Вывод спор поколений вместе и врозь

Подготовка к декабрьскому сочинению «Спор поколений: вместе и врозь» 1 Т.Н.Самсонова. Сузун

Вывод спор поколений вместе и врозь

1 Подготовка к декабрьскому сочинению «Спор поколений: вместе и врозь» 1 Т.Н.Самсонова. Сузун

2 Темы данного направления нацеливают на рассуждение о семейных ценностях, о различных гранях проблемы взаимоотношений между поколениями: психологической, социальной, нравственной и т.п. (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы). Т.Н.Самсонова. Сузун

3 Вопросы, на которые предстоит ответить, раскрывая темы этого направления Возможны ли гармоничные отношения между поколениями? Как научиться решать спорные вопросы и конфликтные ситуации? Каковы последствия неразрешенных конфликтов между поколениями? 3Т.Н.Самсонова. Сузун

4 Первый аспект темы Возможно, тема будет сформулирована так, чтобы заставить вас рассуждать о семейных ценностях. Тогда вы должны вспомнить произведения, в которых отцы и дети – это кровные родственники.

Рассматривать в этом случае придётся психологические и нравственные основы семейных взаимоотношений, роль семейных традиций, разногласия и преемственность между поколениями внутри семьи. Т.Н.Самсонова.

Сузун

5 Произведения А.С.Пушкин «Капитанская дочка», «Станционный смотритель»; Д.И.Фонвизин «Недоросль»; Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»; И.А.Гончаров «Обломов»; А.Н.Островский «Бесприданница»; «Гроза»; Л.Н.

Толстой «Война и мир»; А.П.Чехов «Вишнёвый сад»; И.С.Тургенев «Отцы и дети»; М.А.Шолохов «Тихий Дон»; Б.Екимов «Ночь исцеления»; В.Распутин «Последний срок»; В.Астафьев «Людочка»; У.Шекспир «Ромео и Джульетта». Т.Н.

Самсонова. Сузун

6 Второй аспект темы Возможный вариант формулировки – это темы, предполагающие рассмотреть конфликт между нравами представителей разных поколений вообще, независимо от родственных связей. В этом случае значительное внимание следует уделить взглядам людей, обусловленным принадлежностью к разным эпохам, формированием в разных социальных условиях. Т.Н.Самсонова. Сузун

7 Произведения А.С.Грибоедов «Горе от ума»; М.Ю.Лермонтов «Бородино», стихотворение «Дума» («Печально я гляжу на наше поколенье…») А.Н.Островский «Гроза»; И.С.Тургенев «Отцы и дети»; А.П.Чехов «Вишнёвый сад»; В.Распутин «Прощание с Матёрой»; Г.Щербакова «Вам и не снилось». Т.Н.Самсонова. Сузун

8 Третий аспект темы Говоря о споре поколений, можно иметь в виду идеологический конфликт, т.е. столкновение идеологий людей, имеющих разные политические взгляды. Антагонисты данного конфликта могут быть ровесниками, но их идейные принципы могут отражать идеологию определённых социальных слоёв. Т.Н.Самсонова. Сузун

9 Произведения А.С.Грибоедов «Горе от ума»; И.С.Тургенев «Отцы и дети»; А.П.Чехов «Вишнёвый сад»; В.Г.Короленко «В дурном обществе»; М.А.Шолохов «Родинка», «Прокомиссар». Т.Н.Самсонова. Сузун

10 Четвёртый аспект темы Отношения между поколениями — это не только конфликт, но и преемственность, желание передать собственную систему ценностей, окружить себя близкими людьми. Всегда ли это получается? Т.Н.Самсонова. Сузун

11 Произведения Д.И.Фонвизин «Недоросль»; А.С.Пушкин «Капитанская дочка»; Н.В.Гоголь «Мёртвые души» (на образе Чичикова); М.Е.Салтыков-Щедрин «Премудрый пескарь»; И.А.Гончаров «Обломов»; Л.Н.Толстой «Война и мир»; В.Распутин «Уроки французского». Т.Н.Самсонова. Сузун

12 Вступление и заключение Жизнь человека сложна и противоречива.

Сколько трагических ошибок делаем мы, даже не пытаясь понять своих предшественников! В классической литературе трудно найти писателя, в творчестве которого не отражалась бы эта проблема. Разумеется, идеал всегда далёк от реальной действительности.

Но мне кажется, что гармоничными можно назвать такие отношения между поколениями, когда старшие открыты для диалога с детьми, а младшие готовы принимать старших такими, какие они есть..

13 Используя план сочинения на тему «Возможны ли гармоничные отношения между родителями и детьми?» I.Возможны ли гармоничные отношения между родителями и детьми? II.

Литература учит нас тому, что гармоничные отношения между родителями и детьми существуют. 1. «Мысль семейная» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». 2. Образы Аркадия и Николая Петровича Кирсановых в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети». III.

Стремление понять и принять друг друга залог гармоничных отношений между поколениями.

