Требования мер безопасности при ликвидации горения

Инструкция по охране труда для водителя пожарного автомобиля, старшего водителя пожарного автомобиля

Требования мер безопасности при ликвидации горения

Введение.

    1.1 Настоящая Инструкция определяет систему мероприятий, направленных на создание условий, обеспечивающих безопасность здоровья, работоспособность личного состава ГПС при выполнении служебных обязанностей.    1.2 Действие Инструкции распространяется на личный состав подразделений ГПС работающий по профессиям водитель пожарного автомобиля, старший водитель пожарного автомобиля, старший механик пожарной части.     1.3 В основу инструкции положены требования Правил по охране труда в подразделениях государственной противопожарной службы МВД России, утвержденных приказом № 285 — 96г. и Наставления по технической службе Государственной противопожарной службы МВД России утвержденном приказом № 34 — 96г.

Раздел 1. Общие положения.

    2.1. Личный состав подразделений ГПС допускается к несению караульной службы в подразделениях ГПС и работе на пожаре в установленном порядке после прохождения обучения в объеме специального первоначального обучения, сдачи зачетов (экзаменов) по пройденным дисциплинам и Правилам по охране труда.     2.2 Руководство и ответственность за организацию охраны труда возлагается:

  • в органах управления ГПС — на руководителей этих органов;
  • в профильных учреждениях — на начальников соответствующих учреждений; 
  • в подразделениях ГПС — на начальников подразделений;
  • в караулах — на начальников караулов;
  • при работе на пожаре — на оперативных должностных лиц на пожаре, обеспечивающих выполнение работ на порученном участке;
  • при проведении занятий, учений, соревнований — на руководителей занятий, учений, соревнований.

    2.3. Личный состав подразделений ГПС обязан знать и применять правила личной и общественной гигиены, уметь оказывать первую доврачебную помощь себе и пострадавшим.     2.4 Должностными лицами караула являются:

  • начальник караула;
  • помощник начальника караула;
  • командир отделения;
  • водитель;
  • диспетчер;

РАЗДЕЛ  2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ НЕСЕНИИ КАРАУЛЬНОЙ СЛУЖБЫ.

    2.1 При смене караула пожарные автомобили и ПТВ в установленном порядке принимаются заступающим на дежурство личным составом  подразделений ГПС.    2.2 При смене караула запуск двигателей производится только после осмотра и приема ПТВ и оборудования, а также после присоединения газоотвода к выхлопной трубе двигателя.    2.3 Уход за пожарными автомобилями, ПТВ осуществляется ежедневно личным составом подразделения ГПС в установленное распорядком дня время.     2.4. Личный состав подразделений ГПС обязан при несении службы на постах и в дозорах на охраняемых предприятиях строго соблюдать объектовые, а также цеховые правила по охране труда и производственной санитарии.

РАЗДЕЛ  3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ОСНОВНЫХ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ
3.1 Требования безопасности при выезде и следовании к месту вызова (пожара).

    3.1.1 Сбор и выезд по тревоге караула обеспечивается в установленном порядке. По сигналу “Тревога” личный состава караула прибывает к пожарным автомобилям, при этом автоматически должно включаться освещение в караульном помещении и гараже. Запрещается бросать на путях следования одежду, предметы обихода и т.п.    3.1.2 При использовании  спускового столба каждый обязан выдерживать необходимый интервал, следить за спускающимся впереди и не задевать его ногами. При спуске по столбу не следует касаться незащищенными частями рук его поверхности, а спустившись, быстро отойти от столба.    3.1.3 Движение пожарного автомобиля разрешается только при закрытых дверях кабин и дверцах кузова. Посадка считается законченной тогда, когда личный состав караула занял свои места в автомобиле и закрыты двери кабины.    При этом запрещается:

  • подавать команду на движение пожарного автомобиля до окончания посадки личного состава караула;
  • нахождение в пожарных автомобилях посторонних лиц.

