Трудовой договор с педагогом доп образования

Нагрузка педагога. Работа по совместительству

Трудовой договор с педагогом доп образования
Sep 27, 2018 · 6 min read

В школе социальный педагог устроен на одну ставку 36 часов (трудовой договор), по расширению зон обслуживания — на одну ставку 36 часов (дополнительное соглашение), по совместительству — на 0,5 ставки педагога дополнительного образования — 18 часов (трудовой договор). Не нарушается ли в данной ситуации трудовое законодательство?

Фото с сайта Pensiya.life

Ответ подготовлен экспертом службы Правового консалтинга ГАРАНТ Анной Мазухиной. Контроль качества ответа — рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ Елена Воронова.

Выполнение работающим на полную ставку социальным педагогом указанной в вопросе дополнительной работы в виде расширения зон обслуживания, а также на условиях совместительства не противоречит закону.

Обоснование

Трудовые отношения между работником и работодателем возникают на основании трудового договора, в соответствии с которым работодатель, в частности, обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, а работник обязуется лично выполнять определенную трудовым договором трудовую функцию (ст. 16, ст. 56 ТК РФ). При этом под трудовой функцией понимается работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы (ст. 15 и 57 ТК РФ).

Как следует из вопроса, в рассматриваемом случае согласно условиям трудового договора по основному месту работы, заключенного с работником, его трудовой функцией является работа по должности «Социальный педагог».

Эта должность относится к числу должностей педагогических работников (Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденная постановлением Правительства РФ от 8 августа 2013 г. № 678).

В соответствии со ст. 21, 56, 91 ТК РФ работник должен исполнять свои трудовые (должностные) обязанности в течение всего рабочего времени, установленного ему правилами внутреннего трудового распорядка или трудовым договором, а работодатель обязан предоставлять работнику работу, обусловленную трудовым договором, в течение всего установленного работнику рабочего времени.

Трудовое законодательство позволяет работникам кроме своей основной работы выполнять дополнительную оплачиваемую работу.

Так, согласно ст.

602 ТК РФ работнику с его письменного согласия может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату. Обращаем ваше внимание, что по смыслу этой нормы время осуществления такой дополнительной работы не должно выходить за рамки рабочего времени, установленного по основной должности.

Кроме того, согласно ст. 601 ТК РФ работник имеет право заключать трудовые договоры о выполнении в свободное от основной работы время другой регулярной оплачиваемой работы у того же работодателя (внутреннее совместительство).

Педагогические работники также вправе осуществлять работу по совместительству, то есть выполнять другую регулярную оплачиваемую работу на условиях трудового договора в свободное от основной работы время по месту их основной работы (ст. 282 ТК РФ, п. 1 постановления Минтруда России от 30 июня 2003 г.

№ 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры» (далее — Постановление № 41)).

В соответствии с п. 2 Постановления № 41 не считаются совместительством и не требуют заключения (оформления) трудового договора виды работ, перечисленные в пп. «б» — «з» п.

2 Постановления № 41 (в частности, педагогическая работа на условиях почасовой оплаты в объеме не более 300 часов в год; педагогическая работа в одном и том же учреждении начального или среднего профессионального образования, в дошкольном образовательном учреждении, в образовательном учреждении общего образования, учреждении дополнительного образования детей и ином детском учреждении с дополнительной оплатой; а также работа в том же образовательном учреждении или ином детском учреждении сверх установленной нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы педагогических работников). При этом в последнем абзаце п. 2 Постановления № 41 указано, что выполнение такой работы допускается в основное рабочее время с согласия работодателя.

Полагаем, что в случаях, когда с педагогическим работником у работодателя уже заключен трудовой договор, выполнение работником видов работ, предусмотренных пп. «б» — «з» п. 2 Постановления № 41, в силу ст.

602 ТК РФ необходимо считать совмещением должностей, либо расширением зон обслуживания, увеличением объема работ (в зависимости от того, совпадает или нет дополнительная работа с основным видом работы, предусмотренным трудовым договором), либо исполнением обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором.

В том случае, когда работник одновременно со своей основной работой (в то же рабочее время) выполняет обязанности по такой же должности, имеет место расширение зон обслуживания, увеличение объема работ (если должность, по которой выполняется дополнительная работа, вакантна).

Для всех педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени — не более 36 часов в неделю (часть первая ст. 333 ТК РФ).

В зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы), порядок определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, и основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки педагогических работников определяются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (часть третья ст. 333 ТК РФ). Продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников, а также Порядок определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре, утверждены приказом Минобрнауки России от 22 декабря 2014 г. № 1601 (далее — Приказ № 1601).