14 План сочинения на тему «Как изображается конфликт поколений в русской литературе первой половины 19 века?»

15 Использованные ресурсы Нарушевич А.Г. Презентация «Итоговое сочинение в 11 классе» 15Т.Н.Самсонова. Сузун

Источник: http://www.myshared.ru/slide/974048/

Итоговое сочинение в 11 классе. Спор поколений: вместе и врозь

Вывод спор поколений вместе и врозь

Итоговое сочинение в 11 классе.

Спор поколений: вместе и врозь

Тема.

Конфликт и преемственность поколений в произведениях русской литературы.

Цели.

  1. Проверить и закрепить знания художественной литературы.

  2. Развить навыки работы с текстом.

  3. Раскрыть суть отношений главных героев произведений с противоборствующим другим.

  4. Сделать вывод, как отражается конфликт и преемственность поколений/

Задачи.

Метод.

Аналитическая беседа, комментированное чтение, пересказ эпизодов, творческая работа учащихся (написание сочинений).

Ход урока.

«Что отца своего и мать свою, и благо тебе будет и долголепен будешь на земле» (Библейская заповедь)

«Порвалась связь времен» (В. Шекспир)

«Сегодня российское общество испытывает дефицит духовных скреп» (В.В. Путин)

  1. Слово учителя о целях и задачах урока

— Пословное обдумывание формулировки темы. Учитель заостряет внимание на том, что здесь действительно важно каждое слово. И ключевые спесь слова:

— Конфликт – это столкновение, непримиримость, противоречие, протест.

— Преемственность – продолжение, начатого предшественниками, следование их пути.

Вступительное слово учителя.

Как вы понимаете эпиграфы?

  1. Проверка домашнего задания

Вспомним суть споров отцов и детей в романе «Отцы и дети». В качестве опережающего домашнего задания вам было дано над вопросами:

– Как Тургенев противопоставил братьям Кирсановым нигилизм Базарова?

— Наделен ли Базаров рефлексией, определенным расхождение между словами (убеждениями) и делами (готовность и способностью «рассиропится»)? В каких эпизодах это обнаруживается?

-Как характеризуют Базарова его циничные суждения о женщинах и глубокая, страстная любовь к Одинцовой?

-Что можно сказать о грубоватых высказываниях героя о родителях и нежной любви к своим старикам?

-В каких эпизодах романа обнаруживается «великое сердце» Базарова и безусловный трагизм его судьбы? Где проявляется трагедия бессмысленного отрицания того, что является прекрасным (музыки, поэзии, живописи, природы)?

Непонятно к чему

В самом деле, наше общество утратило за последние десятилетия традиционные нравственные ценности. Разобщённость «Отцов и детей», непонимание даже внутри одного поколения особенно остро ощущаются сейчас, когда утрачены прежние смыслы и цели, а новые вызывают растерянность, неопределенность.

Правда, такие споры были очевидны и в прежние время.

Предлагаю вспомнить суть споров отцов и детей в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».

Вспомните, чем ознаменовался приезд Базарова в Марьино?

Прежде всего Базаров не считает нужным в угоду элементарным правилам учтивости менять свое обычное поведение. Оказавшись в обществе людей старшего поколения, не разделяющих революционно-демократических убеждений, он проявляет нетерпимость к их мнению, становится грубым среди своих товарищей.

Оба героя (Базаров и Павел Петрович) почувствовали неприязнь друг к другу при первой же встречи. Павел Петрович окрестил Базарова циником, плебеем, лекаришкой, волосатым, шарлатаном. Базаров же называет Кирсанова аристократишкой, идиотом.

И первая же встреча за чаем привела к словестной дуэли, которая длилась вплоть до настоящего поединка.

Спорили по разные вопросам, волновавшим в то время: о нарде, его жизни, о науке, патриотизме, религии, искусстве. Здесь и далее и выявились нигилистичные взгляды Базарова.

Он считает, что «порядочный химик в 20 раз полезнее поэта», что «природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Базаров не признает чувств, считая, что есть только ощущения.

Будучи естествоиспытателем, герой не признает никаких высших духовных ценностей.

Но начинается проверка взглядов Базарова жизнью. Постепенно после встречи с Одинцовой базаров начинает осознавать свою беспомощность перед вечностью и могуществом природы: «…И часть времени, которую мне удастся прожить, так ничтожны перед вечностью, где меня не было и не будет!..» — восклицает он. Грусть и растерянность чувствуем мы в этих словах.

Да и любовь, которую он тоже отрицал, входит в его жизнь. Как оказалось, он способен на глубокое чувство. Хотя оно и осталось безответным, а ведь прежде он был так циничен в отношении к женщине.

Особую остроту, пронзительность придает конфликт Базарова с родителями. Чувства Базарова противоречивы. С одной стороны, в порыве откровенности он признается, что любит своих родителей, а с другой – в его словах сквозит презрение к «глупой жизни отцов», продиктованное его жизненной позицией, его твердыми убеждениями. Разлад этот, по-видимому, не разрешим.

