим, то, что данные задания являются частными случаем заданий на установление соответствия, с точки зрения логики их конструирования [2].

Выделим требования к заданиям на установление правильной последовательности:

  1. Основные элементы задания: инструкция, название задания, содержание задания, место для ответов.
  2. Инструкция для испытуемого начинается со слов «Установить правильную последовательность».
  3. В содержании задания ранжируемые элементы ставятся в случайном порядке.
  4. Для оценивания, чаще всего используют дихотомическую оценку (если все правильно – получаем балл, иначе получаем ноль баллов). Применим более сложный вариант оценивания: идеальный ответ – ноль баллов, ошибка в конце задания – один балл, ошибка в середине – два балла, ошибка в начале – ноль баллов).

Отметим особенности заданий на установление правильной последовательности:

  1. Задания довольно специфичны, содержание многих дисциплин не подаются трансформации в эту форму.
  2. Проверке подвержены определенные знания: алгоритмические, процессуальные, процедурные, технологические.
  3. Более трудны для учащихся по сравнению с заданиями других форм.
  4. Имеют низкий коэффициент угадывания.
  5. Трудны в разработке.

Таким образом, все многообразие нестандартных тестовых заданий мы можем порекомендовать использовать при создании тестов, что позволит максимально снизить коэффициент угадывания и более глубоко провести контроль знаний, умений и навыков испытуемого.

Источник: https://novainfo.ru/article/3775

ЖурналЗаконов
Добавить комментарий