В силу п. 2.1 Приложения 1 к Приказу № 1601 для социального педагога устанавливается продолжительность рабочего времени 36 часов в неделю. При этом каких-либо специальных ограничений по объему педагогической работы, которая может быть поручена социальному педагогу в виде расширения зон обслуживания, законодательство (в том числе и приведенные выше нормативные акты) не устанавливает.

Таким образом, в приведенной ситуации вопрос о максимальном объеме дополнительной работы по должности социального педагога решается соглашением сторон.

Соответственно, если работодатель считает, что работник успевает в течение своего рабочего времени качественно выполнять основную и дополнительную работу в определенном объеме, то он вправе предложить работнику такой объем дополнительной работы.

Работник в свою очередь имеет право не согласиться выполнять предложенный работодателем объем дополнительной работы.

В ситуации, когда дополнительная работа выполняется за пределами рабочего времени по основной должности, оформлять ее поручение в порядке, установленном ст. 602 ТК РФ, нельзя, ведь из этой нормы следует, что такое оформление возможно лишь тогда, когда дополнительная работа выполняется в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены). Применять к такой работе п.

2 Постановления № 41 работодатель не вправе в силу его последнего абзаца, позволяющего выполнять «не считаемые совместительством» работы только в основное рабочее время. Кроме того, по мнению Верховного Суда РФ, изложенному в решении от 21 декабря 2006 г. № ГКПИ06–1518, нормы п.

2 Постановления № 41 не ограничивают право работников, на которых они распространяются, выполнять указанную работу на условиях совместительства. Поэтому дополнительная работа педагогического работника, выполняемая за пределами рабочего времени по основной должности, должна оформляться путем заключения с работником еще одного трудового договора на условиях совместительства (ст. 601, ст.

282 ТК РФ) с учетом ограничений по продолжительности рабочего времени, установленных ст. 284 ТК РФ, а также п. 1 Постановления № 41.

Педагогам дополнительного образования устанавливается норма часов учебной (преподавательской) работы 18 часов в неделю за ставку заработной платы (п. 2.8.1 Приложения 2 к Приказу № 1601).

Учебная нагрузка определяется с учетом количества часов по учебным планам, рабочим программам учебных предметов, образовательным программам, кадрового обеспечения организации, осуществляющей образовательную деятельность (п. 2.1 Приложения 2 к Приказу № 1601).

Объем учебной нагрузки, установленный педагогическому работнику, оговаривается в трудовом договоре, заключаемом педагогическим работником с организацией, осуществляющей образовательную деятельность (п. 1.4 Приложения 2 к Приказу № 1601).

В силу п. 5.3 Приложения 2 к Приказу № 1601 определение и изменение учебной нагрузки лиц, замещающих должности педагогических работников по совместительству, осуществляется в общем порядке.

При этом трудовое законодательство не устанавливает, что педагогам организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, работающим по совместительству, учебная нагрузка уменьшается пропорционально норме рабочего времени (в отличие, например, от работы по совместительству по должности профессорско-преподавательского состава в образовательных организациях высшего образования — согласно п. 7.2 Приложения 2 к Приказу № 1601).

Вместе с тем необходимо учитывать, что продолжительность работы по совместительству в любом случае не может превышать половины месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели (для педагогических работников — не более 18 часов в неделю). Соответственно, продолжительность рабочего времени по трудовому договору о работе на условиях совместительства по должности педагога дополнительного образования, а также объем его учебной нагрузки не может быть более 18 часов в неделю.

Запрета на выполнение одним и тем же педагогическим работником дополнительной работы в основное рабочее время и за его пределами законом не установлено.

Таким образом, выполнение сотрудником, работающим на полную ставку по основному месту работы социальным педагогом, дополнительной работы в основное рабочее время по той же должности в рамках ст.

602 ТК РФ, а также дополнительной работы по должности педагога дополнительного образования за пределами основного рабочего времени на условиях внутреннего совместительства на половину ставки в рамках ст.

601 ТК РФ не противоречит закону.

© «Юридический журнал директора школы»

«,»author»:»ÐœÐ°Ñ€Ð¸Ð½Ð° Драмбян»,»date_published»:»2018-09-27T14:01:01.979Z»,»lead_image_url»:»https://miro.medium.com/max/564/1*1h1ZaOD_9vLo3MCrNjR3KA.jpeg»,»dek»:null,»next_page_url»:null,»url»:»https://medium.com/direktoria-online/legal-advice-d3dcae833954″,»domain»:»medium.com»,»excerpt»:»Ð®Ñ€Ð¸Ð´Ð¸Ñ‡ÐµÑÐºÐ°Ñ консультация»,»word_count»:1382,»direction»:»ltr»,»total_pages»:1,»rendered_pages»:1}

Источник: https://medium.com/direktoria-online/legal-advice-d3dcae833954

Трудовой договор с педагогом дополнительного образования

Трудовой договор с педагогом доп образования

 Руководитель может оформить трудовые отношения с педагогом для предоставления платных услуг в двух формах: срочный трудовой договор, гражданско-правовой договор.