Базаров утверждает: «Всякий человек сам себя воспитывать должен – ну хоть как я». Но не прав он. Только благодаря примеру родителей, их воспитанию возможен был интеллектуальный рост Базарова. Трагедия его в том, что утратив возможность понимать их, принимать их такими. Как есть, прощать.

Между ними велика пропасть, да и сам Базаров не хочет сблизится с ними, считая это шагом назад.

«Чти отца твоего и мать твою, да благо тебе будет, да долголетен будешь на земле», — гласит пятая заповедь, данная Господом Богом. Как же правильно почитать отца и мать? Это в первую очередь любить их, быть благодарными им за жизнь, которую они дали, не судить их поступки, заботиться о них до самой их смерти, слушать их во всем.

Поное забвение этой заповеди у базарова: «да благо будет тебе, должен будешь на земле». Забыл о Боге, исключил его из своей жизни:»Я гляжу в небо, когда хочу чихнуть», — говорит герой. Вот еще и почему………………………………………………………………….

Проблема, заваленная Тургеневым в названии романа, — это проблема на все времена. Собственно, это проблема переосмысления жизненных ценностей поколения, предшествующего поколением, приходящим ему на смену. Не всякая смена поколений сопровождается таким переосмыслением и такой ломкой, как это произошло с Базаровым.

Важно отметить, что идейный конфликт, который возник в романе между Базаровым и «отцами» примирением не разрешится не может. Мировоззренческое противопоставление ведет к полному разрыву – к нарушению связи времен. (см.1 эпиграф). Фигура Базарова трагична и одиночеством его.

Нет у него настоящих последователей на главном его поприще (не стоит думать, что медицина – главное его поприще). Одинок он и в личной жизни. Старики –родители чуть ли не боятся его, и он с ними скучает. И в отношениях с Одинцовой он терпит крах.

Эта история окончательно надломила его.

Неожиданно обнаруживается, что и с народом, знанием и пониманием которого он так похваляется, у него тоже нет подлинной близости. Простой мужик выносит ему приговор: «Известно, барин: разве он что понимает?»

Скептицизм охватывает героя. Он и сам перестает верить в необходимость какой бы то ни было полезной деятельности. Усталость, бездействие, тоска героя ведут к трагическому тупику его жизненного пути.

  1. Переход к анализу сцен из «Капитанской дочки»

Учитель

И все-таки как хорошо, когда не война, не протест против старшего поколения, а преемственность, дает понимание смысла жизни отцов утвердились в сознании детей. «Духовные скрепы» навсегда соединили Петра Гринева с родителями.

Напомните основные эпизоды, рассказывающие поведение героя, следование завету отца, в повести «Капитанская дочка».

Учащиеся рассказывают

-эпизод казни защитников Белогорской крепости.

— В штабе Пугачева.

-В Бердской слободе.

Делаем вывод

Примером стойкости, верности своим убеждениям, царю и Отечеству и, конечно, Богу, является Петр Гринев. Несмотря на сложные драматические обстоятельства в которых он оказался, Петр Гринев не уронил чести, остался верен государыне и не опозорил чести своей семьи.

Герой всегда надеялся на милость Господа и выходил из труднейших положений благодаря своим нравственным качествам. В трудные минуты жизни он руководствуется не сиюминутными интересами, а высшими принципами, которые помогают ему принять правильные решения.

Как ни уговаривал его Пугачев перейти на его сторону, Гринев не изменил себе, своим убеждениям, сохранив при этом достоинство и честь.

Источник: https://infourok.ru/itogovoe-sochinenie-v-klasse-spor-pokoleniy-vmeste-i-vroz-676609.html

Спор поколений: вместе и врозь

Вывод спор поколений вместе и врозь

Вопросы, заданные человечеству войной

Человек и природа в отечественной и мировой литературе

Спор поколений: вместе и врозь

Чем люди живы?

КРИТЕРИИ ПРОВЕРКИ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ

Критерии проверки Что проверяется За что ставится незачет
1. Соответствие теме   сочинения: умение рассуждать, правильный выбор способа раскрытия темы: ответ на вопрос темы, размышления над проблемой, построение высказывания, опирающегося на тезисы, связанные с заданной темой и т.п.. Сочинение не соответствует теме, нет цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла  
2. Аргументация. Привлечение литературного материала   Умение на основе литературного материала (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистика) строить рассуждения, аргументировать свою позицию, демонстрируя знание хотя бы одного произведения отечественной или мировой литературы и показывая свой подход в использовании материала. Уровни осмысления художественного текста: отдельные элементы смыслового анализа (тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.), комплексный анализ: единство формы и содержания при интерпретации темы. Сочинение написано без привлечения литературного материала, существенно искажено содержание произведения, литературные произведения лишь упоминаются в работе  
3. Композиция и логика рассуждения   Умение логично выстраивать рассуждение, навыки аргументировать свои высказывания, логика в оперировании тезисами и доказательствами Грубые нарушения логики, мешающие пониманию смысла текста
4. Качество письменной речи   речевое оформление текста: умение демонстрировать большой лексический запас, разнообразные грамматические конструкции, употреблять термины, избегая речевых штампов Низкое качество речи, речевые ошибки, мешающие пониманию смысла текста
5. Грамотность   Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника Грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки: более 5 ошибок на 100 слов

Сочинение-рассуждение

Спор поколений: вместе и врозь

Сколько существует человечество, столько и волнует его вечная проблема «отцов и детей», в основе которой лежит разрыв связей между разными поколениями. Что же ведет к недопониманию между «отцами и детьми»?Со времен Сократа и Аристотеля и до наших дней в обществе присутствует конфликт (разногласие, столкновение, лежащее в основе борьбы героев) между поколениями.

