Трудовой кодекс водителя экспедитора

Оформляем трудовой договор с водителем

Трудовой кодекс водителя экспедитора

Трудовой договор с водителем — это контракт, в коором нужно учитывать специфику деятельности работника. На что нужно обратить особое внимание, принимая на работу и составляя должностную инструкцию, — об этом в материале PPT.ru.

Автотранспорт имеет преимущества перед другими видами транспорта по гибкости и универсальности, он наилучшим образом обеспечивает надежность и своевременность доставки.

Грузовые автомобили (особенно автопоезда — грузовик-тягач и прицеп или полуприцеп) успешно конкурируют с другими видами транспорта и перевозят практически все виды грузов. Люди, занятые перевозками грузов, составляют одну из самых массовых профессий в мире.

Поэтому образец трудового договора с водителем грузового автомобиля должен быть тщательно выверен.

Особенностям регулирования труда работников транспорта посвящена 51 глава ТК РФ. Предположим, уже подобран достойный кандидат, имеющий права на управление транспортным средством нужной нам категории, приличный опыт работы, безаварийный стаж вождения и т.п. и не имеющий вредных привычек.

Теперь пора заполнять трудовой договор с водителем.

Договор также может содержать дополнительные условия. Остановимся подробнее на некоторых основных пунктах. Раскрывая трудовую функцию водителя, в контракте необходимо указать, например, что трудящийся обязан:

  • 20 000 руб. — для ответственного должностного лица;
  • 100 000 руб. — для организации и индивидуального предпринимателя.

Если работник контролирует сопроводительную документацию, оформляет приемо-сдаточную документацию, то необходимо заключать трудовой договор с водителем-экспедитором. В таком случае не лишним будет составить и подписать договор о полной материальной ответственности, т.к. работа экспедитора входит в Перечень из Постановления Минтруда России N 85 от 31 декабря 2002 г.

Должностная инструкция

Приведенное выше не исчерпывает всех возможных обязанностей водителя. Правильным будет для каждой организации вынести свои требования к нему в должностную инструкцию.

Обратите внимание, что с 14 июня 2016 года действуют Профессиональные и квалификационные требования к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (утв. Приказом Минтранса России от 28.09.2015 N 287). Т.е. при разработке должностной инструкции необходимо учесть и этот документ.

Если организация занимается перевозками крупногабаритного и (или) тяжеловесного груза, то нужно заключать трудовой договор с водителем грузового автомобиля, имеющим рабочий стаж не менее пяти лет.

При этом, как минимум, один последний год стажа ему нужно проработать в качестве водителя автомобиля такой категории.

Среди важных требований к лицам, которые перевозят опасные грузы, отметим запрет на управление автомобилем для тех, кто в течение последнего года был лишен прав.

Как определить характер работы водителя-дальнобойщика, исходя из предлагаемых статьей 57 ТК РФ вариантов: он подвижной, разъездной или в пути?

Если подвижной характер работы понимать, как частые передислокации работников или оторванность от постоянного места жительства, а работу в пути, как осуществление трудовой функции в процессе движения транспортного средства (например, проводник в поезде, кондукторы на междугородних автобусах, экспедиторы), то работа водителя-дальнобойщика, скорее, разъездная, т.к. у сотрудника нет неподвижного рабочего места и большая часть рабочего времени проходит в разъездах. От того, как охарактеризовать работу сотрудника, зависит возможность возмещения расходов в соответствии со ст. 168.1 ТК РФ.

Обозначая режим рабочего времени и времени отдыха водителя в трудовом договоре, можно сослаться на Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей, составленное с учетом Приложения к Приказу Минтранса России от 20 августа 2004 г. N 15 и утвержденное работодателем.

В нем подробнее определено, из чего состоит рабочее время водителя, как часто в течение рабочей смены он обязан отдыхать, как суммируются эти интервалы, какие возможности отдыха есть у работника, если окончание маршрута выпадает на выходной день, кому надо сообщать об этом и пр.

Также в этом пункте указывается информация о том, нормированным или ненормированным является рабочий день, какие предусмотрены ежегодный оплачиваемый и дополнительный отпуска.

Условия труда. Рабочим местом водителя является кабина автомобиля, гараж, стоянка. Работодатель предоставляет технически исправное транспортное средство. Насколько будет комфортно в нем работать и при необходимости отдыхать, зависит и от работника в том числе.