Поскольку образовательная программа по оказанию платных услуг имеет определенный срок, целесообразнее заключать именно срочный трудовой договор с педагогическими работниками.

Руководитель может выбрать любые виды оформления трудовых отношений как со штатным педагогическим работником,  так и с внештатным.

Как правило, со штатным сотрудником заключается дополнительное соглашение к основному трудовому договору педагога. Но может быть оформлен и отдельный срочный трудовой договор.

С внештатным сотрудником заключается срочный трудовой договор, либо гражданско-правовой по выбору и соглашению сторон.

Поскольку для педагогического работника преподавание не является работой по совместительству, то он оформляется не как совместитель.

Руководитель должен иметь в виду, что в случае оформления согласно профстандарту педагога дополнительного образования сотрудника по срочному трудовому договору на выполнение платных услуг соблюдаются все обязательства работодателя перед работником.

Это значит, что производятся выплаты и компенсации, предусмотренные Трудовым Кодексом, такие как оплата больничного листа, выплата компенсации за отпуск при увольнении в связи с истечением срока действия трудового договора, а также выплачиваются все налоги.

Со своей стороны, работник подчиняется правилам внутреннего распорядка, соблюдает инструкции и правила, принятые в организации. Работодатель обязан ознакомить работника с правилами, инструкциями по охране труда, жизни и здоровья детей, с должностными инструкциями под роспись.

Кроме того, обязанности работника в этом случае, согласно общему порядку, закреплены в приказе на организацию платных услуг, в расписании, в табеле учета рабочего времени, также, назначен ответственный за выполнение этого вида работ.

При заключении такого вида трудового договора с педагогическим работником, как гражданско-правовой, работник именуется в документах «исполнитель» и оказывает услуги в рамках данного договора.

Работодатель обязуется оплатить выполненную работу, оплата производится на основании акта выполненных работ после его подписания, если стороны не имеют претензий. В этом случае, его обязанности работника менее строго регламентируются со стороны организации.

Исполнитель по гражданско-правовому договору не подчиняется правилам внутреннего трудового распорядка, не подписывает должностных инструкций, инструкций по охране труда, по охране жизни и здоровья детей.

Следует добавить, что при заключении договора с внештатным педагогическим работником необходима справка от отсутствии судимости, которую может затребовать и предоставить как сам педагог, так и организация.

Оплата труда при заключении договора с педагогическим работником

Трудовой договор как способ оформления трудовых отношений с работником в большей степени отвечает интересам и работника, и работодателя в отношении их защищенности, чем гражданско-правовой договор.

Но в случае оказания платных услуг, когда средства выделяются не из бюджета, а выплачиваются заказчиком, возможны случаи отказа от платных услуг со стороны заказчика без объяснения причин, и тогда работодатель не может оплатить педагогу указанную в договоре зарплату за выполненную работу в полном объеме.

При заключении трудового договора с педагогическим работником работодатель не может указать, что заработная плата устанавливается и выплачивается работнику в зависимости от количества поступивших денег.

В случае заключения гражданско-правового договора работодатель может указать не конкретную сумму, подлежащую оплате по договору за выполненную работу, а порядок определения этой суммы.  Здесь можно предусмотреть зависимость выплат педагогу от количества детей в группе, от поступления оплаты, и т.п.

При заключении трудового договора с педагогическими работниками на оказание платных услуг в той же организации, где они оказывают бесплатные услуги, нередко возникает вопрос о расчете их оклада.

Для того, чтобы оклад таких работников был включен в штатное расписание без нарушений правовых норм об оплате труда, нужно учесть, что оклад категории работников, которые относятся к одной квалификационной профессиональное группе, не должен различаться.

  При этом не имеет значения, работает такой педагог по трудовому договору или по гражданско-правовому, состоит педагог в штате или нет. Также, не имеет значения,  финансируется ли деятельность педагога из бюджета, или ему устанавливается оклад из внебюджетных средств, которые заработаны по договору об оказании платных услуг.

Оклад педагогических работников одной квалификации должен быть одинаковым, либо одинаковым должен быть порядок расчета их окладов. Этот момент должен быть зафиксирован в локальных нормативных актах образовательной организации. 