Вопрос этот занимал и занимает если не центральное, то одно из основных мест в их мыслях. Во время бурных изменений какой-либо сферы жизни человека эта проблема встает с удвоенной силой: отцы — консерваторы, которым чужды любые изменения, а дети — “двигатели прогресса”, стремящиеся свергнуть устои и традиции, воплотить в жизнь свои идеи.

«Отцов и детей» я беру в более широком смысле, чем семейные узы.

Вспоминаю комедию А.С.Грибоедова «Горе от ума». Конфликт между «отцами и детьми» здесь лежит в области мировоззрений, взглядов на мир.Фамусов кичится тем, что жизнь, на его взгляд, прожил достойно. Он утверждает, что Софье не стоит искать для подражания другого образца, коли в глазах «пример отца».

Что интересно в этом произведении, так это то, что к «отцам» относятся не только Фамусов и его окружение, но и ровесники Чацкого, Софья и Молчалин, которые являются членами фамусовского общества, а Чацкий — представитель нового света — им чужд.

Чужд потому, что мыслит о мире и действует в жизни по-другому.

Это общественное явление нашло отражение и в романе Ивана Сергеевича Тургенева “Отцы и дети”, где Евгений Базаров своим поведением и высказываниями показывает, что время, в котором жили старшие Кирсановы и его отец, необратимо уходит в прошлое, а на смену ему приходит эпоха с другими принципами и идеалами. Но и в этом произведении можно отметить, что в его финале к лагерю «отцов» присоединяются Аркадий, бывший спутник Базарова,и его жена Катя, люди молодые. Интересным в этом романе является и то, что Н.П.Кирсанов готов согласиться с упреками Базарова: «Пилюля горька, а проглотить ее нужно!»

Могу сделать вывод, что разногласия между «отцами» и «детьми» существовали всегда. Причины их совершенно различны, но суть одна – непонимание людей разных эпох, избежать которого легко, если быть хоть чуть-чуть терпимее друг к другу. В то же время хочу подчеркнуть, что как бы отцы и дети не спорили, они все равно оставались и остаются близкими людьми… (355 слов)

Сочинение-рассуждение

Радость которую дарит природа

Природа прекрасна в любое время года, надо только научиться увидеть ее красоту. И белый пушистый снег, и набухающие на вербе почки, и золотой одуванчиковый луг, и багряные кисти рябины — все это чудесный мир, радующий и волнующий сердце человека.

В художественной литературе природа не просто пейзаж, фон, на котором разворачиваются события. Описание природы — важнейший компонент произведения, источник разнообразных переживаний и ощущений для читателя.

Впервые глубокое впечатление, связанное с эстетическим восприятием картины природы, я испытала, читая рассказы из Записок охотника Ивана Сергеевича Тургенева. Герой цикла — охотник, и, конечно, события происходят на лоне природы. В каждом рассказе есть различные по объему пейзажные зарисовки.

Бежин луг начинается с описания прекрасного июльского дня . Утро. Восход солнца – это игра красок, света. Цветовая палитра обширна: здесь упоминаются багровый, лиловый, серебряный, золотисто-серый оттенки. На небе живут и меняются облака.

Они то круглые высокие с нежными белыми краями , то сдвигаются, теснятся так, что не видно небесной синевы. К вечеру они исчезают, некоторые из них ложатся розовыми клубами напротив солнца . Когда я внимательно прочитала этот текст, поняла, что мы не видим, не чувствуем то, что окружающий мир щедро дарит нам каждый день.

Могучее светило, которое взлетает на небо , россыпи серебристых звезд на ночном небе, тонкая паутинка между веточками берез — все это такой простой и такой загадочный мир, который надо понять, впустить в свою душу. Это красота, которая делает человека лучше.

А что значит лучше? Например, наблюдательнее. Человек, увидев красоту живой природы, стремится раскрыть ее секреты, стать частью мира. Так происходит в маленьком рассказе М. Пришвина Золотой луг . В нем нет детально прорисованного пейзажа. Просто сказано: …под окном был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво .

Красота заставила мальчика наблюдать. Он увидел, что вечером луг не золотой, а зеленый, потому что лепестки на ночь сжимаются, как пальцы на руках у человека. Одуванчик стал для детей одним из самых интересных цветков, ведь он ложился спать и вставал вместе с людьми. Когда я вижу цветущие полянки одуванчиков, всегда вспоминаю Золотой луг М. Пришвина.