О том, какие меры безопасности надо соблюдать в начале работы, при движении, после окончания движения, что нужно проверить, что отключить на рабочем месте, как закрепить автомобиль на стоянке и прочее, вряд ли стоит указывать в самом трудовом договоре, достаточно сделать отсылку на Положение об охране труда, в котором будут содержаться все эти подробности, и ознакомить сотрудника с этим Положением под подпись.

Условия оплаты труда водителей также имеют ряд особенностей. В контракте необходимо указать систему оплаты труда, принятую у работодателя (повременная, сдельная и бестарифная и пр., с надбавками, доплатами).

Как правило, водители находятся на повременной оплате труда, при которой их основная заработная плата состоит в выплате тарифной ставки (оклада) за месяц, исходя из присвоенного им тарифного разряда (оклада) и в зависимости от того, полностью или нет отработана норма рабочего времени за месяц.

Во всех случаях тарифная ставка (оклад) за полностью отработанный рабочий месяц должна быть не менее минимального размера оплаты труда. Оплата труда водителей может быть организована также и на сдельной основе, при которой заработок работника зависит от объема выполненных работ в натуральных величинах (количества перевезенного груза, пройденных километров и т.п.

) и предусмотренной расценки за выполнение единицы объема работ в натуральном измерении. Бестарифной считается оплата, когда заработок работника зависит от конечных результатов работы структурного подразделения, в котором он работает, или всего предприятия и от объема средств, направляемых работодателем на оплату труда.

В структуру оплаты труда включаются и дополнительные выплаты в виде доплат и надбавок, например:

  1. доплата за сверхурочную работу;
  2. доплата за работу в ночное время;
  3. надбавка за классность;
  4. доплата за разделение рабочего дня на части.

В договоре может быть оговорена доплата за совмещение профессий. Например, если заключен контракт с водителем-экспедитором, или сотрудник готов сам ремонтировать закрепленный за ним автомобиль.

На основании ч.1 ст. 168.

1 ТК РФ дальнобойщикам работодатель возмещает следующие расходы, связанные со служебными поездками, при условии, что эти расходы обоснованы в соответствующем ЛНА и документально подтверждены:

  • расходы на проезд;
  • расходы по найму жилого помещения;
  • дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные, полевое довольствие);
  • иные расходы, произведенные работниками с разрешения или ведома работодателя.

Карта для тахографа — это важно

Составив и согласовав с работником трудовой договор, подписав приказ о приеме, личную карточку, НЛА, мы вроде бы закончили оформление документов на сотрудничество с дальнобойщиком.

Если у кандидата есть карта водителя и она подходит для тахографа, установленного в транспортном средстве, то он может приступать к выполнению своих обязанностей. В случае если его карта не подходит к вашим тахографам или ее вообще нет, начать работать новый сотрудник сможет в лучшем случае через месяц, т.к.

на ее изготовление в специализированной организации уходит некоторое время. Управление транспортным средством без карты грозит административной ответственностью:

  1. по ч. 1 ст. 11.23 КоАП РФ:
    • штраф на водителя составляет от одной тысячи до трех тысяч рублей;
    • на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
  2. по ч. 2 ст. 11.23 КоАП РФ, т.к. нельзя отследить ненарушение водителем установленного режима труда и отдыха, штраф — от одной тысячи до трех тысяч рублей.

Поскольку в административном праве действует презумпция виновности, то никто не будет на дороге разбираться, по какой причине происходит нарушение. Подтверждение этому можно найти в Постановлении Ярославского Областного суда от 28 сентября 2015 г. N 4А-410/2015. Поэтому без карты для тахографа работника отпускать в рейс нельзя.

Режим труда и отдыха водителей: старые и новые требования с 2018

Трудовой кодекс водителя экспедитора

Главные документы, которые регулируют работу сотрудников-водителей, — это Трудовой кодекс РФ и Положение «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей», утвержденное Приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15, (далее — Положение). Последние изменения в Положение внес Приказ Минтранса России от 03.05.2018 № 170, который вступил в силу 5 июня 2018 года. Об этих изменениях тоже обязательно расскажем ниже.

Документы касаются не только предприятий, специализирующихся на перевозках грузов и/или пассажиров.

Они также определяют права и обязанности любых водителей, которые работают по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих организациям, вне зависимости от формы собственности, включая индивидуальных предпринимателей (п. 2 Положения). Исключение составляют водители на международных рейсах и водители-вахтовики.