    3.1.4 Для предупреждения городского транспорта и населения о выезде пожарных автомобилей из гаража, необходимо использовать специальные светофоры.    3.1.5 При выезде из гаража и следовании к месту вызова водитель обязан включить специальные звуковую и световую сигнализации. Воспользоваться приоритетом движения он может только убедившись, что ему уступают дорогу.    3.1.6 Начальник караула или руководитель подразделения ГПС, выехавшие во главе караула к месту вызова, обязаны обеспечивать выполнение водителем Правил дорожного движения (ПДД). Ответственность за безопасное движение пожарного автомобиля несет водитель.    3.1.7 Запрещается пользование специальными звуковым сигналом при следовании автомобиля не на пожар и при возвращении в подразделение ГПС.

3.2 Требования безопасности при проведении боевого развертывания.

    3.2.1 В целях обеспечения мер безопасности при боевом развертывании установку пожарных автомобилей и оборудования производить на безопасном расстоянии от места пожара так, чтобы они не препятствовали расстановке прибывающих сил и средств. От недостроенных зданий и сооружений, а также от других объектов, которые могут обрушиться на пожаре, пожарные автомобили необходимо устанавливать на расстоянии, равном не менее высоты этих объектов.    3.2.2 При проведении боевого развертывания запрещается:

  • подавать воду в незакрепленные рукава до выхода ствольщиков на исходные позиции или подъема на высоту (вертикальные рукавные линии должны крепиться из расчета не менее одной рукавной задержки на каждый рукав);
  • подавать воду в рукавные линии следует постепенно, повышая давление, чтобы избежать падения ствольщиков и разрыва рукавов.

    3.2.3 Подачу огнетушащих веществ проводить только по приказанию оперативных должностных лиц на пожаре или непосредственных начальников.

  • При использовании пожарного гидранта  его крышку  открывать специальным крючком или ломом. При этом следят за тем, чтобы крышка не упала на ноги.

    3.2.4 При прокладке рукавной линии с рукавного и насосно-рукавного пожарных автомобилей (АР, АНР) водитель должен контролировать скорость движения (не более 10 км/ч), а пожарный следить за исправностью световой и звуковой сигнализации, надежно фиксировать двери отсеков АР, АНР.    3.2.5 При наматывании рукавов на рукавную катушку, он должен  держаться за поручни барабана, не допуская повреждения рук, следить за надежной фиксацией рукавной катушки.    3.2.6 При использовании пневмосистемы подъемного механизма укладки рукавов АР,  необходимо обеспечивать давление в тормозной системе не менее 0,55 МПа.    3.2.7 При погрузке скаток рукавов в АР запрещается превышать предел грузоподъемности (100 кг) подъемного механизма (не более 2-х скаток рукавов).    3.2.8 При перевозке использованных рукавов на крыше АР, ограждающие приспособления (деревянные трапы и поручни) должны быть надежно закреплены в поднятом положении.    3.2.9 Запрещается устанавливать пожарные автомобили поперек проезжей части дороги. Остановка на проезжей части улицы, дороги, при создании помех для движения транспортных средств допускается только по приказу оперативных должностных лиц, или начальника караула. При этом на пожарном автомобиле должна быть включена аварийная световая сигнализация.

  • Для безопасности в ночное время стоящий пожарный автомобиль освещают бортовыми, габаритными или стояночными огнями.

3.3 Требования безопасности при ликвидации  горения.

Источник: http://gr-obor.narod.ru/p426.htm

Тема № 9 Ликвидация горения

Требования мер безопасности при ликвидации горения

Основная задача — спасание людей в случае угрозы их жизни, здоровью, достижение локализации и ликвидации пожара в кратчайшие сроки, обеспечивается своевременным и эффективным задействованием личного состава, пожарной и аварийно-спасательной техники, огнетушащих веществ, пожарного инструмента и оборудования, аварийно-спасательного оборудования, средств связи и иных технических средств, стоящих на вооружении подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований, входящих в гарнизон пожарной охраны.

Для выполнения основной задачи личным составом подразделений используются следующие средства:

пожарная и аварийно-спасательная техника, в том числе техника, приспособленная для целей тушения пожаров;

пожарный инструмент и оборудование, аварийно-спасательное оборудование, в том числе средства индивидуальной защиты органов дыхания (далее — СИЗОД);

огнетушащие вещества;

инструменты и оборудование для оказания первой помощи пострадавшим;

системы и оборудование противопожарной защиты зданий и сооружений;

системы и устройства специальной связи и управления.