Вот так литературные произведения помогают видеть красоту природы, чувствовать единство человека и окружающего мира, учат находить радость и гармонию в общении с природой.(357)

Сочинение-рассуждение

Не уйти человеку от природы

«Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с ней», — так писал более ста лет назад Л.Н. Толстой. Есть ли счастье у людей сегодня? Все меньше становится чистых рек и озер, дикого леса, нераспаханных степей. В крупных городах людям уже нечем дышать.

Кто виноват в том, что исчезло единение человека с природой? Почему наступило противостояние? Ответы на эти вопросы ищут те, кто обеспокоен будущим человечества и Земли. Среди защитников жизни на планете и русские писатели.

Не одно десятилетие к их мнению прислушиваются, обсуждают их книги, на них равняются экологи и политики. Произведения В. Астафьева, В. Распутина, Ч. Айтматова раскрываются наболевшие проблемы взаимоотношений человека и природы. Но если в произведениях В. Астафьева и В.

Распутина природа погибает, хотя и не всегда покоряется, то у Айтматова она начинает мстить человеку за все страдания.

С первых строчек романа «Плаха» читатель чувствует тревожные мотивы конца света, гибели природы перед сокрушающей деятельностью человека.

«Машины, вертолеты, скорострельные винтовки – и опрокинулась жизнь в Моюнкумской саванне вверх дном…». Причина надругательства над природой самая прозаическая: область не выполняет план по мясосдаче.

В результате решено выполнить его за счет ресурсов природы. В заповедных местах зверски истребляются сайгаки.

Читателю хочется найти ответы на многие вопросы. Главный из них -совместимы ли поступки человека и природы? И выходит, что чаще всего несовместимы. Что может быть трагичнее такого ответа, ведь человек сам – дитя природы.

В романе «Плаха» природу олицетворяет семья волков. Волки – свободные, властные животные. Поражает образ волчицы Акбары с прозрачно – синими божественными глазами. Именно так красива, по мнению Айтматова, должна быть в нас природа.

Пока связи Акбары с миром людей не нарушены, она может жалеть голого, беззащитного человека. Но вот человек вмешивается в хрупкую гармонию природы: устраивает бойню. Во время охоты на сайгаков убивает, сжигает, похищает волчат.

Потеряв три выводка,

волки начинают мстить человеку. Однажды возле человеческого жилья Акбара встречает ребенка: «Она кротко смотрела на малыша, дружелюбно помахивая хвостом». От этой фразы тепло становится на душе. Для Акбары, как для любой матери, дети — смысл жизни. Но волчица уносит ребёнка, и звучит трагический выстрел, который зачеркивает обе жизни.

Трагедия семьи Бостона приравнивается к трагедии семьи волков. Описывая гибель волчонка Большеголового во время расстрела и гибель сына Бостона, писатель обращается к одному образу: мир теряет звуки. И жена Бостона, оплакивая сына, «…припала к изголовью и завыла так, как выла ночами Акбара».

В каждую строчку романа писатель вдохнул частицу своей души. Его гражданская позиция говорит о том, что он не может оставаться равнодушным, предвидя бедствия, страдания человечества, занятого самоуничтожением.

Нарисовав глобальное противостояние человека и природы, Айтматов призывает к совести, добру и ответственности каждого.

«Плаха» звучит трагическим предупреждением: если человек погубит природу, то и себе он вынесет смертный приговор.

Проблема «человек и природа» — нравственная. Потому что отношение человека к природе можно считать критерием гуманности. Она вырастает в проблему совести как одного из качеств, отличающих человека от всего остального в мире.

Проблема «человек и природа» и социальная. Потому что очень важно, кто будет на Земле хозяином, в чьи руки попадут природные богатства. Будут ли эти руки принадлежать людям бережливым, трудолюбивым и старательным. И будет ли благодаря им цвести край родной,

Раскрывая эти аспекты проблемы, литература помогает отстоять не только лучшее в жизни, но и саму жизнь, даёт рецепты гармоничных отношений человека и природы.

Закончить сочинение я хочу словами уральского писателя Николая Никонова, потому что к его словам мне нечего добавить:

«Лес и город. Город и лес. Торжество человека и торжество природы.

Кто знает, как долго будут они считаться неравными и почти врагами с тех еще пор, когда рожденное лесом косматое существо подняло на него свою лапу с камнем-рубилом и первое дерево со стоном пало к его ногам.

Кто знает, сколько еще будет длиться наступление человечества на то, что было от века его жильем, пищей, прибежищем, одевало, хранило, грело, давало дышать и жить….»

(620 слов)

Список возможных тем по направлению «Вопросы, заданные человечеству войной»

Между жизнью и смертью

Тема любви в произведениях о Великой Отечественной войне

Дети и война

891 день мужества ленинградцев

Мемориал — памятник с особым значением

«По ком звонит колокол»

Художественное произведение о войне: есть ли место вымыслу?