Методы учета рабочего времени

В зависимости от специфики работы водителей предприятие может использовать один из двух методов учета рабочего времени:

  1. Ежедневный учет рабочего времени водителей — если рабочая смена не превышает приведенной в ТК РФ нормы — 40 часов в неделю, то есть при пятидневке это восемь часов, при шестидневке — семь часов.
  2. Суммированный учет рабочего времени водителей — если есть производственная необходимость продлить рабочую смену. При этом суммарно отработанное время не должно превышать норму за месяц. Продление смены свыше установленной ТК РФ нормы работодатель должен согласовать с профсоюзом или другим выборным органом.

Рабочее время водителя

Специфика труда предполагает, что в рабочий день водителя включается не только время непосредственного управления автомобилем, но сопутствующие периоды:

  • специальные перерывы для отдыха от управления автомобилем;
  • время на подготовительные и заключительные работы перед выездом и после возвращения в организацию, при междугородних перевозках — время, отведенное на необходимые работы в пункте оборота;
  • время на медицинский пред- и послерейсовый осмотр водителя;
  • стоянка в пунктах погрузки/разгрузки грузов, посадки/высадки пассажиров;
  • простои, которые случились не по вине водителя;
  • время, необходимое для устранения обнаруженных на маршруте поломок и неисправностей, которые не требуют разборки механизмов или буксировки в автосервис;
  • время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородних перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем;
  • для дальних маршрутов, когда в рейс отправляются два водителя, — время пребывания на рабочем месте второго водителя, когда тот непосредственно не управляет автомобилем.

То есть если у водителя установлен семичасовой рабочий день, то в него входят и медосмотры до и после выезда в рейс, и промежуточные перерывы для отдыха, и время для погрузки/разгрузки.

Важно! Некоторые периоды могут засчитываться не полностью:

  • время охраны груза — не менее 30 %;
  • время второго водителя, когда он не управляет ТС, — не менее 50 %.

Пример. Водитель получает задание забрать со склада строительные материалы, доставить их в обособленное подразделение в другом городе и вернуться в гараж.

ПериодФактическое времяРабочее время
Предрейсовый осмотр15 минут15 минут
Управление ТС30 минут30 минут
Погрузка30 минут30 минут
Управление ТС3 часа3 часа
Охрана груза2 часа40 минут (30 %)
Разгрузка30 минут30 минут
Управление ТС3 часа3 часа
Послерейсовый осмотр15 минут15 минут
ИТОГО10 часов8 часов 40 минут

Периоды труда и отдыха

Законодательство позволяет увеличивать трудовую смену водителей до 10 часов в день. В исключительных случаях водитель может работать и до 12 часов подряд, при этом общее время пребывания за рулем не должно превышать девять часов.

Приказ Минтранса России от 03.05.2018 № 170, о котором мы говорили в начале статьи, отредактировал перечень таких ситуаций. С 5 июня 2018 года до 12 часов могут работать водители:

— на регулярных городских и пригородных маршрутах (п. 11 Положения);

— на междугородних перевозках, когда водителю необходимо дать возможность доехать до места отдыха (п. 10 Положения);

  • на перевозках для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, вещателей общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, оператора связи, осуществляющего эфирную цифровую наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, аварийных служб, на технологических перевозках без выхода на автомобильные дороги общего пользования (п. 12 Положения);
  •  на перевозках для органов государственной власти и местного самоуправления на служебных автомобилях (п. 12 Положения);
  • на перевозках в специальных инкассаторских машинах (п. 12 Положения).

Обратите внимание: из п. 12 Положения убраны поездки на пожарных и аварийно-спасательных автомобилях.

Если есть необходимость продлить выезд больше чем на 12 часов, в рейс должны быть отправлены два водителя. Им устанавливается сменный график труда.

При необходимости и с учетом производственной специфики работодатель может разбить рабочий день на части.

Например, такая разбивка дня на две части может быть введена для водителей автобусов, работающих на регулярных городских, пригородных и междугородних автобусных маршрутах (п. 13 Положения).

При этом суммарно рабочее время не должно превышать установленную продолжительность дневной смены.

Приказ № 170 ввел еще одно немаловажное ограничение — общее количество часов, проведенных за управлением ТС, не должно превышать 56 часов в неделю.

Ранее действовало только одно условие — не более 90 часов за две недели подряд.