Источник: https://www.menobr.ru/article/60172-qqe-16-m8-trydovoy-dogovor-s-pedagogom-dopolnitelnogo-obrazovaniya

Педагог-совместитель

Трудовой договор с педагогом доп образования

Педагог-совместитель — не редкий случай. Ограничения, которые касаются работы по совместительству, связаны именно с продолжительностью рабочего времени. При этом нужно помнить и об объеме учебной нагрузки.

Педагогические работники могут работать по совместительству в своем или другом образовательном учреждении на условиях другого трудового договора в свободное от основной работы время.

Созвучие понятий «совместительство» и «совмещение» нередко приводит к путанице.

Однако смешивать их было бы серьезной ошибкой. Это разные формы организации труда, которые имеют свои принципиальные отличия и особенности регулирования. При совмещении второй трудовой договор не оформляют. А с совместителем заключают два трудовых договора: по основной работе и по совместительству.

Когда педагог может работать по совместительству

Для одних педагогов неосновная педагогическая работа считается совместительством независимо от того, где она выполняется: в своем учреждении или ином. А для других совместительство – это педагогическая работа только в ином образовательном учреждении.

К педагогическим работникам, для которых другая педагогическая работа будет совместительством даже в одном и том же учреждении, относятся представители профессорско-преподавательского состава вузов либо учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов (ИПК). Такие же правила действуют и для методистов, педагогов-психологов, педагогов дополнительного образования и так далее вузов и ИПК.

Регулярную педагогическую работу по совместительству в другом учреждении могут выполнять:

  • учителя, преподаватели, учителя-дефектологи, учителя-логопеды, воспитатели, педагоги-библиотекари;
  • преподаватели-организаторы ОБЖ и допризывной подготовки, руководители физического воспитания, мастера производственного обучения;
  • другие педагогические работники учреждений среднего профессионального образования, детских садов, школ, гимназий, учреждений допобразования детей и иных детских учреждений.

Допустим, учитель математики собирается преподавать в центре поддержки одаренных детей, который является структурным подразделением общеобразовательного учреждения. С таким работником заключать второй трудовой договор не нужно. Дополнительную работу надо оформить допсоглашением.

Виды работ, которые не считаются совместительством и не требуют наличия второго трудового договора, смотрите в перечне. Эту работу педагог-совместитель может выполнять в основное рабочее время по согласованию с руководителем за отдельную плату. Размер доплаты устанавливают в дополнительном соглашении к трудовому договору с учетом содержания или объема дополнительной работы.

Работники, которые на основной работе заняты во вредных или опасных условиях труда, трудиться по совместительству в тех же условиях не могут. Например, если по результатам аттестации рабочих мест условия работы учителя технологии признаны вредными, то его нельзя принять на работу по совместительству в тех же условиях.

Перечень. Какие работы нельзя считать совместительством

Виды работ

Виды работ

1. Педагогическая работа на условиях почасовой оплаты в объеме не более 300 часов в год. 2. Консультация высококвалифицированными специалистами, в объеме не более 300 часов в год. 3. Руководство аспирантами и докторантами, заведование кафедрой, руководство факультетом образовательного учреждения.

4. Педагогическая работа в одном и том же учреждении среднего профессионального образования, в детском саду, школе, гимназии, учреждении дополнительного образования детей и ином детском учреждении с дополнительной оплатой. 

5.

Преподавательская работа без занятия штатной должности в том же или другом учреждении, в том числе: – заведование кабинетами, лабораториями и отделениями; – руководство предметными и цикловыми комиссиями; – руководство производственным обучением и практикой студентов и иных обучающихся. 6. Преподавательская работа в том же образовательном учреждении или ином детском учреждении сверх установленной нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы.

7. Организация и проведение экскурсий на условиях почасовой или сдельной оплаты без занятия штатной должности.

Педагог-совместитель: продолжительность рабочего времени

Продолжительность работы по совместительству определяют стороны трудового договора, который заключают в письменной форме между работником и учреждением, где педагог будет работать по совместительству. Общая продолжительность рабочего времени для совместителей не может превышать половины нормы рабочего времени.

Когда определяете норму рабочего времени для преподавателей-совместителей, учтите следующее. В зависимости от занимаемой должности им устанавливается либо фиксированная продолжительность рабочего времени, либо учебная нагрузка за ставку заработной платы.

Следовательно, понятие «продолжительность рабочего времени не более 36 часов» не является единым для всех.

Так, например, учителям, педагогам дополнительного образования установлена учебная нагрузка за ставку заработной платы, а не продолжительность рабочего времени.