Значение войн для государства и для человека

o Человек и война в произведениях второй половины XX в.

o Подвиг народа в Великой Отечественной войне

o Любовь и война на страницах русской литературы

o Смысл названия романа «Война и мир»

o Нравственные проблемы войны

o Война обнажает человеческие пороки

o «Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни…» (по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»)

o Тема мужества на страницах русской литературы

o Истоки предательства

o Женщина и война

o В войне побеждает народ

Еще рекомендую прочитать:

В.Л. Кондратьев «Сашка» (человечность, сострадание).

В.В. Быков «Сотников» (предательство).

В.О. Богомолов «Иван» (мужество).

А.И. Приставкин «Ночевала тучка золотая» (судьбы детей в годы ВОВ).

«Небольшой рассказ о войне»

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/16_107883_spor-pokoleniy-vmeste-i-vroz.html

Как написать сочинение на тему

Вывод спор поколений вместе и врозь

Давайте поразмышляем, как могут быть сформулированы темы сочинений по этому направлению. Раз общая тема начинается со слов «отцы и дети», надо предположить, что речь пойдёт именно об отношениях между детьми и их родителями в семьях или об отношения детей и взрослых в обществе.

Авторы художественных произведений постоянно пишут об этих отношениях, но показывают разные ситуации. Какие бывают ситуации? Либо всё хорошо, либо — плохо. «Всё хорошо» у всех примерно одинаково (в семье мир, взаимопонимание, взаимоуважение, любовь и нет конфликтов).

Сложно придумать несколько разных тем о семейном счастье. А плохо может быть по-разному. Об этом нам ещё Лев Толстой сказал в «Анне Карениной»: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему».

Можете использовать эти слова в качестве эпиграфа. 

Плохие отношения в семье могут выражаться в следующем:

  • дети конфликтуют с родителями из-за разных ценностей,
  • дети конфликтуют с родителями из-за своего эгоизма,
  • никто ни с кем не конфликтует, но дети не ценят родителей, забывают о них,
  • родители не ценят детей,
  • отсутствует преемственность поколений, дети не хотят принимать ценности родителей, хотя конфликта нет.

Тема может быть рассмотрена и шире: под «отцами и детьми» могут пониматься не родители и дети в семьях, а разные поколения. Тогда можно говорить о том, как авторы показывают ценности разных поколений.

Итак, разобьём это направление на подтемы по предмету речи.

Предмет речиВозможные формулировки темыВозможные формулировки главной мыслиЦитаты для эпиграфаПримеры
Семейное счастье, идеальные отношения между родителями и детьмиВозможны ли идеальные отношения между родителями и детьми? За строкой семейного романа. Какой я представляю свою будущую семью? Любовь к детям в русской литературе. Семья — это мой дом. Какова роль семьи в жизни человека? Какими должны быть взаимоотношения детей и взрослых?

Взрослые и мы.

Идеальные отношения между детьми и родителями возможны. У меня с родителями прекрасные отношения. Я сделаю всё, чтобы мои отношения с детьми были идеальными. Идеальные отношения в семье делают ребёнка сильным. Идеальные отношения между детьми и родителями не должны портиться со временем.

Взрослые и дети — неразлучные друзья.

«Взрослые учат нас своими советами и примерами, а дети – своей верой и ожиданием». Ишхан Геворгян «Для воспитания ребенка требуется более проникновенное мышление, более глубокая мудрость, чем для управления государством» (Уильям Чэннинг) «Все мы что-то делаем для потомства; хотелось бы увидеть, что потомство делает для нас» (Джозеф Аддисон) «Семья — это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро». (В. Сухомлинский)«Казус Кукоцкого» и «Дочь Бухары» Л. Улицкой  «Старший сын» А. Вампилова  (поведение «старшего сына», отношение отца к детям) «Ночь исцеления» Б. Екимова
Верность отцовЧем отцы готовы пожертвовать ради детей? Главные люди в жизни человека.

Безграничная родительская любовь.

Мать/отец никогда не бросит своего ребёнка.

Мать и отец — те люди, на которых можно положиться в любых обстоятельствах.

«Дети отрекаются от мечты, чтобы обрадовать родителей, родители отрекаются от самой жизни, чтобы обрадовать детей…» (П. Коэльо. Одиннадцать минут)«Крутой берег реки» В. Быкова

«Я есть. Ты есть. Он есть» В. Токаревой

Конфликт детей и родителей из-за разных ценностейВечные проблемы недопонимания родителей и детей. Почему дети не понимают родителей?

Взрослые и мы.

Никакая ценность не должна оказаться выше любви к родителям и детям. Дети имеют право на своё мнение. Конфликт отцов и детей вечен, потому что у разных поколений разные ценности. Конфликт ценностей в семье можно преодолеть. 

Иногда дети оказываются более развитыми и сильными, чем родители, но это не должно приводить к конфликтам.