Введено и понятие «неделя» — это период с 00 часов 00 минут 00 секунд понедельника до 24 часов 00 минут 00 секунд воскресенья (п. 17 Положения). Изменения уже вступили в силу.

Законодательство не только регулирует время труда, но и гарантирует водителям обязательные периоды отдыха:

  1. Перерыв на прием пищи. Выделяется в течение рабочего дня и может длиться от 30 минут до двух часов. Если общая продолжительность смены более восьми часов, таких перерывов может быть и два — главное, чтобы их общая длительность была не более двух часов.
  2. Отдых между сменами. Его продолжительность зависит от длины рабочего дня. Междусменный отдых не должен быть меньше, чем рабочая смена в двойном размере. При этом, напоминаем, рабочая смена включает в себя не только время в пути, но и подготовительные работы, погрузку/разгрузку и пр. Например, при длительности смены в семь часов междусменный отдых должен быть не менее 14 часов.
  3. Выходные дни. Они не могут быть меньше 42 часов и должны быть предоставлены перед междусменным отдыхом или после него. При суммированном учете рабочего времени число выходных дней в текущем месяце не может быть меньше количества полных недель этого месяца.

Пример. При стандартной пятидневной рабочей неделе и продолжительности смены в восемь часов время отдыха в выходной не может быть меньше, чем 42 + 16 = 58 часов.

Кроме того, для водителей междугородних рейсов после первых четырех часов непрерывного управления ТС предусмотрен специальный перерыв для отдыха не менее 15 минут. И далее аналогичные перерывы должны повторяться не реже чем каждые два часа.

Если раньше обязанность предоставлять кратковременные периоды отдыха ложилась на работодателей, то в последнем Приказе № 170 законотворцы изменили формулировку. Согласно новой редакции п.

 19 Положения, выполнять требования о специальных периодах отдыха должны сами водители.

График работы водителей и другие документы

Все тонкости режима труда и отдыха водителей работодатель в обязательном порядке должен зафиксировать в документах. Основной из них — это Правила внутреннего трудового распорядка организации. С учетом правил с каждым принятым на работу водителем составляется трудовой договор, где прописывается режим работы, возможность ненормированного рабочего дня и условия оплаты и пр.

Кроме того, работодатель ежемесячно составляет график работы водителей, где указывает рабочие дни сотрудников, время начала и окончания смен, время перерывов для отдыха и питания для каждой смены и дни еженедельного отдыха.

Ведите график рабочего времени водителей в Контур.Персонале

Узнать больше

Все документы должны соответствовать нормам Приказа Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15, который утвердил Положение, и Трудового кодекса РФ.

Тахографы

Обязанность контролировать соблюдение режима труда и отдыха водителей возложена на работодателей (п. 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»). Среди прочих положений документа стоит выделить требования:

— соблюдать установленный российским законодательством режим труда и отдыха водителей;

— оснащать транспортные средства техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (тахографы).

Законодательно требование оборудовать транспортные средства тахографами действует уже несколько лет. Согласно Приказу Минтранса РФ от 21.08.2013 № 273 процесс оснащения происходил поэтапно в зависимости от категории транспорта и должен был завершиться к 1 января 2018 года. За отсутствие контролирующего оборудования с 1 апреля 2014 года применяются штрафные санкции (ст. 11.23 КоАП):

Вид правонарушенияРазмер штрафа
1.Управление транспортным средством для перевозки грузов и (или) пассажиров без тахографа, если такое требование предусмотрено законодательством.2. Езда с неработающим или с не соответствующим установленным требованиям тахографом, за исключением случаев поломки оборудования после начала рейса.3. Нарушение правил использования тахографаОт 1 000 до 3 000 рублей — для граждан,от 5 000 до 10 000 рублей — для должностных лиц
Нарушение лицом, управляющим транспортным средством для перевозки грузов и (или) пассажиров, установленного режима труда и отдыхаОт 1 000 до 3 000 рублей

Источник: https://kontur.ru/articles/5169

Трудовой договор с водителем. Образец и бланк для скачивания 2019 года

Трудовой кодекс водителя экспедитора
Важность тщательного подхода к составлению трудового договора с водителем диктуется значительно возросшими объемами грузоперевозок автотранспортом, в том числе большегрузным прицепным, и, соответственно, увеличением числа людей, занятых в этой профессии.