При этом нагрузка нормируемая. То есть обязанности этих работников не ограничиваются только выполнением учебной (преподавательской) работы. Поэтому объем учебной нагрузки педработника может быть как равен норме часов, так и нет.

Это пропорционально уменьшает или увеличивает его рабочее время (письмо Минобрнауки России от 15 октября 2015 г. № 08-ПГ-МОН-37849).

Отсюда следует вывод, что максимальная учебная нагрузка для педагогов-совместителей – половина объема учебной нагрузки за ставку заработной платы.

Те педагоги, у которых продолжительность рабочего времени 36 часов в неделю, не могут трудиться по совместительству больше 18 часов в неделю. Если половина месячной нормы рабочего времени по совместительству составляет, скажем, 15 часов в неделю, то работник вправе трудиться по совместительству не более 16 часов в неделю.

Максимальную продолжительность работы по совместительству для основных педагогических работников смотрите в таблице.

Разберем на примере, как рассчитать продолжительность работы по совместительству.

Пример 1:

Преподаватель колледжа в другом учреждении работает педагогом в должности мастера производственного обучения.

Продолжительность его работы по совместительству не может превышать половины месячной нормы рабочего времени, исчисленной из 36-часовой рабочей недели, установленной по должности мастера производственного обучения. Это 18 часов в неделю, поскольку половина месячной нормы в данном случае больше 16 часов в неделю.

Если же он будет работать по совместительству учителем в школе, объем учебной нагрузки не должен превышать девять часов в неделю.

Таблица. Продолжительность рабочего времени педагога по основной должности и по совместительству

Наименования должностей работников образовательного учреждения (ОУ)

Норма рабочего времени по основной должности в соответствии с приказом Минобрнауки России от 22 декабря 2014 г. № 1601(часов в неделю)

Объем учебной нагрузки за ставку заработной платы в соответствии с приказом № 1601(часов в неделю)

Максимальная норма рабочего времени или объема учебной нагрузки по совместительству в соответствии с постановлением № 41(часов в неделю)

Профессорско-преподавательский состав; старший воспитатель по программам дошкольного образования и дополнительным общеобразовательным программам и домов ребенка, у которых образовательная деятельность – дополнительный вид деятельности; воспитатель; педагог-психолог; социальный педагог; педагог-организатор; мастер производственного обучения; педагог-библиотекарь; методист; руководитель физвоспитания; преподаватель ОБЖ; инструктор-методист

36

18

Старший воспитатель, кроме тех, у кого норма рабочего времени – 36 часов

30

16

Воспитатель интерната, ОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; инструктор по физической культуре

30

15

Учитель; преподаватель организаций ДПО; тренер-преподаватель; педагог дополнительного образования; учитель иностранного языка дошкольных ОУ

18

9

Учитель-логопед; учитель-дефектолог

20

10

Воспитатель у воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

25

12,5

Концертмейстер; музыкальный руководитель

24

Месячная норма

Педагог-совместитель: оплата труда

Работа учителей и воспитателей на двух педагогических должностях в одном образовательном учреждении не считается совместительством

Труд педагога-совместителя работодатель оплачивает:

  • пропорционально отработанному времени;
  • в зависимости от выработки;
  • на других условиях, определенных трудовым договором.

В трудовой договор с совместителем включают:

  • оклад;
  • доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, которые отличаются от нормальных;
  • стимулирующие выплаты (премии).

Об этом сказано в части 2 статьи 135 Трудового кодекса РФ.

Если совместитель работает в районах, где установлены районные коэффициенты и надбавки к заработной плате, то при расчете их нужно учесть.

Пример 2:

Тренер-преподаватель спортивной школы работает по совместительству учителем физвоспитания в школе.

Его месячный оклад по должности совместителя по штатному расписанию – 8000 руб. Учебная нагрузка в школе – 36 часов в месяц (половина его месячной нормы за ставку на основном месте работы). Месячная норма рабочего времени за ставку для данной категории работников –

72 часа (18 ч × 4 нед.). Установленные часы учитель отработал полностью.

В этом случае бухгалтер школы начислит учителю физвоспитания зарплату за работу по совместительству в размере 4000 руб. (8000 руб. / 72 ч × 36 ч).

Если бы ему установили нагрузку на должности учителя физвоспитания в количестве 30 часов, заработок составил бы 3333,33 руб. (8000 руб. : 72 ч × 30 ч).

По материалам журнала «Учет в образовании».

Источник: https://www.glavbukh.ru/art/92276-pedagog-sovmestitel-norma

ЖурналЗаконов
Добавить комментарий