«Кто сказал, будто дети неспособны решить, чего они хотят от своей жизни? Взрослые.» (П. Коэльо. Победитель остаётся один»)«Отцы и дети» И.Тургенева «Трое с площади Карронад» В. Крапивина

«Гадкие лебеди» братьев Стругацких

Конфликт детей и родителей из-за эгоизмаКакими должны быть взаимоотношения детей и взрослых?Дети не должны быть чёрствыми к родителям. Родители не должны быть чёрствыми к детям. Любовь побеждает эгоизм. Эгоизм в семье — худшее из зол. Сделать выбор между долгом перед родителями и любовью/убеждениями/долгом перед другими людьми почти невозможно.«Судиться с матерью — самое лишнее на земле дело.» (А. Алексин. Раздел имущества»)

«Есть вещи и хуже войны: трусость хуже, предательство хуже, эгоизм хуже.» (Э. Хемингуэй)

«Старший сын» А. Вампилова (поведение реальных детей героя)

«Раздел имущества» и «Безумная Евдокия» А. Алексина

Одиночество родителейНе забывайте стариков. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле. Какими должны быть взаимоотношения детей и взрослых?

Жестокосердие детей по отношению к родителям в русской литературе.

Нельзя забывать о родителях и оставлять их в одиночестве. Нет большей ценности на свете, чем родители. Человек, забывший родителей, безнравственен.

Иногда о родителях люди вспоминают слишком поздно.

«Неблагодарный сын хуже чужого: это преступник, ибо сын не имеет права быть равнодушным к матери» (Ги де Мопассан) «Любовь родителей к детям сильней чем детей к родителям. Родители могут не любить друг друга, но жить вместе ради детей, а дети могут бросить родителей ради любви к совершенно случайному человеку.» (К. Мелихан) «Нельзя, чтобы в старости человек оставался один. Однако это неизбежно.» (Э. Хемингуэй. Старик и море)

«Одиночество легче, когда не любишь.» (Эрих Мария Ремарк. Три товарища)

«Телеграмма» К. Паустовкого «Станционный смотритель» А. Пушкина «Я есть. Ты есть. Он есть» В. Токаревой «Запах хлеба» Ю. Казакова «Говори, мама, говори…» Б. Екимова

«Последний срок» В. Распутина

Одиночество детейЧто страшнее всего для ребёнка в семье? Современные проблемы детей. Какими должны быть взаимоотношения детей и взрослых?

Жестокосердие взрослых в литературе.

Родители, забывающие о детях/выгоняющие детей из дома, не достойны уважения. Дети не должны расплачиваться своим одиночеством из-за проблем родителей.

Родители, забывшие о детях, всегда оправдывают себя.

«В борьбе за существование часто не выбирают средств…» (А. Алексин. Раздел имущества»)

«Но даже взрослые иногда ошибаются. Или не находят выхода и тогда делают вид, что их ошибка – правильный поступок.» (С. Лукьяненко. Танцы на снегу»)

«Людочка» В. Астафьева
Родители-деспотыПраво свободного выбора подрастающего поколения в произведениях русских писателей. Что страшнее всего для ребёнка в семье? Современные проблемы детей. Какими должны быть взаимоотношения детей и взрослых?

Жестокосердие взрослых в литературе.

Ребёнок имеет право на сою жизнь Чрезмерная любовь превращается в деспотизм. Родители должны уважать детей.«Даже счастье всего мира не стоит одной слезинки на щеке невинного ребёнка» «Для чего познавать это чёртово добро и зло, когда это столького стоит? Да ведь весь мир познания не стоит тогда этих слез ребеночка к «боженьке».

(Ф. Достоевский)

«Пиковая дама» Л. Улицкой «Похороните меня за плинтусом» П. Санаева «Время ночь» Л. Петрушевской

«Он убил мою собаку» Ю. Яковлева 

Отсутствие преемственности поколенийДолжна ли быть преемственность поколений? Если б молодость знала, если б старость могла. Разрыв связей между поколениями в произведениях художественной литературы.

Преемственность и индивидуализм поколений.

Преемственность поколений становится устаревшим понятием. Разрыв связей между поколениями — трагедия современных людей. Семьи крепки преемственностью.

Проблема преемственности поколений — надуманная проблема.

«Дети отрекаются от мечты, чтобы обрадовать родителей, родители отрекаются от самой жизни, чтобы обрадовать детей…» (П. Коэльо. Одиннадцать минут)«Прощание с Матёрой» В. Распутина

«Казус Кукоцкого» Л. Улицкой  (здесь и отсутствие и наличие преемственности)

Конфликт поколений в обществеКонфликт поколений в русской литературе. Характер конфликта в романе Тургенева «Отцы и дети». Вечен ли конфликт поколений? Легко ли быть молодым?

Взрослые и мы.

Конфликт поколений неизбежен. Конфликт поколений — надуманная проблема. Характер конфликта поколений со времён Тургенева сильно изменился. Отцы и дети не должны конфликтовать. В конфликте поколений виноваты дети.

В конфликте поколений виноваты взрослые.