Файлы в .DOC:Бланк трудового договора с водителемОбразец трудового договора с водителем

Требования к трудоустройству водителя

Трудовой кодекс предусматривает устройство на работу водителем только после успешного прохождения кандидатом медицинского осмотра. Кроме этого, у нового работника должны быть документы, подтверждающие его профессиональную квалификацию и стаж работы водителем.

Наличие у кандидата прав на управление транспортным средством в течение длительного срока, отсутствие аварий на протяжении водительского стажа и большой опыт работы за рулем будут плюсом для претендента. Администрация также имеет право убедиться в опыте и профессионализме водителя, проведя практические испытания навыков вождения нового водителя.

Для оформления трудовых отношений кандидат должен представить кадровому работнику следующие документы:

  1. действующий паспорт;
  2. трудовую книжку или другие документы, подтверждающие стаж работы;
  3. сертификаты обязательного медицинского и социального страхования;
  4. документы постановки на воинский учет или военный билет;
  5. для принимаемых на работу на грузовой транспорт – водительские права категории С и СЕ.

После проверки документов кадровый сотрудник должен ознакомить водителя с инструкциями, регламентирующими внутренний распорядок предприятия и режим труда и отдыха водителей.

Немаловажным является ознакомление с системой материального поощрения, размером премиальных выплат и компенсаций за переработку. Обязательство претендента, касающееся неразглашения конфиденциальных сведений об организации, прилагается к кадровому личному делу.

Должностная инструкция является основным локальным нормативным актом, подлежащим безусловному исполнению. После изучения и подписания всех вышеуказанных инструкций и правил испытуемый проходит обязательный вводный инструктаж по технике безопасности и по охране труда на рабочем месте.

Условия трудового договора

трудового договора с водителем в полной мере регламентируется Трудовым кодексом РФ. Так, в соответствии с требованиями закона, договор в обязательном порядке должен содержать в себе:

  1. Реквизиты сторон. Адрес предприятия, помимо параграфа «реквизиты», нотифицируется также в графе «место работы».
  2. Краткое описание основных производственных обязанностей водителя. Более подробно эти функции отражаются в должностной инструкции.
  3. Дата заключения договора. При бессрочных трудовых соглашениях обычно датой начала работы вновь принятого водителя считается следующий после подписания договора день. Если договор является срочным, то работодатель должен указать мотивы заключения срочного договора.
  4. Размер заработной платы и поощрительных выплат, а также даты авансирования и полного расчета за предыдущий месяц.
  5. Распорядок рабочего дня и время обеденного перерыва, а также других перерывов для отдыха.
  6. Описание транспортного средства, предаваемого водителю для выполнения своих производственных функций. Характеристики рабочего места и его основные черты.
  7. Размеры обязательных социальных отчислений.

Специфические условия договора

В служебные обязанности водителя, как правило, входят функции по управлению автотранспортным средством, соблюдение установленных графиков погрузки/разгрузки, движения и т.п.

В специфические условия договора с водителем входят условия работы, характерные именно для водителя транспортного средства. Так, в обязанности водителя входят:

  1. уход за автомобилем;
  2. своевременная проверка технического состояния автомобиля, уровня масла двигателя и рабочих жидкостей (тормозной, охлаждающей, гидравлической и т.д.),
  3. заправка топливом;
  4. замена смазок трущихся деталей;
  5. соблюдение сроков профилактического и планового ремонтов и т.д.

После окончания рабочего дня автомобиль должен быть припаркован на базе предприятия или в другом месте, указанном диспетчером. Если на предприятии нет авторемонтной службы, то осмотр автомобиля на предмет мелких поломок и их оперативное исправление также поручается водителю.

При отсутствии экспедитора водитель также обязан принять по накладной товары для транспортировки и убедиться в сохранности тары, контролировать погрузочные работы с целью равномерного распределения груза в кузове и непревышения грузоподъемности автомобиля.

Во время перевозки водитель обязан обеспечивать сохранность груза и специфические условия транспортировки, например, температурный режим при транспортировке продуктов в холодильниках и термобудках.

Участие в процессе сдачи груза на станции назначения также может быть включено в служебные обязанности водителя. В этом случае он подписывает акты по недостачам и порче товара, если такие полномочия документально подтверждены доверенностями работодателя.

Соблюдение правил дорожного движения является прямой обязанностью водителя, так как лишение прав на срок свыше двух месяцев может повлечь за собой увольнение работника.