Одновременно при тушении пожаров проводятся аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров, включающие в себя действия по спасанию людей, материальных ценностей и снижению вероятности воздействия опасных факторов пожара (далее — ОФП), которые могут привести к травмированию или гибели людей, а также к увеличению материального ущерба.

Для успешного выполнения основной задачи определяется направление действий, в соответствии с которым использование сил и средств подразделений в данный момент времени обеспечивает наиболее эффективные условия для ее решения (далее — решающее направление).

При определении решающего направления исходят из следующих основных принципов:

имеет место реальная угроза жизни людей, при этом их самостоятельная эвакуация невозможна — силы и средства подразделений направляются на спасание людей;

развитие пожара создает угрозу взрыва или обрушения строительных конструкций — силы и средства подразделений сосредоточиваются и вводятся на направлениях, обеспечивающих предотвращение взрыва или обрушения строительных конструкций;

пожаром охвачена часть здания (сооружения), при этом существует угроза его распространения на другие части здания (сооружения) или на соседние здания (сооружения) — силы и средства подразделений сосредоточиваются и вводятся на направлениях, где дальнейшее распространение пожара может привести к наибольшему ущербу;

пожаром охвачено отдельно стоящее здание (сооружение), и нет угрозы распространения огня на соседние здания (сооружения) — силы и средства подразделений сосредоточиваются и вводятся в местах наиболее интенсивного горения;

пожаром охвачено здание (сооружение), не представляющее на момент прибытия подразделений особой ценности, при этом существует угроза перехода пожара на соседние здания (сооружения) — силы и средства подразделений сосредоточиваются и вводятся на защиту не горящих зданий (сооружений).

Выполнение защитных мероприятий организуется для обеспечения безопасности действий по тушению пожаров и проведению АСР.

При выполнении защитных мероприятий отключаются (включаются), заблокируются, а, по решению руководителя тушения пожара, разрушаются оборудование, механизмы, технологические аппараты, установки вентиляции и аэрации, электроустановки, системы отопления, газоснабжения, канализации, внутриобъектовый транспорт и иные источники повышенной опасности на месте пожара.

Электроустановки, находящиеся под напряжением, отключаются (обесточиваются) при пожаре специалистами энергослужб организации (объекта) или населенного пункта самостоятельно или по указанию руководителя тушения пожара.

Электропровода и иные токопроводящие элементы, находящиеся под напряжением до 0,38 кВ включительно, отключаются (обесточиваются) личным составом подразделений по указанию руководителя тушения пожара в случаях, если они:

опасны для людей и участников тушения пожара и проведения АСР;

создают опасность возникновения новых очагов пожара;

препятствуют выполнению основной задачи.

Отключение осуществляется личным составом подразделений, допущенным к обесточиванию находящихся под напряжением установок и имеющим допуск по мерам безопасности при эксплуатации электроустановок не ниже II группы, с соблюдением требований правил охраны труда и техники безопасности, а также с учетом особенностей технологического процесса.

Вскрытие и разборка строительных конструкций здания (сооружения), транспорта, технологических установок и иного оборудования проводятся в целях создания необходимых условий для спасания людей, имущества, ограничения распространения пожара, подачи огнетушащих веществ в зону горения.

Разборка конструкций для обеспечения доступа к скрытым очагам горения проводится после сосредоточения необходимых сил и средств подразделений, а также с учетом несущих способностей этих конструкций.

При спасании людей им, в случае угрозы их жизни и здоровью, оказывается первая помощь.

Спасание людей и имущества на пожаре при достаточном количестве сил и средств подразделений проводится одновременно с действиями по тушению пожара.

Если сил и средств подразделений недостаточно, то они используются в первую очередь для спасания людей, при этом действия по тушению пожара не ведутся или приостанавливаются.

Проведение спасательных работ при пожаре прекращается после осмотра всех мест возможного нахождения людей, при отсутствии нуждающихся в спасении.

Вывод: Мы узнали, что такое основная задача на пожаре. Принцип определения решающего направления. Меры безопасности.

Источник: https://mchsnik.ru/articles/2273-tema-9-likvidacija-gorenija.html

ЖурналЗаконов
Добавить комментарий