«Она с удовольствием бы «побалдела» вместе с молодыми, послушала, о чем они говорят, что за поколение выросло. Но она была им неинтересна. Отработанный биологический материал.» (В. Токарева. Я есть. Ты есть. Он есть ) «Все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит.» (Экзюпери. Маленький принц) «Взрослые и дети — два разных народа, вот почему они всегда воюют между собой. Смотрите, они совсем не такие, как мы. Смотрите, мы совсем не такие, как они.» (Р. Брэдбери. Вино из одуванчиков) «Каждое поколение хочет быть последним. Каждое поколение ненавидит новое направление в музыке, которую не понимает. Нас бесит и злит, когда наша культура сдает позиции, уступая место чему-то другому.» (Ч. Паланик. Колыбельная) «Каждое поколение уверено, что именно оно призвано переделать мир.» (А. Камю) «Каждое поколение имеет цель в самом себе, несёт оправдание и смысл в своей собственной жизни, в творимых им ценностях, а не в том, что оно является средством для поколений последующих». (Н. Бердяев)«Отцы и дети» И.Тургенева

«Гроза» А. Островского

Страдания детей из-за взрослых (не в семье, а вообще в обществе)Современные проблемы детей.

Что я думаю о Дне защиты детей?

Взрослые в ответе за все страдания детей. Мучая детей, взрослые лишают себя будущего.«Даже счастье всего мира не стоит одной слезинки на щеке невинного ребёнка» (Ф. Достоевский) «…А за что во все века мальчишек — Топорами, ружьями, напалмом?»

(В. Крапивин. Углич)

«Гуси-гуси, га-га-га» В. Крапивина
Тема детстваТема детства в русской литературе. Дети глазами русских писателей. Современные проблемы детей. Легко ли быть молодым? Изображение детей в произведениях русских и зарубежных писателей.Жизнь детей труднее жизни взрослых. Жизнь детей насыщенней жизни взрослых. Описать переживания ребёнка очень сложно.

Чтобы писать о детях и для детей, нужно самому оставаться ребёнком.

«Усилия взрослых направлены, в сущности, на то, чтобы сделать ребёнка удобным для себя.» (Я. Корчак) «Даже счастье всего мира не стоит одной слезинки на щеке невинного ребёнка» (Ф. Достоевский)  «Кто сказал, будто дети неспособны решить, чего они хотят от своей жизни? Взрослые.» (П. Коэльо. Победитель остаётся один») «Он чувствовал себя обитателем некоего мира, где реальная природа тесно переплеталась со сказкой».(М. Пришвин. Курымушка)               «Похороните меня за плинтусом» П. Санаева «Раздел имущества» А. Алексина «Ванька» А. Чехова «Мальчик со шпагой» и «Голубятня на жёлтой поляне» В. Крапивина «Приключения Тома Сойера» и «Приключения Гекльберри Финна» (М. Твена)
ВоспитаниеМой взгляд на воспитание детей. Какова роль родителей в воспитании детей?

В чём смысл воспитания детей?

Воспитание не должно лишать детей индивидуальности. Дело воспитания детей — самое сложной из всех дел человека. Без воспитания нет будущего. Воспитывать нужно своим примером.

Неправильное воспитание приводит к непоправимым последствиям.

«Взрослые всегда должны помнить о том, чтобы не показать детям дурного примера». (Ювенал) «Покажи мне своих учеников , и я увижу тебя» (Ф. Дистервег.)             

«Усилия взрослых направлены, в сущности, на то, чтобы сделать ребёнка удобным для себя.» (Я. Корчак)

«Педагогическая поэма» А. Макаренко «Летят мои кони» Б.Васильева

«Вельд» Р. Брэдбери (о неправильном воспитании)

Взросление. Отличие взрослых от детей.Легко ли быть молодым? Как я почувствовал себя взрослым.

Такая ли большая разница между детьми и взрослыми?

Детство кончается внезапно. Взрослея, человек берёт на себя ответственность за кого-то. Дети честнее взрослых.

Жизнь детей интереснее, чем жизнь взрослых.

«Ребенок просто выходит из тебя, как воздух из шины. И однажды ты смотришь на себя в зеркало, а оттуда на тебя глядит взрослый человек.» (С. Кинг. Оно) ««Дети и дураки всегда говорят правду», – гласит старинная мудрость. Вывод ясен: взрослые и мудрые люди правду никогда не говорят.» (М. Твен)

«Я люблю младенцев и маленьких детей, пока они еще не выросли, и не стали думать, как взрослые, и не научились, как взрослые, лгать, и обманывать, и подличать.» (М.Митчелл. Унесённые ветром)

«Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна» (М. Твен)  «Над пропастью во ржи» Джером Д.Сэлинджера.

  «Цифры» И. Бунина

Спасибо Наталье Алексеевне Корнишовой за существенные дополнения при составлении таблицы.

Источник: https://mogu-pisat.ru/courses/el/course317/lesson2841/

ЖурналЗаконов
Добавить комментарий