Автотранспортное предприятие, независимо от формы собственности, привлекается к административной ответственности за выпуск на линию лишенного прав водителя. Размер налагаемых на предприятие штрафов может доходить до 100 000 руб., а штрафы, накладываемые на руководителей, ответственных за выпуск транспортных средств в работу, могут достигать 20 000 рублей.

Дополнительные служебные обязанности по контролю и оформлению документации на груз, вменяемые водителю, требуют заключения с ним дополнительных соглашений к трудовому договору. Они могут касаться выполнения водителем экспедиторских функций, совмещения должностей или материальной ответственности.

Условия допусков водителя по видам работы

Как видно из вышеизложенного, круг обязанностей водителя широк и специфичен для каждой организации в зависимости от задач и объема перевозок.

В соответствии с перечнем профессиональных требований к квалификации водителей, утвержденным Министерством транспорта РФ, установлены соотношения между квалификацией водителя и правом на выполнение тех или иных работ. Так:

  1. К перевозке крупногабаритных и/или многотонных грузов допускаются водители со стажем, превышающим пять лет.
  2. Взрывоопасные и легковоспламеняющиеся грузы требуют повышенной квалификации водителей. Лица, лишенные прав, а затем восстановившие их, к таким перевозкам не допускаются.

Характер работы водителей, занятых дальними перевозками, определяется в должностной инструкции как разъездной. Трудовой кодекс в этом случае налагает на работодателя обязанности по возмещению расходов водителя на питание и жилье во время рейса.

Режим труда и отдыха

Внутренний распорядок предприятий, касающийся режима труда и отдыха водителей, регламентируется ведомственными приказами Минтранса РФ и рекомендациями Минздрава.

Специфика труда водителя обязывает работодателей устанавливать для них особые рабочие режимы, включающие в себя длительность непрерывной работы за рулем и периодичность отдыха.

Рабочее место водителя

По условиям трудового договора рабочим местом водителя считается вверенный ему автомобиль, числящийся на балансе предприятия.

Помимо кабины автомобиля рабочими местами водителя также будут гараж, мастерская, паркинг. Поддержание порядка на рабочих местах является прямой обязанностью водителей.

Меры по охране труда и промышленной безопасности на рабочем месте регламентируются законодательными актами и внутриведомственными нормативными актами, а также инструкциями автотранспортных предприятий.

Условия оплаты

В зависимости от характера работы водителя, его заработная плата в различных организациях может быть или повременной, или сдельной. В большинстве случаев заработная плата водителей состоит из должностного оклада и надбавок за сверхурочное время, высокую квалификацию и совмещение должностей.

При сдельной оплате в расчет принимается объем выполненной работы в тонно-километрах и тарифные расценки. Возможна и оплата по конечным результатам работы всего предприятия в зависимости от размера фонда заработной платы.

Специальные правила для дальнобойщиков

Водители-дальнобойщики для фиксации времени нахождения за рулем и времени отдыха используют тахографы. Эти приборы регистрируют также скорость и километраж пробега.

Для запуска тахографа необходима карта водителя. Отсутствие у водителя этой карты влечет за собой административное наказание в виде штрафа в сумме до 3000 рублей. Администрация предприятия за отсутствие у водителя карты может быть оштрафована на сумму от 5 до 10 тысяч рублей.

Источник: https://zakonius.ru/obrazec/trudovoj-dogovor-s-voditelem

Разъяснены отдельные вопросы привлечения работника к материальной ответственности

Трудовой кодекс водителя экспедитора

Верховный Суд Республики Бурятия обобщил практику городских и районных судов региона по спорам, связанным с материальной ответственностью работника, за 2015-2017 годы. По нашему мнению, внимание следует обратить на следующие выводы, сделанные судом (справка Верховного Суда Республики Бурятия по результатам изучения практики рассмотрения дел о материальной ответственности работника).

1. Водитель-экспедитор может нести полную материальную ответственность по соответствующему договору за перевозимый им груз, но не за сам автомобиль.

В обзоре приведено дело, в рамках которого оценивалась правомерность привлечения к полной материальной ответственности водителя-экспедитора, допустившего опрокидывание транспортного средства, в результате чего был причинен ущерб как автомобилю, так и перевозимому грузу.

При этом с работником был заключен договор о полной материальной ответственности, в связи с чем работодатель посчитал возможным потребовать от него возмещения полной суммы ущерба. Суд первой инстанции работодателя поддержал, а в апелляционном порядке это решение не обжаловалось.

Тем не менее, суд республики в обзоре с выводами первой инстанции не согласился. Суд указал, что с работником как с водителем договор о полной материальной ответственности заключен быть не мог. Поэтому и нести такую ответственность за автомобиль на основании данного договора водитель не может.

Это было бы возможно, если бы был установлен факт совершения работником административного правонарушения, повлекшего ДТП, однако в суде соответствующих сведений не приводилось. Вместе с тем договор о полной материальной ответственности был правомерно заключен с работником как с лицом, осуществляющим транспортировку материальных ценностей.

И вот за эти ценности водитель может отвечать в полном размере причиненного ущерба. Поэтому требовать полной компенсации поврежденного груза работодатель имел право. Отметим, что справедливость такого подхода признается и другими судами (например, определения Алтайского краевого суда от 7 сентября 2016 г.

№ 33-9710/2016, Оренбургского областного суда от 26 июля 2016 г. № 33-5678/2016, Ростовского областного суда от 14 февраля 2013 г. № 33-1210, Ленинградского областного суда от 18 декабря 2013 г. № 33-5730/2013, Челябинского областного суда от 17 марта 2011 г. № 33-2450/2011).

2. Командировочные расходы, понесенные работодателем в связи с прохождением обучения работника в другой местности, могут быть взысканы с последнего в случае увольнения до истечения срока, установленного ученическим договором или соглашением об обучении.

В силу ст.

187 Трудового кодекса работникам, направляемым на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.

При этом согласно ст.

249 ТК РФ в случае увольнения без уважительных причин до истечения срока, обусловленного трудовым договором или соглашением об обучении за счет средств работодателя, работник обязан возместить затраты, понесенные работодателем на его обучение, исчисленные пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени, если иное не предусмотрено трудовым договором или соглашением об обучении. Как отмечается в обзоре, закон не уточняет, какие именно расходы учитываются в составе расходов на обучение. В связи с чем суд посчитал, что работодатель вправе требовать возмещения ему в том числе и командировочных расходов на оплату проезда, жилья, суточных и т. д. Следует обратить внимание, что приведенная точка зрения противоречит превалирующему в судебной практике подходу и в том числе недавно сформулированной позиции Верховного Суда Российской Федерации.

3. Если в причинении работодателю ущерба виновны сразу несколько работников, подлежащая взысканию сумма будет разделена между ними, исходя из определенной судом степени вины каждого.

В обзоре приведено дело о взыскании причиненного банку ущерба с двух работников, в результате действий которых были выпущены кредитные карты на имя клиентов банка без их ведома, получены денежные средства и использованы в личных целях.

При этом операции по выпуску и получению кредитных карт оформлял один работник под логином другого, пользуясь при этом бесконтрольностью с его стороны.

В результате суд установил, что со стороны первого работника имеет место вина в причинении ущерба Банку в виде умысла, со стороны второго – в виде неосторожности. С первого работника было взыскано 70% ущерба, со второго – 30%.

4. Суд в обзоре также задался вопросом о том, будет ли работник нести материальную ответственность за причиненный работодателю ущерб в результате излишней выдачи третьему лицу денежных средств, если решением или приговором суда с такого лица излишне выданные ему денежные средства взысканы в пользу работодателя.

Судьи заключили, что в случае, если взысканные приговором денежные суммы фактически выплачены работодателю третьим лицом, то оснований для взыскания суммы ущерба с работника не имеется. В случае, если указанные денежные средства работодателю не возмещены, данное обстоятельство не влияет на ответственность работника и обязанность по возмещению ущерба.

Источник: https://www.garant.ru/news/1213436/

Обязанности водителя-экспедитора согласно должностной инструкции

Трудовой кодекс водителя экспедитора

Если вы нанимаете себе в организацию водителя-экспедитора (или сразу несколько таких работников) расширяя штат предприятия, то вы имеете право прописать должностные обязанности этого работника как непосредственно в трудовом договоре, так и в должностной инструкции, которая может быть как приложением к договору, так самостоятельным локальным нормативным актов вашей компании.

В любом случае, нанимаемый на должность водителя-экспедитора сотрудник обязан изучить свои будущие обязанности и подписать трудовой договор, а также поставить свою подпись под документом, ознакомившись с должностной инструкцией (если такой документ был сформирован и подан на подпись при найме).

Водитель-экспедитор — это довольно распространенная профессия в России на текущий момент, особенно на предприятиях малого и среднего бизнеса, где оптимизация накладных расходов требует совмещения отдельных изначально должностей водителя и экспедитора (представитель и защитник интересов грузовладельца, либо сторонний специалист, оказывающий логистические услуги грузовладельцу).

Давайте разбираться каковы обязанности водителя-экспедитора, где они могут быть зафиксированы и в каком формате на примере должностной инструкции, хотя прописаны они могут быть и напрямую в трудовом договоре, как мы уже говорили выше.

Что включает в себя должностная инструкция водителя-экспедитора?

Как правило, должностная инструкция водителя-экспедитора состоит из 4 глав:

  1. Общие положения
  2. Обязанности водителя-экспедитора
  3. Права сотрудника
  4. Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей

Мы подготовили для вас образец должностной инструкции водителя-экспедитора в произвольной форме, ведь Трудовой Кодекс Российской Федерации не устанавливает определенного формата и жестких требований должностных инструкций, а также перечня обязанностей, которые работодатель может прописать в этом локальном нормативном акте.

Общие положения должностной инструкции водителя-экспедитора

Этот раздел инструкции закрепляют общие требования к работнику на данной должности (стаж вождения, категории водительских прав, специальные навыки, которыми должен обладать сотрудник). В общих положениях инструкции указывается, на каких условиях работник назначается на должность и освобождается от нее по решению руководства предприятия/организации.

Должностные обязанности водителя-экспедитора

Поскольку ТК РФ не устанавливает жестких требований к должностной инструкции и обязанностям работника, прописываемым в ней, то в данный раздел отдел кадров может вписать такие обязанности водителя-экспедитора как:

  • обеспечение сохранности автомобиля и вверенного груза
  • прохождение технических осмотров автомобиля
  • своевременное и корректное ведение путевых листов
  • наблюдение за правильностью осуществления погрузочно-разгрузочных работ
  • оформление установленной документации по приему и сдаче груза
  • соблюдение необходимых условий перевозки и хранения вверенного груза
  • соблюдение требований к гигиеническому состоянию автомобиля
  • своевременное прохождение медицинских комиссий.

Раздел может быть дополнен такими пунктами как своевременное информирование руководства подразделения или руководства компании о поломках транспортного средства, авариях, любых нестандартных ситуациях, которые возникли в период работы и т.д.

Права водителя-экспедитора:

Права сотрудника на данной должности определяются необходимостью выполнять свои трудовые обязанности, то есть в инструкции вы должны прописать такой набор прав водителя-экспедитора который бы позволил ему максимально выполнять свою работу:

  • принимать решения о маршрутах и скорости движения управляемого им транспортного средства в пределах своей компетенции
  • требовать создания нормальных условий труда внутри предприятия, а также во время движения по маршрутам.

Раздел может быть дополнен такими строками как право водителя-экспедитора подавать предложения по совершенствованию своей работы как непосредственно руководителю подразделения, так и руководству предприятия/организации право иметь доступ к статистике объемов выполненной работы, сезонной динамике, готовым итогам, по результатам которых, например, формируется премиальный фонд и т. д.

Ответственность водителя-экспедитора

Работник на должности водитель-экспедитор непосредственно несет ответственность за:

  • неисполнение исполнение трудовых обязанностей, а также за ненадлежащее их исполнение
  • нарушение правил дорожного движения и создание аварийных ситуаций с вверенным ему транспортным средством
  • нарушение трудового распорядка или внутренних нормативов организации, составленных в соответствии с действующим трудовым законодательством.

Помимо общих слов об обязанностях данный раздел должностной инструкции может быть расширен детально по каждому виду нарушений.

Обязанность экспедитора по перевозке грузов

Очевидно, что основной обязанностью водителя-экспедитора является безопасная и своевременная перевозка грузов, а для обеспечения сохранности вверенного ему груза обязан знать и понимать какие именно товарно-материальные ценности он перевозит на своём транспортном средстве. Такие данные позволят работнику обеспечить оптимальные условия погрузки и разгрузки грузов, которые он обязан транспортировать.

Экспедитор обязан оформить документы на груз, получить их и взять его под материальную ответственность на время перевозки от места погрузки до места назначения. До момента передачи перевозимого груза конечному получателю водитель-экспедитор непосредственно несет материальную ответственность за груз, даже если груз застрахован.

Источник: https://2020-g.ru/trud/objazannosti-voditelja-jekspeditora-soglasno/

ЖурналЗаконов
Добавить комментарий